Программа "Физические практики". 10-й класс

Разделы: Физика, Дополнительное образование

Класс: 10


Пояснительная записка

Актуальность  спецкурса заключается во внедрении системы учебного физического исследовательского эксперимента в свете реализации идеи непрерывной подготовки специалистов для современной инновационной экономики. Основой реализации федерального проекта является договор сотрудничества «Базовые школы РАН» и МАОУ «Лицей № 1».

Новизна спецкурса осуществляется через обсуждение современных технологий, применяемых в работе лабораторий на базе РАН, с целью выявления ранней одаренности личности.

Методологические положения в рамках работы спецкурса осуществляются через научное руководство исследовательских работ лицеистов, экскурсии на предприятия, работа в лабораториях лицея с использованием оборудования «ГИА – лаборатории», организацию курсов лекций специалистами РАН.

Поэтому создание в лицее факультативного курса по физике «Физические практики» в рамках реализации федерального проекта – «Базовые школы РАН» ставит следующую цель - это «погружение» лицеистов в реалии повседневной экономической жизни, привитие навыков к решению конкретных физических экспериментальных задач.

Для осуществления поставленной цели предлагается решить следующие задачи:

  • научить лицеистов работать группами;
  • привить лицеистам чувство ответственности за выполненную работу;
  • повысить эффективность познавательной деятельности;
  • активизировать мышление обучающихся;
  • помочь преодолеть лицеистам психологический барьер при принятии ответственных решений;
  • совершенствовать индивидуальную и коллективную формы взаимодействия;
  • развить исследовательские компетенции обучающихся.

Решая все эти задачи, приходится использовать множество методических приемов. В ходе работы выявились проблемы. Одной из существенных проблем является неполная управляемость умственными действиями всех обучающихся факультативного курса из-за отсутствия оптимального соответствия выдвигаемой и изучаемой проблемы реальным возможностям учеников. Во время работы спецкурса необходимо усилить индивидуализацию обучения. Занятия факультативного курса способствуют повышению качества подготовки обучающихся, поступающих в ВУЗы на физические и технические специальности. Данный курс помогает учителю лучше узнать индивидуальные способности своих учеников, выявить среди них одарённых учащихся, проявляющих интерес к физике, и всячески направлять развитие этого интереса.

Планируемые результаты

1. Личностные

  • готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию;
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов.

2. Метапредметные

Регулятивные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

3. Предметные

научится:

получит возможность научиться:

-
- понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;
- владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;
- самостоятельно конструировать экспериментальные установки для проверки выдвинутых гипотез, рассчитывать абсолютную и относительную погрешности;
- самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;
-  объяснять границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач;

- проверять экспериментальными средствами выдвинутые гипотезы, формулируя цель исследования, на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;
- описывать и анализировать полученную в результате проведенных физических экспериментов информацию, определять ее достоверность;
-  решать экспериментальные, качественные и количественные задачи олимпиадного уровня сложности, используя физические законы, а также уравнения, связывающие физические величины;
-  формулировать и решать новые задачи, возникающие в ходе учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- усовершенствовать приборы и методы исследования в соответствии с поставленной задачей;
- использовать методы математического моделирования, в том числе простейшие статистические методы для обработки результатов эксперимента.

Содержание курса

Теоретический блок. (6ч.)

  1. Агрегатные состояния и фазовые переходы. (Зависимость температуры кипения от давления. Изотерма пара. Влажность. Точка росы)
  2. Электрический ток в различных средах. Полупроводники. Принцип работы транзистора. Современные тенденции в применении полупроводников.
  3. Вопросы и задачи астрофизики.

Практический блок (28ч.)

  1. Механика (10ч)
  2. Изучение движения тела, брошенного под углом к горизонту.
  3. Исследование закона сохранения импульса.
  4. Применение закона сохранения энергии.
  5. Изучение свободного падения.
  6. Изучение движения связанных тел.
  7. МКТ (10ч)
  8. Измерение размеров молекул олеиновой кислоты.
  9. Измерение атмосферного давления.
  10. Измерение влажности.
  11. Измерение термодинамических параметров воздуха в классной комнате.
  12.  Измерение коэффициента поверхностного натяжения жидкости.
  13. Электричество (8ч)
  14. Измерение электроемкости конденсатора.
  15. Работа и мощность тока.
  16. Определение КПД нагревателя воды.
  17. Изучение полупроводников.

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Количество часов

Контроль

1

Агрегатные состояния и фазовые переходы Зависимость температуры кипения от давления. Изотерма пара. Влажность. Точка росы.

2

Лекции сотрудников
РАН

2

Электрический ток в различных средах. Полупроводники. Принцип работы транзистора. Современные тенденции в применении полупроводников.

2

Лекции сотрудников
РАН

3

Вопросы и задачи астрофизики.

2

Лекции сотрудников
РАН

4

Изучение движения тела, брошенного под углом к горизонту.

2

практикум

5

Исследование закона сохранения импульса.

2

практикум

6

Применение закона сохранения энергии.

2

практикум

7

Изучение свободного падения.

2

практикум

8

Изучение движения связанных тел.

2

практикум

9

Измерение размеров молекул олеиновой кислоты.

2

практикум

10

Измерение атмосферного давления.

2

практикум

11

Измерение влажности.

2

практикум

12

Измерение термодинамических параметров воздуха в классной комнате.

2

практикум

13

Измерение коэффициента поверхностного натяжения жидкости.

2

практикум

14

Измерение электроемкости конденсатора.

2

практикум

15

Работа и мощность тока.

2

практикум

16

Определение КПД нагревателя воды.

2

практикум

17

Изучение полупроводников.

2

практикум

Итого: 34 часа