Номинация: дошкольное отделение.
Направление: образовательные проекты и исследования.
Секция: история.
Название проекта: «Там русский дух, там Русью пахнет».
Руководитель структурного подразделения: Сотникова О.В.
Наименование образовательной организации - Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 1519», корп.8 СЗАО г. Москвы.
Команда участников - дети старшей группы №1 «Ромашково» (18 человек).
Руководители - воспитатели группы №1: Комарова И.Н.; музыкальный руководитель: Туманова С.С.
Объектом нашего исследования стала история возникновения древнерусского государства, жизнь и быт наших предков. Одной из видов продуктивной деятельности проекта является художественно-эстетическое развитие, которое проводится в игровой форме и стимулирует воображение, логическое мышление и интерес детей к поставленной задаче. Срок реализации проекта: 09.2019-01.2020.
Цель проекта:
- Познакомить детей с историей образования Российского государства, с жизнью и бытом наших предков в древности.
- Формировать духовно-нравственные и патриотические качества личности ребенка, воспитывать любовь к родному краю.
- Активизировать познавательную активность детей, направленную на дальнейшее ее развитие.
В процессе работы решались следующие задачи:
- Прививать интерес у детей к истории и культуре России;
- Развивать интеллектуальные и коммуникативные способности детей;
- Формировать у детей познавательный интерес;
- Воспитывать в детях любовь к Родине и родному краю, желание защищать свое Отечество и гордиться им;
- Развивать творческие способности детей, воспитывать эстетические чувства и чувства прекрасного.
- Активизировать наглядно - образное мышление детей;
- Учить детей использовать свои знания в сюжетно-ролевых играх.
Используемые методы: Игровые, словесные, практические и наглядные.
Полученные данные: В ходе проектной деятельности дети узнали о жизни и быте древнерусских людей и получили начальное представление об истории возникновения Российского государства. Дети пришли к выводу, что жизнь и быт наших предков отличались от сегодняшних дней, а наше государство образовывалось долго и сложно. Поэтому мы должны любить, беречь и охранять нашу Родину, и быть благодарны нашим предкам.
Выводы: Данный проект помог получить детям начальную информацию об истории образования России и жизни древнерусских людей; стимулировал познавательную активность; сформировал у детей азы патриотизма и любви к Родине. Художественное творчество и другие продуктивные виды деятельности в сочетании с игрой помогли активизировать воображение логическое мышление и интерес детей к поставленной задаче. Наши воспитанники с удовольствием участвуют в проекте.
Дети входят в зал и танцуют хоровод вокруг кувшина.
После танца ребята становятся полукругом.
Ведущий: Ребята, посмотрите на кувшин, который мы в сентябре нашли на нашем участке. Вы помните, кто нам его послал?
Дети: Да! Его нам подарил Подземный Царь и написал послание.
Ведущий: Давайте мы прочтем это послание для всех наших гостей.
Читает послание: - Здравствуйте, дорогие друзья!
Я услышал, что вы интересовались, как жили люди раньше на Руси.
И решил вам помочь.
Этот волшебный кувшин я пронес сквозь время из прошлого в настоящее.
Он покрыт пылью времени и пахнет русским духом.
Узнайте все о том, как жили русские люди на Руси, тогда вы сможете потереть бок кувшина ладошкой и очутиться в волшебной сказке!
Удачи! Ваш Подземный Царь!
Ведущий: Мы с вами, ребята, очень старались и о прошлом Руси много узнали.
Давайте всем расскажем.
1 ребенок: Давным-давно наше государство называлось не Россия, а Русь.
Русь образовалась не сразу. Жили люди сначала племенами.
Племена назывались славянскими. Племен было много, а говор и обычаи похожи. Волосы у них были русые, то есть светлые.
Дети из полукруга делятся на три племени и говорят:
- Мы словене, мы поляне, а мы вятичи.
2 ребенок: Во время войны в племени выбирали главного вождя – князя.
Князья стали иметь большую власть.
Им подчинялась дружина – лучшие воины.
Жили племена, то враждуя между собой, то мирясь.
Выходят по одному ребенку из каждого «племени» и имитируют бой на мечах.
(Можно мини-танец в музыкальном сопровождении). Бой заканчивается, участники пожимают друг другу руки и расходятся по своим племенам.
3 ребенок: Племена образовали свои княжества.
