Современные стандарты обучения трактуют, что у обучающихся по окончанию 4 класса должны быть сформированы такие метапредметные результаты, как: принимать и сохранять цели учебной задачи, решать проблемы поискового характера, планировать и оценивать свои учебные действия, использовать знаково-символические средства представления информации, готовность слушать собеседника и вести диалог [1]. В системе развивающего обучения данные результаты формируются через систему учебных задач. Согласно Давыдову В.В. под учебной задачей мы понимаем такую задачу, которая способствует открытию и освоению нового общего способа действий [3, с.72]. Учебная задача решается с помощью системы учебных действий, выделенных В.В.Давыдовым, таких как [3, с.64]:
- принятие от учителя или самостоятельная постановка учебной задачи;
- преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего
- отношения изучаемого объекта;
- моделирование выделенного отношения в предметной, графической
- и буквенной формах;
- преобразование модели отношения для изучения его свойств в
- «чистом виде»;
- построение системы частных задач, решаемых общим способом;
- контроль выполнения предыдущих действий;
- оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.
Овладение учащимися способами учебной деятельности происходит через формирования данных учебных действий. Учитывая возрастные особенности для первого года обучения, мы выделяем следующие учебные действия, формирующиеся у учеников первого класса:
- принятие от учителя или самостоятельная постановка учебной задачи;
- преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;
- моделирование выделенного отношения в предметной, графической и буквенной формах;
- преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде».
В МБОУ Прогимназия № 131 города Красноярска также выделяют такое учебное действие как «действовать по образцу». В.Г.Васильев отмечает, что появление данного учебного действия определяется так: «это связано с тем, что с приходом в школу у ребенка нет потребности в теоретических знаниях. Учитель способствует формированию поисковой деятельности детей, выступая ориентиром и организатором учебной деятельности. Это является стартовой ступенью развития именно потребности» [2, с.2]. Можно сделать вывод, что у обучающихся не может проявиться учебная самостоятельность и до тех пор главным действием становиться «действовать по образцу». В тот момент, когда у ученика пропадает интерес повторять за учителем, возникает мотив для следующих учебных действий, представленных ранее.
Таким образом, перед педагогами и психологами становится вопрос: «Как проследить сформированность у обучающихся способности коллективно ставить учебную задачу и вести поисковую деятельность?». В связи с этим от МБОУ Прогимназии № 131 появился заказ на проведение и обработку результатов диагностических методик.
Представим описание выбранной нами диагностической методики, разработанные В.Г.Васильевым и Д.А.Отставной. На основании результатов данной диагностической работы, мы сможем говорить о сформированности или несформированности учебных действий, которые были представлены нами ранее.
Особенностью данной диагностической методики является ее построение на учебном материале или задаче в соответствии с возрастом учащихся и способами, которые они осваивают. Можно сказать, что данную диагностику можно провести на любом классе, изменив задачу, стоящую перед учащимися. Следующая диагностическая методика основана на учебном материале 1 класса по теме "измерение величин мерками". Учащиеся должны практическими действиями построить значение параметров и найти их сумму, там, где это возможно. Задача звучит так:
«Кощей Бессмертный украл Василису Прекрасную. Иван Царевич поехал её спасать, но Кощей Бессмертный перехитрил Ивана Царевича, поймал его, посадил перед собой и сказал: «Перед тобой башни, в башнях три двери. Одна, из них ведёт на свободу, а две другие - ведут в темницу. Эти двери находятся в разных башнях. Высота башен зашифрована на двери. Если ты правильно найдёшь высоту башни с помощью мерок, зашифрованных на двери, тогда ты сможешь определить башню, где находится дверь, ведущая на свободу, а также сможешь найти ключ к этой двери». Чтобы мне узнать правильно ли ты нашёл высоту, тебе нужно отмерить высоту на верёвочках и положить на дверь вместе с ключом.
В испытании первая попытка дается для самостоятельного решения задачи. Затем учащиеся коллективно ищут решение и испытывают его во второй и третьей попытке. Четвёртая попытка снова выполняется каждым учеником самостоятельно. Можно говорить о том, что в первой попытке дети должны произвести исследование, понять, что выход там, где задача имеет решение. Далее детям даётся время на обсуждение, и вырабатывание плана. Построить коллективный знак и преобразовать его в индивидуальный план действия на четвёртую попытку. Испытание предполагается проводить в группах по 4 человека. Таким образом, учащиеся должны понять, что задача имеет решение в том случае, когда мерки одинаковы.
В связи с эпидемиологической ситуацией в мире и переходе большинства количества школ на дистанционное образование, мы предлагаем способ проведения данной диагностики с помощью платформы Zoom и формы Google.
Проведение диагностики на платформе Zoom возможно реализовать следующим образом. Группа учеников состоит из 4 человек, как и при очном проведении диагностики.
1. Учащиеся получают инструкцию, что им необходимо решить следующую задачу. Задача появляется на экране, сначала учитель прочитывает ее и задает вопросы на понимание задания.
2. Учитель с помощью функции «Чат» отправляет ученикам Google -форму, которая представляет из себя тест (https://docs.google.com/forms/d/1uM-paf9n190H_mzfMZe486aZJJhRlUP-HAOK6DFkH30/edit). В начале учащимся необходимо заполнить первую строку под названием «Имя и фамилия». Далее в форме представлены 4 попытки (2 самостоятельные и 2 групповые), там и представлены данные с которыми учащимся необходимо работать. Например, рисунок 1.
Рис. 1
3. Вместе с формой необходимо отправить презентацию, она необходима для того, чтобы каждый учащийся в самостоятельных попытках мог передвигать мерки (первая и контрольные попытки).
4. При совместных попытках (вторая и третья) данную презентацию можно открыть для совместного пользования в Zoom. Так учащиеся смогут вместе работать с мерками, и учитель сможет пронаблюдать за их действиями. Мерки созданы таким образом, что их можно передвигать (мерка скопирована максимально необходимое количество раз и накладывается друг на друга).
Рис.2
Рис.3
5. После каждой попытки учащийся должен выбрать ответ в Google – форме. Таким образом, учитель сможет увидеть, как ответил каждый ученик.
6. Для обработки результатов по группам мы предлагаем работать с обычной таблицей.
Фамилия Имя |
Первая попытка |
Вторая попытка (совместная) |
Третья попытка (совместная) |
Контрольный выбор |
Ученик 1 |
- |
+ |
+ |
+ |
Ученик 2 |
- |
+ |
||
Ученик 3 |
- |
- |
||
Ученик 4 |
+ |
+ |
(Пример таблицы для обработки результатов)
7. С помощью данной таблицы, мы можем сделать вывод, что при первой попытке трое из учащихся не смогли справиться заданием, не открыли способ, в отличии от 4 ученика, который находится в зоне ближайшего развития. В совместных попытках ученики выбрали верные ответы, можно сказать, поисковая деятельность в коллективе у учащихся сформирована. В контрольной попытке мы наблюдаем, что ученик №3 не смог самостоятельно принять и поставить учебную задачу.
Мы предполагаем, что данная диагностика поможет учителям проследить формирование у обучающихся учебных действий, а предложенные нами рекомендации можно подстроить под любую диагностическую методику.
Библиографический список
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – 2009 г. № 373.
- Васильев В.Г., Третьяк М.В. Динамика мотивов учебной деятельности и ее связь с системой учебных действий [Электронный ресурс]// Психолого-педагогические исследования. 2016. Т.8. №4. С.1-12. URL: http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2016_3_Vasilyev_Tretiyak.pdf
- Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова. - М.: Издатель Рассказов А.И., 2004. - 304 с.