Классный час, посвящённый судьбе юного поколения в годы войны.
Цели и задачи:
- Формирование у детей устойчивого интереса к истории своей родины и, в частности к истории Великой Отечественной войны.
- Сохранение памяти о малолетних героях Великой Отечественной войны.
- Развитие в детях чувства уважения и благодарности за великий подвиг, совершенный маленькими героями.
Мужеством исполнены страницы истории нашей Родины. И высочайшей вершиной этого мужества была самая народная и самая жестокая из всех войн на земле – Великая Отечественная война. Всем, кто видел эту войну.… Всем, кому тогда не было и 16, всем, чьё детство чёрной краской опалила война, посвящаем!
Кто-то родом из детства…
Я из войны,
Из блокадного бедствия, из его глубины.
Влюблена была в небо, но небо меня
Обмануло нелепо. Средь белого дня.
С неба падали бомбы, разрушая дома.
Поднялась из обломков, как – не знаю сама.
А друзья не успели. Мне жалко друзей.
Хорошо они пели в первой роте моей.
Были родом из детства все друзья у меня,
Не могу я согреться без них у огня.
Г.Беднова «Кто-то родом из детства…»
Война ворвалась в жизнь советских людей неожиданно, ранним утром 22 июня 1941 года. Война…Страшная, жестокая, злая. Она не жалела никого, ни взрослых, ни детей. Кто-то встретил войну совсем крохой, кто-то подростком, кто-то на пороге юности. Беда застала их в городах и маленьких деревеньках, дома и в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу. Война изменила не только жизнь взрослых, но и жизнь детей.
Война обрушилась на детей бомбёжками, голодом, разлуками. Патронные гильзы вместо игрушек, чёрные похоронки, осколки мин.
А мы не стали памяти перечить
И, вспомнив дни далёкие когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная недетская беда.
Была земля и жёсткой и метельной
Была судьба у всех одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе – детство и война.
Горькую тяжёлую долю вынесли дети войны на своих плечах. Рано стали они взрослыми. А до войны они были самыми обыкновенными мальчиками и девочками. Учились, помогали старшим, резвились во дворе. Пришёл час и встали они в строй с отцами и сражались с ними наравне.
(Звучит песня Б.Окуджавы» До свидания, мальчики».)
Тысячи детей и подростков совершили в те годы подвиги. В боевую летопись нашей Родины навсегда внесены имена сыновей полков и партизанских соединений, маленьких разведчиков и подпольщиков.
В суровые годы войны пионеры работали на полях, заменяли у станков отцов и старших братьев, ушедших защищать Родину, ухаживали за ранеными, собирали цветной и чёрный металлолом, лекарственные растения, отправляли подарки на фронт, зарабатывали и собирали средства для постройки танков и самолётов. Пионерские и противопожарные посты и дружины обезвредили немало зажигательных бомб. Более 35 тысяч пионеров – юных защитников Родины – были награждены орденами и медалями. Сотни пионеров были награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны», свыше 15 тысяч медалью «За оборону Ленинграда». Свыше 20 тысяч – «За оборону Москвы». А самый юный герой войны, кавалер ордена «За боевые заслуги» 6-летний сын полка Сергей Алешков. И 4 пионера было удостоено великого Героя Советского Союза.
Юные, совсем юные мальчишки и девчонки, те кому в 41-м было столько же или чуть побольше, чем вам сегодня, те, кто на груди с гордостью носил пионерский галстук или комсомольский значок, совершили бессмертные подвиги. Они не играли в войну, они жили по её суровым законам; распространяли листовки, ходили в разведку, подрывали воинские эшелоны врага. Даже самые юные подпольщики предпочитали смерть предательству.
Вспомним имена юных патриотов и пионеров-героев. (Демонстрируются фотографии героев.)
Лёня Голиков, Зина Портнова, Марат Казей, Валя Котик т.д.
Не раз ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд Лёня Голиков. «Мальчик из легенды» – так нарекла его слава. Когда началась война, он взял винтовку и ушёл в партизаны. Худенький, небольшого роста, он выглядел моложе своих 14 лет. Под видом нищего Лёня ходил по деревням, собирая сведения о расположении немецких войск, о количестве боевой техники. И летели под откос поезда, машины, рушились мосты, горели склады. Наравне со взрослыми участвовал юный герой в 27 боевых операциях.
Саша Чекалин тоже был разведчиком в партизанском отряде. Его схватили фашисты, когда он пришёл в родное село. Мальчика пытали, потом казнили.
Партизан Марат Казей, попав в окружение фашистов, дождался, пока кольцо сомкнётся, и взорвал себя вместе с врагами.
