Организационно-педагогические условия преемственности обучения иностранному языку в начальной и средней школе

Разделы: Общепедагогические технологии


Актуальность темы обусловлена существующим противоречием между уровнем знаний учащихся иностранного языка в начальной школе и требованиями к нему в средней школе.

Преемственность означает процесс развития учащихся путем осмысливания и взаимодействия старых и новых знаний, прежнего и нового опыта. По мере усиления умственной и физической подготовки детей увеличивается возможность преемственности в обучении и воспитании с опорой на имеющийся опыт и обогащения его в возрастающих масштабах.

Необходимость в преемственности возникает при обстоятельствах, когда произошли (происходят) события, которые фактически нарушили (нарушают) привычную последовательность событий для объекта (субъекта) процесса. Налицо потребность в последовательности, нарушенной (нарушаемой) возникшими обстоятельствами. В общем плане преемственность призвана решать такие противоречия.

Когда ученик переходит в среднюю школу, чаще всего возникает противоречие между новыми требованиями учебы и недостаточным объемом знаний.

В данном случае преемственность рассматривается как одна из существенных сторон закона отрицания – отрицания, как объективной связи между новым и старым в процессе развития. Понятие "преемственность" появляется для того, чтобы связать воедино диалектические противоположности – устойчивое и изменчивое в развитии системы, передачу старого и возникновение нового, того, что уже было в прошлом с тем, что еще не существует. В контексте преемственности рассматриваются проблемы непрерывного развития, его связности, устойчивости развивающейся системы во времени и пространстве.

Условие непрерывности развития речевых умений и навыков является ведущим педагогическим условием преемственности, поскольку он направлен на преодоление несоответствия между трудными условиями обучения и необходимостью формирования коммуникативно-ценных умений и навыков, требующих обильного практического применения.

Основным требованием данного педагогического условия является обеспечение преемственности в формировании языковых умений и навыков от урока к уроку. Она достигается за счет состояния внутренней и внешней преемственности.

Внешняя преемственность предполагает, что для развития определенного умения или навыка на каждом или почти каждом уроке необходимо предусмотреть соответствующий компонент урока. Например, проведение фонетической зарядки для формирования фонетических навыков и проведение речевой зарядки для формирования и развития речевых умений говорения. Внутренняя преемственность предполагает в рамках каждого компонента максимально возможный комплексный охват других умений и навыков, разнородных с ведущим, но направленных, как было показано выше, на решение основных учебных задач.

Способы обеспечения непрерывности в развитии того или иного умения или навыка зависят от этапа работы. В начале процесса формирования умения или навыка выделяются специальные фрагменты уроков; далее, когда программа выработки навыка или умения сочетается с программой выработки других (И.А. Зимняя) навыков, то непрерывность в формировании первого обеспечивается за счет внутренней преемственности. Особенно велика роль внутренней преемственности на старшей ступени обучения и на последующем этапе обучения в вузе.

Педагогическое условие установления адекватного соотношения коммуникативных и подготовительных компонентов учебного процесса определяет те положения, которые регулируют при преемственности соотношение различных по своей направленности компонентов учебного процесса, очевидно, что они могут быть подготовительными и коммуникативными. К первым относятся компоненты, направленные на формирование аспектных навыков (грамматических, лексических, фонетических), и компоненты учебного аудирования, учебного чтения и учебного говорения. Коммуникативные компоненты – это компоненты собственно аудирования, собственно чтения и собственно говорения.

Эффективность преемственности предполагает использование максимума учебного времени для речевого общения учащихся при выделении достаточного количества времени для его подготовки в соответствующих компонентах.

Кроме привычной проблемы "адаптации учеников начальной школы к условиям обучения в средней школе" появилась не менее на сегодня популярная проблема методологического и методического обеспечения многочисленных учебных комплексов "начальная и средняя школа". И здесь очень важно соблюдение учебных линий в обучении, т.е. использование только тех УМК, которые рекомендованы федеральным перечнем и которые отвечают принципу преемственности.

