Технологические приемы при бучении математики слабоуспевающих детей 5-го класса

Разделы: Математика, Коррекционная педагогика

Класс: 5

Ключевые слова: слабоуспевающие дети


Введение

Обучение математике является одной из главных составляющих начального общего образования. Данный предмет занимает одну из важных ролей в формировании у школьников умения учиться.

Обучение математике является фундаментом для формирования средств умственной деятельности: у школьников формируются умения проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, составлять логические цепочки. Изучая математику, они учатся определённым обобщённым знаниям и способам действий. Универсальные математические способы познания помогают в целостном восприятии мира, дают возможности в выстраивании модели его отдельных процессов и явлений, а также являются фундаментом в формировании универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия гарантируют освоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют навыки самостоятельного поиска и усвоения новой информации, новых знаний и приемов, что является основой умения учиться.

Не все учащиеся приходят в среднее звено хорошо подготовленными. Существует много причин. Одна из них – речевые отклонения. В своей работе предлагаю технологические приемы обучения математике таких детей.

Основные требования к уровню подготовки к учащимся, пришедших в 5 класс, по ФГОС

Обязательный уровень (ученик должен):

  • уметь читать, записывать цифрами и сравнивать многозначные числа в пределах миллиона;
  • выполнять устные вычисления, используя изученные приемы (несложные устные вычисления в пределах сотни, вычислят mc большими числами, легко сводимыми к действиям в пределах 100);
  • выполнять четыре арифметических действия (сложение, вычитание, умножение, деление) с многозначными числами в пределах миллиона (в т.ч. умножение и деление на однозначное и двузначное число) используя письменные приемы вычисления;
  • различать отношения «меньше на», и «меньше в», «больше на» и «больше в»; решать задачи, содержащие эти отношения;
  • различать периметр и площадь прямоугольника; вычислять периметр и площадь прямоугольника и записывать результаты вычислений.
  • знать соотношения между единицами длины 1 км = 1000 м, 1м = 100 см, 1м = 10 дм, 1 дм = 10 см, 1 см = 10 мм; массы: 1 кг = 1000 г, 1т = 1000 кг; времени: 1 мин = 60 с, 1ч = 60 мин, 1 сут = 24 ч, 1год = 12 мес.;
  • решать арифметические задачи разных видов (в т.ч задачи, содержащие зависимость между ценой, количеством и стоимостью товара; между скоростью, временем и путем при прямолинейном равномерном движении);
  • различать геометрические фигуры (отрезок и луч, круг и окружность, многоугольники);
  • применять правила порядка выполнения действий при вычислении значений выражений со скобками и без них, содержащих 3-4 арифметических действия;
  • знать формулировки свойств арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительные свойства умножения относительно сложения и вычитания).

Предметные результаты

  • Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
    оценки их количественных и пространственных отношений.
  • Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
    пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
  • Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
  • Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные. 

Нумерация

Обучающиеся должны знать:

  • названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду);
  • как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т. д., сколько разрядов содержится в каждом клас­се), названия и последовательность классов.

Обучающиеся должны уметь:

  • читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки> (больше), < (меньше), = (равно);
  • представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых.

Арифметические действия

  • понимать конкретный смысл каждого арифметического действия.

Обучающиеся должны знать:

  • названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия;
  • связь между компонентами и результатом каждого действия;
  • основные свойства арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умноже­ния, распределительное свойство умножения относительно сложения);
  • правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;
  • таблицы сложения и умножения однозначных чисел и
    соответствующие случаи вычитания и деления.

Обучающиеся должны уметь:

  • записывать и вычислять значения числовых выраже­ний, содержащих 3 – 4 действия (со скобками и без них);
  • находить числовые значения буквенных выражений вида а ± 3, 8 • r, b : 2, a ± b, c • d, k : nпри заданных числовых значениях входящих в них букв;
  • выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
  • выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа), проверку вычислений;
  • решать уравнения вида х ± 60 = 320, 125 + х = 750
    2000 – х = 1450,
    х – 12 = 2400,
    х : 5 = 420,
    600 : х = 25 на основе
    взаимосвязи между компонентами и результатами действий решать задачи в 1 – 3 действия.

Величины

  • иметь представление о таких величинах, как длина, пло­щадь, масса, время, и способах их измерений.

Обучающиеся должны знать:

  • единицы названных величин, общепринятые их обозначе­ния, соотношения между единицами каждой из этих величин;
  • связи между такими величинами, как цена, количест­во, стоимость; скорость, время, расстояние и др.

Обучающиеся должны уметь:

  • находить длину отрезка, ломаной, периметр много­угольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
  • находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;
  • узнавать время по часам;
  • выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и де­ление значении величин на однозначное число);
  • применять к решению текстовых задач знание изучен­ных связей между величинами.

Геометрические фигуры

  • иметь представление о таких геометрических фигурах, как точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, много­угольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, ок­ружность (центр, радиус).

