Музыкально-познавательный утренник в старшей группе «Там русский дух, там Русью пахнет»

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старшая группа, утренник, утренник в ДОУ


Номинация: дошкольное отделение.

Направление: образовательные проекты и исследования.

Секция: история.

Название проекта: «Там русский дух, там Русью пахнет».

Руководитель структурного подразделения: Сотникова О.В.

Наименование образовательной организации - Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 1519», корп.8 СЗАО г. Москвы.

Команда участников - дети старшей группы №1 «Ромашково» (18 человек).

Руководители - воспитатели группы №1: Комарова И.Н.; музыкальный руководитель: Туманова С.С.

Объектом нашего исследования стала история возникновения древнерусского государства, жизнь и быт наших предков. Одной из видов продуктивной деятельности проекта является художественно-эстетическое развитие, которое проводится в игровой форме и стимулирует воображение, логическое мышление и интерес детей к поставленной задаче. Срок реализации проекта: 09.2019-01.2020.

Цель проекта:

  • Познакомить детей с историей образования Российского государства, с жизнью и бытом наших предков в древности.
  • Формировать духовно-нравственные и патриотические качества личности ребенка, воспитывать любовь к родному краю.
  • Активизировать познавательную активность детей, направленную на дальнейшее ее развитие.

В процессе работы решались следующие задачи:

  • Прививать интерес у детей к истории и культуре России;
  • Развивать интеллектуальные и коммуникативные способности детей;
  • Формировать у детей познавательный интерес;
  • Воспитывать в детях любовь к Родине и родному краю, желание защищать свое Отечество и гордиться им;
  • Развивать творческие способности детей, воспитывать эстетические чувства и чувства прекрасного.
  • Активизировать наглядно - образное мышление детей;
  • Учить детей использовать свои знания в сюжетно-ролевых играх.

Используемые методы: Игровые, словесные, практические и наглядные.

Полученные данные: В ходе проектной деятельности дети узнали о жизни и быте древнерусских людей и получили начальное представление об истории возникновения Российского государства. Дети пришли к выводу, что жизнь и быт наших предков отличались от сегодняшних дней, а наше государство образовывалось долго и сложно. Поэтому мы должны любить, беречь и охранять нашу Родину, и быть благодарны нашим предкам.

Выводы: Данный проект помог получить детям начальную информацию об истории образования России и жизни древнерусских людей; стимулировал познавательную активность; сформировал у детей азы патриотизма и любви к Родине. Художественное творчество и другие продуктивные виды деятельности в сочетании с игрой помогли активизировать воображение логическое мышление и интерес детей к поставленной задаче. Наши воспитанники с удовольствием участвуют в проекте.

Дети входят в зал и танцуют хоровод вокруг кувшина.

После танца ребята становятся полукругом.

Ведущий: Ребята, посмотрите на кувшин, который мы в сентябре нашли на нашем участке. Вы помните, кто нам его послал?

Дети: Да! Его нам подарил Подземный Царь и написал послание.

Ведущий: Давайте мы прочтем это послание для всех наших гостей.

Читает послание: - Здравствуйте, дорогие друзья!

Я услышал, что вы интересовались, как жили люди раньше на Руси.

И решил вам помочь.

Этот волшебный кувшин я пронес сквозь время из прошлого в настоящее.

Он покрыт пылью времени и пахнет русским духом.

Узнайте все о том, как жили русские люди на Руси, тогда вы сможете потереть бок кувшина ладошкой и очутиться в волшебной сказке!

Удачи! Ваш Подземный Царь!

Ведущий: Мы с вами, ребята, очень старались и о прошлом Руси много узнали.

Давайте всем расскажем.

1 ребенок: Давным-давно наше государство называлось не Россия, а Русь.

Русь образовалась не сразу. Жили люди сначала племенами.

Племена назывались славянскими. Племен было много, а говор и обычаи похожи. Волосы у них были русые, то есть светлые.

Дети из полукруга делятся на три племени и говорят:

- Мы словене, мы поляне, а мы вятичи.

2 ребенок: Во время войны в племени выбирали главного вождя – князя.

Князья стали иметь большую власть.

Им подчинялась дружина – лучшие воины.

Жили племена, то враждуя между собой, то мирясь.

Выходят по одному ребенку из каждого «племени» и имитируют бой на мечах.

(Можно мини-танец в музыкальном сопровождении). Бой заканчивается, участники пожимают друг другу руки и расходятся по своим племенам.