Маленькие герои большой войны. Они сражались повсюду: на море, как Боря Кулешин, в небе, как Аркаша Каманин, в партизанском отряде, как Марат Казей и Лёня Голиков, в Брестской крепости, как Валя Зенкина, в Керченских катакомбах, как Володя Дубинин. Этот список можно продолжить. Их было много – обыкновенных школьников, ставших подпольщиками и партизанами, отдавших жизнь за то, чтобы другие школьники могли спокойно расти в мирное время. За особые заслуги, мужество и героизм они были удостоены самых высоких наград Родины.
Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины.
Дети героической страны
Были настоящими героями.
(Звучит песня «Бухенвальдский набат»)
11 апреля во всём мире отмечается День освобождения узников фашистских концлагерей. Более 5 миллионов детей были угнаны в Германию. На её территории насчитывалось 1100 концентрационных лагерей. Многие тысячи ребят погибли в лагерях, представлявших собой фабрики смерти: в Бухенвальде, Маутхаузене, Дахау, Освенциме, Майданеке и мн. Других. На детях преступники – врачи ставили опыты, из их вен выкачивали кровь для раненых немецких солдат, заставляли работать по 15–20 часов, давали им отравленную пищу, сжигали их в печах крематориев. Фабрикой смерти называли Освенцим. Только там было истреблено 4 миллиона человек, из них сотни детей. Ежедневно в Освенцим прибывало от 3 до 5 железнодорожных эшелонов, содержащих по 1500 – 3000 человек каждый. Из эшелона фашисты отбирали по 200-500 физически здоровых людей для работы в лагерях, остальных сразу же направляли прямо в газовые камеры и крематории. За 3 минуты в газовой камере умирали 2 тысячи человек. Только небольшую часть подростков оставляли для лагерных работ. Непосильный труд, истязания и побои доводили детей до полного истощения и тогда фашисты их тоже убивали.
В Польше в городе Лодзь был детский концлагерь. Там собирали детей для отправки в лагеря уничтожения. Прямо из подошедших эшелонов их вели в газовые камеры, где помещалось 2 тысячи человек. Отчаянный детский крик стоял над лагерем постоянно. Совсем маленьких эсесовцы отбирали у матерей и убивали на их глазах. После войны в Лодзи поставили памятник – огромное разорванное материнское сердце. (Показать памятник)
Война исковеркала судьбы не только оказавшихся на фронте детей, но и тех, кто был в тылу. Вместо беззаботного детства с весёлыми играми и забавами, маленькие дети по 12-14 часов работали на станках, помогая взрослым изготавливать оружие для победы над врагом, недосыпали, недоедали. Тот, кто был мал ростом и не дотягивался до станка, работал, встав на ящик. Дети, как могли, помогали фронту. Собирали тёплые вещи, вязали варежки, шили кисеты для бойцов. Выступали в госпиталях с концертами, ухаживали за ранеными.
Злая мачеха – война
Война – ты мачеха злая!
Малых детей обижала.
Страхом душу терзая,
Детство у них отнимала.
Война – ты мачеха злая!
Досыта есть не давала,
С белого света сживая,
Радость у них отбирала.
Война – ты мачеха злая!
Вволю поспать не давала,
Рано детей поднимая,
Тяжким трудом донимала.
Мы соберём все силы –
Прогоним злую старуху,
Чтоб детям она не грозила
Голодом, смертью, разрухой!
В годы второй мировой войны погибло 13 миллионов детей.
Тринадцать миллионов
Детских жизней
Сгорело в адском пламени войны.
Их смех фонтаном радости
не брызнет
На мирное цветение весны.
Мечты их не взлетят волшебной стаей
Над взрослыми серьёзными людьми,
И в чём – то человечество отстанет,
И в чём – то обеднеет целый мир.
Им скорбный монумент воздвигнут в Польше,
А в Ленинграде – каменный Цветок,
Чтоб в памяти людей остался дольше
Прошедших войн трагический итог.
Тринадцать миллионов
Детских жизней –
Кровавый след коричневой чумы.
Их мёртвые глазёнки с укоризной
Глядят нам в душу
Из могильной тьмы,
Из пепла Бухенвальда и Хатыни,
Из бликов Пискарёвского огня.
Неужто память жгучая остынет?
Неужто люди мир не сохранят?
Их губы запеклись в последнем крике,
В предсмертном зове
Милых мам своих…
О матери стран малых и великих!
Услышьте их и помните о них!
(А.Молчанов)
Минута молчания.
Используемая литература
- «Пионеры-герои» - подборка плакатов, 2020 г.
- Сухова А. Дети войны/ А.Сухова – М: Звонница - МГ, 2004. - 71 с.: ил.