Конспект занятия в подготовительной группе «Как звери готовятся к зиме»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: зима, подготовительная группа, птицы зимой, животные зимой


Цель: формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду; познакомить с интересными фактами из жизни диких животных.

Задачи

  • уточнить представления о сезонных изменениях в природе, приметах осени;
  • систематизировать знания о лесных животных о том, как они готовятся к зиме, умение определять отличительные признаки животных;
  • обогащать и активизировать словарь по теме, учить вступать в общий диалог, развивать его и заканчивать;
  • воспитывать бережное отношение к миру природы, к диким животным, проявлять заботу и внимание ко всему живому.

Предварительная работа:

  • наблюдение за изменениями в природе осенью;
  • беседы об осени, о подготовке лесных животных к зиме, загадки, стихи о животных;
  • рассматривание картин с изображением диких животных, обсуждение содержания;
  • чтение рассказов В.Бианки «Хвосты», «Тайна ночного леса», В.П.Краснопевцев «Как животные служат людям»;
  • дидактические игры: «Когда это бывает?» «Дикие животные», «Времена года», «Какое время года хозяйничает в лесу», «Волшебный круг»;
  • экскурсии по экологической тропе «В гости к Старичку-Лесовичку»;
  • тематические физминутки: «Зайка», «Мишутка», пальчиковая гимнастика «Лиса и волк»;

Оборудование:

  • трафареты осенних листьев, фломастеры
  • музыкальное сопровождение О.П.Радынова «Природа и музыка».

Ход НОД

- Дети, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям и поздоровайтесь.

- А сейчас послушайте: далеко-далеко, высоко-высоко, в удивительном воздушном дворце живёт Круглый год и есть у него четыре прекрасные дочери. Они совсем не похожи друг на друга, но отец любит их одинаково. Чтобы дочери не грустили, отец Круглый год отпускает их по очереди на землю погулять.

- Я, думаю, вы догадались, о чём идет речь? (ответы детей)

- Дети, а где мы можем увидеть все времена года, не выходя из нашей группы? (ответы детей)

На доске «волшебный круг»

- Дети, а это что за знаки? (приметы)

- А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Каждой примете свое время или место».

(дети выполняют задание)

- Молодцы, вы отлично справились с заданием.

- Дети, посмотрите в окно и скажите, как вы думаете, какую дочь послал на землю отец Круглый год? (осень)

- А какие задания он дал дочери? (ответы детей)

- Дети, вы не заметили никаких изменений, когда утром шли в д/с?

- А я заметила: мы часто ходим в гости к «Старичку-Лесовичку», а сегодня его домик пуст - Как вы думаете, куда он мог уйти? (ответы детей)

- Какие хлопоты и у кого в осеннем лесу? (ответы детей)

- Дети, вы хотели бы посмотреть, что там происходит?

- Давайте скажем волшебные слова и отправимся в лес:

Вокруг себя повернись, в осеннем лесу окажись

- Посмотрите, как красиво в осеннем лесу.

- Лес для кого является домом? (ответы детей)

- Дети, вы знаете, как готовятся к зиме животные?

- Давайте посмотрим, с кем будет первая встреча. (Белка)

- Как готовится белка к зиме?

Белка к зиме меняет цвет шубки с рыжей на серую. Для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба или куницы. Кроме того, шубка становится более теплой и пушистой. В самые сильные морозы белка спит в своем дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: осенью белочка таскает туда опавшие листья, сухой мох, так что в дупле сухо, тепло и мягко. Белка очень запасливый зверек. В дупле она устраивает много кладовых. Там хранятся орехи, шишки, желуди, грибы…

- Дети, вы знаете, чем служит хвост у белки? (рулем).

Когда белка прыгает с дерева на дерево, то она расправляет свой пушистый хвост и он, как парашют, поддерживает ее в воздухе. А в зимнюю стужу, белка прикрывается хвостом, как одеялом.

- С кем будет следующая встреча? (Заяц)

- Готовятся ли зайцы к зиме?

Зайцы меняют шубку с серой на белую, чтобы зимой его не было видно на снегу. А ещё белая шубка – тёплая. Питается заяц корой деревьев, молодыми веточками.

- А как заяц устраивает себе домик?

Оказывается, у него нет отдельной норки. Днём он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать.

- Дети, а вы знаете, как меняется цвет шубки у зайчика? (показ рисунка)

Все они приспособились к жизни в лесу. О них никто не заботится, они сами добывают себе пищу и защищаются от врагов.

А сейчас мы немного отдохнём: физминутка «Зайка».

Зайка по лесу скакал,
Зайка корм себе искал.
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки ушки.
Шорох тихий раздаётся:
Кто-то по лесу крадётся.
Заяц путает следы,
Убегает от лисы.
Прыгнул в бок и обернулся
И под кустиком свернулся.
Словно беленький клубок –
Чтоб никто найти не мог.

- С кем следующая встреча? (Медведь)

- Дети, вы знаете, как готовится медведь к зиме? (много ест, запасает жир, устраивает берлогу)

Медведь за лето и осень очень сильно толстеет, набирает жир. А к поздней осени, среди бурелома, под корнями упавших деревьев устраивает берлогу. Дно выстилает еловыми ветками, сухими листьями и засыпает на мягкой подстилке на всю зиму.

- Чем питается медведь? (ягодами, мёдом, кореньями, грибами, рыбой, лягушками)

Медведь - хищное животное.

- Дети, а вы знаете, почему так говорят «сосёт лапу». Просто в середине зимы кожа на лапах у медведя начинает чесаться, зудеть, меняться. Вот медведь во сне и слизывает старую кожу.

- Пока вы рассказывали о животных, я собрала осенние листочки. Но листочки эти не простые: здесь есть задание. Если вы соедините точки, то узнаете, с кем мы встретимся в следующий раз в осеннем лесу.

Самостоятельная работа детей.

- А сейчас нам нужно возвращаться в д/с. Листочки возьмём с собой, сделаем в группе красивый осенний букет, а вот нашим лесным жителям я захватила подарки (корзина с шишками, желудями, орехами)

- Говорим волшебные слова:

Вокруг себя повернись, в д/с окажись.

- Дети, что вам больше всего понравилось? (ответы детей)

- Что нового узнали о животных?

Сама природа приспособила животных к зиме, но и человек должен заботиться о животных.