Дети разворачивают плакаты со своими княжествами и говорят:
- Мы Новгородское княжество, мы Киевское княжество, мы Изборское княжество.
3 ребенок: Строили княжества на высоком берегу около рек и лесов. Огораживались от врагов крепостью. Росли княжества, превращаясь в города.
Города старинные,
Крепость на реке.
Новгород на Волхове,
Муром на Оке.
Здесь дружины храбрые
В бой вели князья,
Конного и пешего
Недруга разя.
(В.Степанов)
4 ребенок: В мирное время люди строили бревенчатые дома, охотились на зверей, ловили рыбу, выращивали рожь и пшеницу, овощи и фрукты.
5 ребенок: Гончары из глины делали посуду.
Кузнецы ковали серпы, мечи, ключи, замки.
Русская народная песня: «Во кузнеце». Два ребенка-кузнеца имитируют работу.
6 ребенок: Ткачи из льняных нитей ткали ткани. Пряхи из овечьей шерсти пряли нити. Мужики из лыка плели лапти, делали лобки, а из прутьев – корзины.
7 ребенок: Кожевники из кожи животных шили одежду и обувь. Мастера из дерева вырезали деревянную посуду, ложки, черпаки, делали деревянные бочки и телеги.
8 ребенок: Игрушки для детей делали из дерева, глины, соломы, тряпочных лоскутиков.
9 ребенок: Все свои изделия, урожай и добычу люди продавали на ярмарках и базарах.
Города старинные
Мастерами славные.
Улицы кузнечные,
Улицы гончарные.
Площади торговые,
Праздничные ярмарки –
Из Ельца – матрешки,
А из Тулы – пряники.
(В.Степанов)
10 ребенок: Но как начиналась война, крепости и дома сгорали. Все хозяйство гибло и пропадало! Очень горевали люди и плакали. (Фраза сопровождается зловещей мелодией.)
Дети переворачивают плакаты на сторону с горящими и разрушенными княжествами.
Выходит ребенок в одежде князя и говорит:
Правил в Новгороде князь Гостомысл.
Погибли у него все сыновья, но осталось три дочери.
Средняя дочь Умила была замужем за варяжским князем, и было у нее три сына: Трувор, Рюрик и Синеус.
Пригласил князь Гостомысл свою дочь Умилу и ее сыновей править землями славянскими. Приплыли варяги на красивых ладьях. И вышел их встречать народ.
(Имитация приплытия на картонном корабле.)
11 ребенок: Принесли славяне варягам дары и просили:
- Станьте нашими князьями.
Устали мы от войн, сохраните мир между нашими племенами.
Стали Трувор, Рюрик и Синеус править в разных княжествах.
Рюрик стал князем в Новгороде, а потом и в Киеве.
Потомки Рюрика правили почти 700 лет.
Они объединили все княжества в одно государство.
Все дети: И назвали его Русь!
Песня о Руси.
Дети садятся на стульчики.
Ведущий: Какие вы, ребята, молодцы! Теперь мы можем потереть бок волшебного кувшина и очутиться в сказке!
Ведущий или ребенок трет бок кувшина. Раздается таинственная музыка, мелькают разноцветные звездочки, и начинается сказка…
Открывается занавес, и появляются царские палаты.
На троне сидит царь и спит.
Открыв глаза, царь испуганно машет руками и кричит:
- Чур - меня, чур – меня, что за демоны вокруг!
Вы кто такие?
Дети: Мы дети из сада, …
Царь: Как вы сюда попали?
Дети: Нам волшебный кувшин помог. Перенес нас в прошлое.
Царь: Вы точно не демоны?
Дети: Нет!
Царь: Тогда размещайтесь в моих палатах, будьте гостями. Эй, слуги!
Позвать сюда скоморохов! Дорогих гостей развлекать, да радовать будем.
Танец скоморохов на деревянных лошадках.
Царь: Ну, что понравилось вам, как танцуют мои шуты?
Дети: Да!
Ведущий: Батюшка Царь, давай, и наши ребята порадуют тебя и песню споют.
Песня: «Жили у бабуси два веселых гуся»
Царь: Хорошо ребята поют, да только мои старушки веселушки веселее будут.
Выбегают старушки веселушки и поют частушки из м/ф «Летучий корабль».
Ведущий: Да, весело в твоем царстве – государстве. Только наши ребята поумнее кикимор будут. Они все о жизни в твоем государстве знают.
