Цель: формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду; познакомить с интересными фактами из жизни диких животных.
Задачи
- уточнить представления о сезонных изменениях в природе, приметах осени;
- систематизировать знания о лесных животных о том, как они готовятся к зиме, умение определять отличительные признаки животных;
- обогащать и активизировать словарь по теме, учить вступать в общий диалог, развивать его и заканчивать;
- воспитывать бережное отношение к миру природы, к диким животным, проявлять заботу и внимание ко всему живому.
Предварительная работа:
- наблюдение за изменениями в природе осенью;
- беседы об осени, о подготовке лесных животных к зиме, загадки, стихи о животных;
- рассматривание картин с изображением диких животных, обсуждение содержания;
- чтение рассказов В.Бианки «Хвосты», «Тайна ночного леса», В.П.Краснопевцев «Как животные служат людям»;
- дидактические игры: «Когда это бывает?» «Дикие животные», «Времена года», «Какое время года хозяйничает в лесу», «Волшебный круг»;
- экскурсии по экологической тропе «В гости к Старичку-Лесовичку»;
- тематические физминутки: «Зайка», «Мишутка», пальчиковая гимнастика «Лиса и волк»;
Оборудование:
- трафареты осенних листьев, фломастеры
- музыкальное сопровождение О.П.Радынова «Природа и музыка».
Ход НОД
- Дети, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям и поздоровайтесь.
- А сейчас послушайте: далеко-далеко, высоко-высоко, в удивительном воздушном дворце живёт Круглый год и есть у него четыре прекрасные дочери. Они совсем не похожи друг на друга, но отец любит их одинаково. Чтобы дочери не грустили, отец Круглый год отпускает их по очереди на землю погулять.
- Я, думаю, вы догадались, о чём идет речь? (ответы детей)
- Дети, а где мы можем увидеть все времена года, не выходя из нашей группы? (ответы детей)
На доске «волшебный круг»
- Дети, а это что за знаки? (приметы)
- А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Каждой примете свое время или место».
(дети выполняют задание)
- Молодцы, вы отлично справились с заданием.
- Дети, посмотрите в окно и скажите, как вы думаете, какую дочь послал на землю отец Круглый год? (осень)
- А какие задания он дал дочери? (ответы детей)
- Дети, вы не заметили никаких изменений, когда утром шли в д/с?
- А я заметила: мы часто ходим в гости к «Старичку-Лесовичку», а сегодня его домик пуст - Как вы думаете, куда он мог уйти? (ответы детей)
- Какие хлопоты и у кого в осеннем лесу? (ответы детей)
- Дети, вы хотели бы посмотреть, что там происходит?
- Давайте скажем волшебные слова и отправимся в лес:
Вокруг себя повернись, в осеннем лесу окажись
- Посмотрите, как красиво в осеннем лесу.
- Лес для кого является домом? (ответы детей)
- Дети, вы знаете, как готовятся к зиме животные?
- Давайте посмотрим, с кем будет первая встреча. (Белка)
- Как готовится белка к зиме?
Белка к зиме меняет цвет шубки с рыжей на серую. Для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба или куницы. Кроме того, шубка становится более теплой и пушистой. В самые сильные морозы белка спит в своем дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: осенью белочка таскает туда опавшие листья, сухой мох, так что в дупле сухо, тепло и мягко. Белка очень запасливый зверек. В дупле она устраивает много кладовых. Там хранятся орехи, шишки, желуди, грибы…
- Дети, вы знаете, чем служит хвост у белки? (рулем).
Когда белка прыгает с дерева на дерево, то она расправляет свой пушистый хвост и он, как парашют, поддерживает ее в воздухе. А в зимнюю стужу, белка прикрывается хвостом, как одеялом.
- С кем будет следующая встреча? (Заяц)
- Готовятся ли зайцы к зиме?
Зайцы меняют шубку с серой на белую, чтобы зимой его не было видно на снегу. А ещё белая шубка – тёплая. Питается заяц корой деревьев, молодыми веточками.
- А как заяц устраивает себе домик?
Оказывается, у него нет отдельной норки. Днём он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать.
- Дети, а вы знаете, как меняется цвет шубки у зайчика? (показ рисунка)
Все они приспособились к жизни в лесу. О них никто не заботится, они сами добывают себе пищу и защищаются от врагов.
А сейчас мы немного отдохнём: физминутка «Зайка».
Зайка по лесу скакал,
Зайка корм себе искал.
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки ушки.
Шорох тихий раздаётся:
Кто-то по лесу крадётся.
Заяц путает следы,
Убегает от лисы.
Прыгнул в бок и обернулся
И под кустиком свернулся.
Словно беленький клубок –
Чтоб никто найти не мог.
- С кем следующая встреча? (Медведь)
- Дети, вы знаете, как готовится медведь к зиме? (много ест, запасает жир, устраивает берлогу)
Медведь за лето и осень очень сильно толстеет, набирает жир. А к поздней осени, среди бурелома, под корнями упавших деревьев устраивает берлогу. Дно выстилает еловыми ветками, сухими листьями и засыпает на мягкой подстилке на всю зиму.
- Чем питается медведь? (ягодами, мёдом, кореньями, грибами, рыбой, лягушками)
Медведь - хищное животное.
- Дети, а вы знаете, почему так говорят «сосёт лапу». Просто в середине зимы кожа на лапах у медведя начинает чесаться, зудеть, меняться. Вот медведь во сне и слизывает старую кожу.
- Пока вы рассказывали о животных, я собрала осенние листочки. Но листочки эти не простые: здесь есть задание. Если вы соедините точки, то узнаете, с кем мы встретимся в следующий раз в осеннем лесу.
Самостоятельная работа детей.
- А сейчас нам нужно возвращаться в д/с. Листочки возьмём с собой, сделаем в группе красивый осенний букет, а вот нашим лесным жителям я захватила подарки (корзина с шишками, желудями, орехами)
- Говорим волшебные слова:
Вокруг себя повернись, в д/с окажись.
- Дети, что вам больше всего понравилось? (ответы детей)
- Что нового узнали о животных?
Сама природа приспособила животных к зиме, но и человек должен заботиться о животных.