Рассматривая обучение иностранному языку в начальной и средней школе и как единое комплексное целое, нам необходимы технологические решения, обусловленные преемственностью целей, установок, методов и приемов обучения.
Если в начальной школе мы делаем акцент на формирование коммуникативных навыков учащихся, то в средней и старшей школе мы продолжаем работать над формированием этих навыков, постепенно углубляя и расширяя возможности учащихся в этом направлении, руководствуясь принципом "от простого к сложному".

Исходным моментом методики является общая установка, которой должен проникнуться каждый учитель: все его ученики способны полностью усвоить необходимый учебный материал. Его задача — правильно организовать учебный процесс, чтобы дать им такую возможность. Далее учителю предстоит определить, в чем состоит полное усвоение, какие результаты должны быть достигнуты всеми.

Практическая реализация данной методики включает такую последовательность шагов:

1) вводная часть — ориентация учащихся в работе по методике обучения на основе полного усвоения информации на иностранном языке;

2) обучение иностранному языку каждой из учебных единиц в направлении полного усвоения;

3) оценка полноты усвоения материала при обучении иностранному языку каждого из учащихся;

4) разъяснение значения оценки (отметки) каждому учащемуся.

Отметка каждого ученика определяется не сравнением с результатами других учеников, а заранее определенным эталоном (здесь нужно показать эталон высшей отметки).

Каждый ученик должен получить любую необходимую помощь. Если он не может усвоить материал одним способом, то ему предоставляются другие возможности. Каждый ученик получает серию диагностических проверочных работ. Результаты этих проверок не оцениваются отметками. Сведения по результатам проверок служат только для того, чтобы ученик мог легче обнаружить неясности или ошибки и исправить их.

В случае затруднений при выполнении текущих проверочных работ каждому ученику сразу же дается возможность выбрать альтернативные учебные процедуры, чтобы помочь преодолеть недопонимание или ошибки, связанные с лексикой на иностранном языке или грамматическим материалом.

Эти возможности выбора надо незамедлительно использовать, не позволяя ошибкам или неясностям накапливаться и затруднять последующую учебную деятельность.

Как видно, уже на начальном этапе работы отчетливо прослеживается основная технологическая черта всей системы — направленность учебного процесса на запланированный конечный результат. Учебный процесс разбивается на блоки, соответствующие предварительно выделенным учебным единицам (их последовательность обычно соответствует изложению материала в выбранном учителем пособии).

Вся учебная деятельность должна строиться на основе точно и конкретно сформулированных учебных целей (как мы помним, их перечень уже объявлен учащимся как эталон, на основе которого будут оцениваться их учебные результаты). После изучения данной учебной единицы проводится диагностический тест, результаты которого объявляются сразу же после его выполнения. Единственным критерием оценки является эталон полного усвоения знаний и умений на иностранном языке.

После выполнения проверочной работы ученики разделяются на две группы: достигших и не достигших полного усвоения знаний и умений. Достигшие полного усвоения на требуемом уровне могут изучать дополнительный материал, помогать отстающим одноклассникам. Основное же внимание учитель уделяет тем учащимся, которые не смогли продемонстрировать полное усвоение. С ними организуется вспомогательная (коррективная) учебная работа. Для этого вначале выявляются имеющиеся пробелы.

По той части учебного материала по иностранному языку, которая должным образом не усвоена большинством детей, проводятся занятия со всей группой. Изложение повторяется заново, но способ его изменяется, например, материал предъявляется с помощью таких наглядных пособий, которые не применялись при первом изложении.

При устранении частных пробелов и затруднений, связанных с усвоением учебной информации на иностранном языке, нередко применяется индивидуальная работа учителя с учеником. Основной формой в этом случае является работа детей в малых подгруппах (по два-три человека), их взаимообучение, использование помощи тех учеников, которые успешно усвоили данный раздел.

Вспомогательная работа завершается диагностическим тестом, после которого возможна дополнительная коррекционная работа с теми, кто все еще не достиг полного усвоения. Класс переходит к изучению новой учебной единицы на иностранном языке лишь тогда, когда все или почти все учащиеся на требуемом уровне усвоили содержание предыдущей учебной единицы.

Преподавание иностранного языка с учетом фактора преемственности должно происходить в обстановке доверия и партнерского взаимодействия.