Царь: Не верю!! Сейчас проверю!!
- Какого государства я царь? (Царь Руси)
- Как называется мой дом? (Дворец с царскими палатами)
- Кто мои палаты сторожит? (Дружина)
- А топорики дружине кто кует? (Кузнец)
- А где мой работник Балда живет? (В избе)
- На чем он спит? (На лавке)
- В чем он готовит? (В печи)
- Чем свой дом освещает? (Лучиной)
- Из чего в моем государстве хлеб пекут? (Из ржаной муки)
- А где муку молят? (На мельнице)
- В чем моя повариха огурцы солит? (В бочке)
- Что нужно моей ключнице? (Замки и ключи)
- На чем Марья царевна прядет нити? (На прялке)
- А кто на печи в моем царстве разъезжает? (Емеля)
Царь: Правильно, а вот и он едет.
Под музыку выезжает Емеля на печи, играет на балалайке.
Емеля: Ой. Куда это я приехал?
Царь: Да у меня ты, дурень, в царских палатах!
А это гости в нашем царстве. (Показывает на ребят)
Говорят, из будущего попали к нам. Все знают, на все вопросы отвечают.
Емеля: Правда?! Ай, да молодцы! А у меня вот горе приключилось.
Нынче в огороде копал, да колечко потерял. Дорого оно мне.
Сама царевна Несмеяна мне его подарила.
Может быть вы мне поможете его найти?
Дети: Да!
Емеля: Тогда, ай да, за мной в огород!
Дети за Емелей едут в огород. В огороде стоит пугало и растут овощи.
Емеля: Вот мой огород и колечко где-то здесь спряталось. Если мы все овощи соберем, то моей маменьке поможем, и, наверное, колечко само найдется.
Игра: Дети по команде собирают с грядок овощи, а пугало оживает и мешает ребятам собирать урожай.
Пугало машет руками и приговаривает:
Вот воронья сколько налетело, все запасы мои сейчас разворуют!
Как только дети собрали овощи, между грядками появляется Емелено колечко.
Ребята отдают его Емеле.
Емеля: Ах, спасибо вам ребятушки, теперь я буду беречь колечко как зеницу ока!
И на радостях приглашаю вас повеселиться на ярмарочной карусели.
Емеля берет шест с разноцветными лентами, и предлагает ребятам каждому взяться левой рекой за одну ленту. Следует объяснить, что при быстрой музыке дети скачут по кругу боком (лицом к Емеле) приставным шагом. А как только музыка замедляется - ребята поворачиваются друг за другом и идут как лошадки, высоко поднимая колени.
Емеля: Хорошо повеселились. От смеха мне живот аж прихватило! Поеду-ка я домой к матушке, щей похлебаю, да блинов поем. Доброго вам пути, ребята!
Спасибо за помощь! Емеля уезжает.
Ведущий: И тебе, Емеля, всех благ!
Ну, что, ребятки, и нам пора домой возвращаться. Давайте потрем наш сказочный кувшин за бочок и скажем волшебные слова:
- Мы в русской сказке находились,
Чудесам там подивились.
А теперь пора домой.
Через себя перевернитесь (дети поворачиваются вокруг себя)
И в детском саде очутитесь!
Вот мы и дома в родном детском садике. Понравилось вам путешествие?
Дети: Да!
Ведущий: Спасибо волшебному кувшину! Ой, какой-то он тяжелый стал.
Давайте в него заглянем.
Ведущий открывает крышку кувшина, а внутри – сюрприз для детей.
Ведущий: Ребята, да это же вам подарок от Царя из Тридевятого царства. Давайте попрощаемся с нашими гостями и пойдем в группу, там мы рассмотрим получше ваши награды.
Дети: Спасибо за внимание, до свидания!
Список литературных источников
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.- М.: Мозаика – Синез, 2014.
- Горелова Н.А. Москвоведение. Путешествие в прошлое Москвы. - М.: ОАО Московские учебники, 2005.
- Крашенников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников.- М.: Мозаика – Синез, 2014.
- Майорова Н. Русская история. – М.: Белый город, 2004.
- Селихова Л.Г. Ознакомление с окружающим миром. – М.: Мозаика – синтез, 2006.
- Степанов В.А. Моя родина - Россия. - М.: Фламинго, 2004.