Формирование учебного действия моделирования на уроках обучения грамоте в первом классе в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: обучение грамоте, развивающее обучение


В Федеральном государственном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) предъявляются требования к результатам: личностным, метапредметным, предметным. Особо актуальным остается вопрос о формировании метапредметных результатов, среди которых важными являются следующие универсальные учебные действия: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета [1, с. 13;34].
Моделирование является одним из самых сложных учебных действий, особенно сложно данное учебное действие формируется у учащихся 1 класса. В связи с этим МБОУ Прогимназии №131 г.Красноярска выдвинула технический заказ: «Формирование учебных действий по системе развивающего обучения на разных предметных областях» (учебные действия по В.В.Давыдову).

В.В Давыдов выделил ряд учебных действий:

  • Принятие от учителя или самостоятельная постановка учебной задачи;
  • Преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;
  • Моделирование выделенного отношения в предметной, графической и буквенной формах;
  • Преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»;
  • Построение системы частных задач, решаемых общим способом;
  • Контроль выполнения предыдущих действий;
  • Оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи [3].

Ключевым учебным действие является моделирование, оно ориентированно на развитие мышления у младших школьников. Особое значение в обучении, приобретает овладение действием моделирования, поскольку как показали исследования В.В. Давыдова, оно способствует формированию обобщенных знаний. Это определяет основные пути организации деятельности учащихся, направленных на развитие мышления в процессе формирования моделирования и поиска плана решения на основе моделирования, формирование необходимых для осуществления этого умений и способов действий [2, с.56].

Моделирование позволяет выделить часто невидимые глазу, недоступные непосредственному наблюдению свойства и отношения некоторого объекта и представить их в «очищенном» виде. Но «очистить» и изолированно представить некоторые свойства и отношения в науке недостаточно. Важно еще и то, что в модели эти свойства и отношения представлены в общем виде. Таким образом модель - представляет собой некий образец, заменяющий (копирующий) настоящий объект или процесс, что позволяет выделить часто невидимые глазу, недоступные непосредственному наблюдению свойства и отношения некоторого объекта и представить их в "очищенном" виде. Важно еще и то, что в модели эти свойства и отношения представлены в общем виде [3, с.82, 84].

Данное учебное действие формируется в разных предметных областях. Рассмотрим, как моделирование формируется на уроках русского языка в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова. Анализируя учебно-методический комплект В.В.Репкина «Обучение грамоте и чтению» был выявлен результат, направленный на формирование учебного действия моделирования, а именно: учащийся должен уметь строить графическую модель слова, отображающую его звуковой состав, и составлять упрощенную фонетическую транскрипцию слова.
А также было выявлено, с какими моделями знакомятся учащиеся в ходе изучения данного курса:

  • модель высказывания;
  • звуковая модель слова;
  • графические модели, отображающие количество слов в высказывании и их номинативные возможности (предмет, действие, признак, служебное слово) [4].

В интервью с учителем была выделена проблема, с которой сталкиваются учащиеся 1 класса при составлении модели, а именно это перенос натурального отношения на знаковую модель.

Одним из ключевых этапов формирования действия моделирования в начальной школе является этап введения моделей. На примере заданий, взятых из Букваря Репкина В.В. 1 часть, можно ознакомиться с этим этапом более подробно.

Задание 1. Введение модели слова.

Рис. 1 Скриншот из Букваря Репкина В.В. 1 часть стр.6.

Данное задание является первым заданием Букваря, направленным на необходимость введения модели. Создается ситуация, в которой детям нужно как-то зафиксировать важное наблюдение: разные предметы могут иметь одно название и в то же время один и тот же предмет можно назвать двумя разными словами. Подчеркнем еще раз: речь идет не о различении слов - синонимов и омонимов, а лишь о создании ситуации, удобной для введения элементарного моделирования. Здесь может пригодиться один из персонажей учебника - дядюшка Ага, олицетворение догадки. На этой странице он появляется и замечает, что значок для модели слова может быть любым, главное, чтобы его было удобно рисовать маленьким ученикам. Прямоугольник, предлагаемый автором учебника, с этой точки зрения весьма удобен.

Задание 2. Введение моделей слов, называющих предмет и действие.

Рис.2. Скриншот из Букваря Репкина В.В. 1 часть стр. 10.

Данное задание является одним из ключевых при введении моделирования. Перед учащимися стоит задача назвать предмет, изображенный на картинке: на первой картинке гном пилит бревно, на второй - рубит дрова. Дети, вероятнее всего, дадут одно и то же слово для этих картинок - «гном» (ведь перед ними была поставлена задача - назвать предмет). Выяснится, что для того, чтобы различить эти две картинки, понадобится по два слова («гном пилит», «гном рубит»). Дети могут легко установить, что первое слово называет живой предмет. «А что же называет второе слово?» - спрашивает учитель. Оказывается, слова могут называть не только предметы, но и действия, т.е. то, что делают эти предметы. Различение слов-названий создает необходимость введения разных моделей для слов-предметов и слов-действий. Учитель предлагает детям самим придумать значки для разных слов-названий. Как правило, учащиеся 1-го класса предлагают не знаки, а рисунки. Стоит обсудить, удобно ли использовать рисунки (например, изображение пилы для слова «пилит») для любого слова, называющего действие. Важно, чтобы ребята пришли к выводу: нужен значок, удобный в исполнении (простой, одноцветный) и подходящий ко всем словам-действиям. То же относится и к значку для слов-предметов. В результате этой работы дети могут изобрести значки, отличные от тех, которые предлагает учебник.

Задание 3. Слова, называющие признаки, и постановка вопросов к ним.

Рис.3. Скриншот из Букваря Репкина В.В. 1 часть стр. 12.

Перед учащимися стоит новая задача, решить которой возможно через игровой сюжет. «Маша и Алеша ужасно любят рисовать. Как-то раз близнецы стали вместе рисовать. У Маши было много разных по цвету карандашей, а у Алеши - всего один, простой. Алеша попросил у Маши один цветной карандаш и нарисовал этим карандашом домик. Как вы думаете, какого цвета получился домик? Что нужно спросить про карандаш, чтобы ответить на этот вопрос?» («Какой карандаш достался Алеше?») «А Маша тоже нарисовала домик. Чем отличаются эти домики?» (На картинке один домик - деревянный, а другой - кирпичный.) «Какой вопрос можно задать про каждый из этих домиков? («Какой здесь нарисован домик?») Так дети приходят к выводу, что есть особые слова, которые называют цвет, или материал, или размер, форму – слова-признаки, отвечающие на вопрос «какой?». Затем учащимся предлагается выбрать из этого рассказа слова-предметы, слова-действия и слова-признаки, фиксировать их количество с помощью моделей.

Таким образом, начиная изучать «Букварь», у учащихся начинает формироваться действие моделирования и практически на каждом уроке они сталкиваются с моделями слов, а в дальнейшем и моделями высказываний. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М., Просвещение, 2010
  2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г.Асмолова [Текст] / А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская. - М.: Просвещение, 2011 с.152.
  3. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. - М.: Издатель Рассказов А.И., 2004 с.304.
  4. Восторгова Е.В Методическое пособие к учебникам для 1 класса Букварь (В.В.Репкин, Е.В.Восторгова, В.А.Левин) и Русский язык (В.В.Репкин, Е.В.Восторгова)/ Е.В.Восторгова. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019 с.128.
  5. Репкин В.В.Букварь (в 2 частях). 1 класс. Учебник. Часть 1 / В.В.Репкин, Е.В.Восторгова, В.А.Левин. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019 с.112.