Пояснительная записка
Актуальность спецкурса заключается во внедрении системы учебного физического исследовательского эксперимента в свете реализации идеи непрерывной подготовки специалистов для современной инновационной экономики. Основой реализации федерального проекта является договор сотрудничества «Базовые школы РАН» и МАОУ «Лицей № 1».
Новизна спецкурса осуществляется через обсуждение современных технологий, применяемых в работе лабораторий на базе РАН, с целью выявления ранней одаренности личности.
Методологические положения в рамках работы спецкурса осуществляются через научное руководство исследовательских работ лицеистов, экскурсии на предприятия, работа в лабораториях лицея с использованием оборудования «ГИА – лаборатории», организацию курсов лекций специалистами РАН.
Поэтому создание в лицее факультативного курса по физике «Физические практики» в рамках реализации федерального проекта – «Базовые школы РАН» ставит следующую цель - это «погружение» лицеистов в реалии повседневной экономической жизни, привитие навыков к решению конкретных физических экспериментальных задач.
Для осуществления поставленной цели предлагается решить следующие задачи:
- научить лицеистов работать группами;
- привить лицеистам чувство ответственности за выполненную работу;
- повысить эффективность познавательной деятельности;
- активизировать мышление обучающихся;
- помочь преодолеть лицеистам психологический барьер при принятии ответственных решений;
- совершенствовать индивидуальную и коллективную формы взаимодействия;
- развить исследовательские компетенции обучающихся.
Решая все эти задачи, приходится использовать множество методических приемов. В ходе работы выявились проблемы. Одной из существенных проблем является неполная управляемость умственными действиями всех обучающихся факультативного курса из-за отсутствия оптимального соответствия выдвигаемой и изучаемой проблемы реальным возможностям учеников. Во время работы спецкурса необходимо усилить индивидуализацию обучения. Занятия факультативного курса способствуют повышению качества подготовки обучающихся, поступающих в ВУЗы на физические и технические специальности. Данный курс помогает учителю лучше узнать индивидуальные способности своих учеников, выявить среди них одарённых учащихся, проявляющих интерес к физике, и всячески направлять развитие этого интереса.
Планируемые результаты
1. Личностные
- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов.
2. Метапредметные
Регулятивные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
3. Предметные
научится: |
получит возможность научиться: |
- |
- проверять экспериментальными средствами выдвинутые гипотезы, формулируя цель исследования, на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов; |
Содержание курса
Теоретический блок. (6ч.)
- Агрегатные состояния и фазовые переходы. (Зависимость температуры кипения от давления. Изотерма пара. Влажность. Точка росы)
- Электрический ток в различных средах. Полупроводники. Принцип работы транзистора. Современные тенденции в применении полупроводников.
- Вопросы и задачи астрофизики.
Практический блок (28ч.)
- Механика (10ч)
- Изучение движения тела, брошенного под углом к горизонту.
- Исследование закона сохранения импульса.
- Применение закона сохранения энергии.
- Изучение свободного падения.
- Изучение движения связанных тел.
- МКТ (10ч)
- Измерение размеров молекул олеиновой кислоты.
- Измерение атмосферного давления.
- Измерение влажности.
- Измерение термодинамических параметров воздуха в классной комнате.
- Измерение коэффициента поверхностного натяжения жидкости.
- Электричество (8ч)
- Измерение электроемкости конденсатора.
- Работа и мощность тока.
- Определение КПД нагревателя воды.
- Изучение полупроводников.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока |
Количество часов |
Контроль |
1 |
Агрегатные состояния и фазовые переходы Зависимость температуры кипения от давления. Изотерма пара. Влажность. Точка росы. |
2 |
Лекции сотрудников |
2 |
Электрический ток в различных средах. Полупроводники. Принцип работы транзистора. Современные тенденции в применении полупроводников. |
2 |
Лекции сотрудников |
3 |
Вопросы и задачи астрофизики. |
2 |
Лекции сотрудников |
4 |
Изучение движения тела, брошенного под углом к горизонту. |
2 |
практикум |
5 |
Исследование закона сохранения импульса. |
2 |
практикум |
6 |
Применение закона сохранения энергии. |
2 |
практикум |
7 |
Изучение свободного падения. |
2 |
практикум |
8 |
Изучение движения связанных тел. |
2 |
практикум |
9 |
Измерение размеров молекул олеиновой кислоты. |
2 |
практикум |
10 |
Измерение атмосферного давления. |
2 |
практикум |
11 |
Измерение влажности. |
2 |
практикум |
12 |
Измерение термодинамических параметров воздуха в классной комнате. |
2 |
практикум |
13 |
Измерение коэффициента поверхностного натяжения жидкости. |
2 |
практикум |
14 |
Измерение электроемкости конденсатора. |
2 |
практикум |
15 |
Работа и мощность тока. |
2 |
практикум |
16 |
Определение КПД нагревателя воды. |
2 |
практикум |
17 |
Изучение полупроводников. |
2 |
практикум |
Итого: 34 часа |