3 ребенок: Племена образовали свои княжества.

Дети разворачивают плакаты со своими княжествами и говорят:

- Мы Новгородское княжество, мы Киевское княжество, мы Изборское княжество.

3 ребенок: Строили княжества на высоком берегу около рек и лесов. Огораживались от врагов крепостью. Росли княжества, превращаясь в города.

Города старинные,
Крепость на реке.
Новгород на Волхове,
Муром на Оке.
Здесь дружины храбрые
В бой вели князья,
Конного и пешего
Недруга разя.
(В.Степанов)

4 ребенок: В мирное время люди строили бревенчатые дома, охотились на зверей, ловили рыбу, выращивали рожь и пшеницу, овощи и фрукты.

5 ребенок: Гончары из глины делали посуду.

Кузнецы ковали серпы, мечи, ключи, замки.

Русская народная песня: «Во кузнеце». Два ребенка-кузнеца имитируют работу.

6 ребенок: Ткачи из льняных нитей ткали ткани. Пряхи из овечьей шерсти пряли нити. Мужики из лыка плели лапти, делали лобки, а из прутьев – корзины.

7 ребенок: Кожевники из кожи животных шили одежду и обувь. Мастера из дерева вырезали деревянную посуду, ложки, черпаки, делали деревянные бочки и телеги.

8 ребенок: Игрушки для детей делали из дерева, глины, соломы, тряпочных лоскутиков.

9 ребенок: Все свои изделия, урожай и добычу люди продавали на ярмарках и базарах.

Города старинные
Мастерами славные.
Улицы кузнечные,
Улицы гончарные.
Площади торговые,
Праздничные ярмарки –
Из Ельца – матрешки,
А из Тулы – пряники.
(В.Степанов)

10 ребенок: Но как начиналась война, крепости и дома сгорали. Все хозяйство гибло и пропадало! Очень горевали люди и плакали. (Фраза сопровождается зловещей мелодией.)

Дети переворачивают плакаты на сторону с горящими и разрушенными княжествами.

Выходит ребенок в одежде князя и говорит:

Правил в Новгороде князь Гостомысл.

Погибли у него все сыновья, но осталось три дочери.

Средняя дочь Умила была замужем за варяжским князем, и было у нее три сына: Трувор, Рюрик и Синеус.

Пригласил князь Гостомысл свою дочь Умилу и ее сыновей править землями славянскими. Приплыли варяги на красивых ладьях. И вышел их встречать народ.

(Имитация приплытия на картонном корабле.)

11 ребенок: Принесли славяне варягам дары и просили:

- Станьте нашими князьями.

Устали мы от войн, сохраните мир между нашими племенами.
Стали Трувор, Рюрик и Синеус править в разных княжествах.
Рюрик стал князем в Новгороде, а потом и в Киеве.
Потомки Рюрика правили почти 700 лет.
Они объединили все княжества в одно государство.

Все дети: И назвали его Русь!

Песня о Руси.

Дети садятся на стульчики.

Ведущий: Какие вы, ребята, молодцы! Теперь мы можем потереть бок волшебного кувшина и очутиться в сказке!

Ведущий или ребенок трет бок кувшина. Раздается таинственная музыка, мелькают разноцветные звездочки, и начинается сказка…

Открывается занавес, и появляются царские палаты.

На троне сидит царь и спит.

Открыв глаза, царь испуганно машет руками и кричит:

- Чур - меня, чур – меня, что за демоны вокруг!

Вы кто такие?

Дети: Мы дети из сада, …

Царь: Как вы сюда попали?

Дети: Нам волшебный кувшин помог. Перенес нас в прошлое.

Царь: Вы точно не демоны?

Дети: Нет!

Царь: Тогда размещайтесь в моих палатах, будьте гостями. Эй, слуги!
Позвать сюда скоморохов! Дорогих гостей развлекать, да радовать будем.

Танец скоморохов на деревянных лошадках.

Царь: Ну, что понравилось вам, как танцуют мои шуты?

Дети: Да!

Ведущий: Батюшка Царь, давай, и наши ребята порадуют тебя и песню споют.

Песня: «Жили у бабуси два веселых гуся»

Царь: Хорошо ребята поют, да только мои старушки веселушки веселее будут.

Выбегают старушки веселушки и поют частушки из м/ф «Летучий корабль».

Ведущий: Да, весело в твоем царстве – государстве. Только наши ребята поумнее кикимор будут. Они все о жизни в твоем государстве знают.

Царь: Не верю!! Сейчас проверю!!

- Какого государства я царь? (Царь Руси)

- Как называется мой дом? (Дворец с царскими палатами)

- Кто мои палаты сторожит? (Дружина)

- А топорики дружине кто кует? (Кузнец)

- А где мой работник Балда живет? (В избе)

- На чем он спит? (На лавке)

- В чем он готовит? (В печи)

- Чем свой дом освещает? (Лучиной)

- Из чего в моем государстве хлеб пекут? (Из ржаной муки)

- А где муку молят? (На мельнице)

- В чем моя повариха огурцы солит? (В бочке)

- Что нужно моей ключнице? (Замки и ключи)

- На чем Марья царевна прядет нити? (На прялке)

- А кто на печи в моем царстве разъезжает? (Емеля)

Царь: Правильно, а вот и он едет.

Под музыку выезжает Емеля на печи, играет на балалайке.

Емеля: Ой. Куда это я приехал?

Царь: Да у меня ты, дурень, в царских палатах!

А это гости в нашем царстве. (Показывает на ребят)

Говорят, из будущего попали к нам. Все знают, на все вопросы отвечают.

Емеля: Правда?! Ай, да молодцы! А у меня вот горе приключилось.

Нынче в огороде копал, да колечко потерял. Дорого оно мне.

Сама царевна Несмеяна мне его подарила.

Может быть вы мне поможете его найти?

Дети: Да!

Емеля: Тогда, ай да, за мной в огород!

Дети за Емелей едут в огород. В огороде стоит пугало и растут овощи.

Емеля: Вот мой огород и колечко где-то здесь спряталось. Если мы все овощи соберем, то моей маменьке поможем, и, наверное, колечко само найдется.

Игра: Дети по команде собирают с грядок овощи, а пугало оживает и мешает ребятам собирать урожай.

Пугало машет руками и приговаривает:

Вот воронья сколько налетело, все запасы мои сейчас разворуют!

Как только дети собрали овощи, между грядками появляется Емелено колечко.

Ребята отдают его Емеле.

Емеля: Ах, спасибо вам ребятушки, теперь я буду беречь колечко как зеницу ока!
И на радостях приглашаю вас повеселиться на ярмарочной карусели.

Емеля берет шест с разноцветными лентами, и предлагает ребятам каждому взяться левой рекой за одну ленту. Следует объяснить, что при быстрой музыке дети скачут по кругу боком (лицом к Емеле) приставным шагом. А как только музыка замедляется - ребята поворачиваются друг за другом и идут как лошадки, высоко поднимая колени.

Емеля: Хорошо повеселились. От смеха мне живот аж прихватило! Поеду-ка я домой к матушке, щей похлебаю, да блинов поем. Доброго вам пути, ребята!

Спасибо за помощь! Емеля уезжает.

Ведущий: И тебе, Емеля, всех благ!

Ну, что, ребятки, и нам пора домой возвращаться. Давайте потрем наш сказочный кувшин за бочок и скажем волшебные слова:

- Мы в русской сказке находились,
Чудесам там подивились.
А теперь пора домой.
Через себя перевернитесь (дети поворачиваются вокруг себя)
И в детском саде очутитесь!

Вот мы и дома в родном детском садике. Понравилось вам путешествие?

Дети: Да!

Ведущий: Спасибо волшебному кувшину! Ой, какой-то он тяжелый стал.

Давайте в него заглянем.

Ведущий открывает крышку кувшина, а внутри – сюрприз для детей.

Ведущий: Ребята, да это же вам подарок от Царя из Тридевятого царства. Давайте попрощаемся с нашими гостями и пойдем в группу, там мы рассмотрим получше ваши награды.

Дети: Спасибо за внимание, до свидания!

Приложение

Список литературных источников

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.- М.: Мозаика – Синез, 2014.
  2. Горелова Н.А. Москвоведение. Путешествие в прошлое Москвы. - М.: ОАО Московские учебники, 2005.
  3. Крашенников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников.- М.: Мозаика – Синез, 2014.
  4. Майорова Н. Русская история. – М.: Белый город, 2004.
  5. Селихова Л.Г. Ознакомление с окружающим миром. – М.: Мозаика – синтез, 2006.
  6. Степанов В.А. Моя родина - Россия. - М.: Фламинго, 2004.