Обучающиеся должны знать:

  • виды углов: прямой, острый, тупой;
  • виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный; равносторонний, равнобедренный, разносто­ронний;
  • определение прямоугольника (квадрата);
  • свойство противоположных сторон прямоугольника.

Обучающиеся должны уметь:

  • строить заданный отрезок;
  • строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.

Но не все учащиеся, пришедшие в 5 класс соответствуют выше изложенному. Например, дети с речевыми нарушениями.

Сложности в обучении математике детей с речевыми нарушениями

Сложности у детей

Цель коррекционной работы

Технологические приемы

Затруднения в счете, отсутствие устойчивых навыков счета

Сформировать переход из конкретного плана действий в абстрактный

При помощи ребусов. Объясняем, что одинаковые буквы обозначают одинаковые цифры. Далее используем в формулах.

Сформировать внутренний план действий

Систематичное повторение плана действий при решении разного вида заданий. Повторяется в течении длительного времени с одинаковой схемой, меняя содержание, подгоняя под конкретное задание. Используются специальные схемы.

Закрепить понятия «больше» и «меньше»

Определяем на взгляд количество предметов, кучки, предметы разной величины. Затем пересчитываем.

Развить понимания пространственных представлений

Рисунки по клеточкам с заданным направлением.

Повысить уровень интеллектуальной деятельности и работоспособности

Количество и сложность заданий увеличиваются с каждым занятием

Трудности при выполнении счетных операций с переходом через десяток

Развить понимания пространственных представлений

Рисунки по клеточкам с заданным направлением. Используем метод сложения на клеточках, то есть задаем направление по схеме «семь клеток вправо. Четыре клетки вправо. Сколько вышло?».

Сформировать операции зрительно-пространственного анализа и синтеза

Определяем на взгляд количество предметов, кучки, предметы разной величины. Затем пересчитываем.

Сформировать мыслительные операции «анализ через синтез» деятельности

Формируем понимание свойств числа через отношение его к группе чисел. Формируем понимание относительности, сравнивая.

Повысить работоспособность

Количество и сложность заданий увеличиваются с каждым занятием

Трудности при продолжении числового ряда с заданной позиции

Сформировать понятия числового ряда

Формируем при помощи наглядного примера – числового луча.

Развитие анализа пространственных отношений

Рисунки по клеточкам с заданным направлением. Далее сравниваем в какую сторону получилась линия длиннее, симметричность и другие свойства рисунка.

Ошибки при решении арифметических примеров

Развить объем, концентрацию и устойчивость внимания

Урок строится, основываясь на заинтересованности детей. Обязательная смена видов деятельности.

Сформировать мыслительные операции «анализ через синтез»

Формируем понимание свойств числа через отношение его к группе чисел. Формируем понимание относительности, сравнивая.

Развитие анализа пространственных отношений

Рисунки по клеточкам с заданным направлением. Далее сравниваем в какую сторону получилась линия длиннее, симметричность и другие свойства рисунка.

Повышение уровеня сформированности внутреннего плана действия

Систематичное повторение плана действий при решении разного вида заданий. Повторяется в течении длительного времени с одинаковой схемой, меняя содержание, подгоняя под конкретное задание. Используются специальные схемы.

Развитие процессов произвольного внимания

Осознанная цель действий. Планирование путей достижения цели.

Трудности в назывании компонентов при выполнении арифметических действий

Поддерживать формование правильного произношения математических понятий

Поправлять учащихся при ошибках в использовании таких математических понятий как: сумма, разность, частное, делимое и т.д.

Развитие смысловой памяти

Предлагается решить задачу, которая озвучивается только один раз в слух. Формулирование заданий простыми и логичными.

Дифференцировать понятия «сложение», «вычитание», «умноже-ние», «деление»

При помощи наглядных схем, которые отражаются свойства понятия. Например, «сложение» состоит из двух палочек которые соедини – сложили.

Затруднения при переводе из словесной формы в цифровую и наоборот

Сформировать прочные ассоциативные связи между словесным обозначением и графической формой чисел

Используются наглядные иллюстрации чисел. Числовой луч. Постоянное использование в речи, постоянное повторение.

Сформировать представления о понятии состава чисел

Наглядный материал домики.

Некрасивое написание цифр, высота цифр не соответствует высоте клеток в тетради

Развитие мелкой моторики

Рисунки по клеточкам с заданным направлением.

Развитие динамической координации движений

Развитие статической координации движений.

Развитие пространственной организации двигательного акта

Сформировать процессы зрительного анализа

Сформировать зрительно-двигательные координации

Развитие анализа пространственных отношений

Усвоить понятие «рабочая строка»

Смешивание действий сложения и вычитания, умножения и деления

Развитие процессов анализа

Задания на наглядном материале

Развитие анализа пространственных отношений

Рисунки по клеточкам с заданным направлением. Далее сравниваем в какую сторону получилась линия длиннее, симметричность и другие свойства рисунка.

Дифференцировать понятий «сложение», «вычитание», «умноже-ние», «деление»

При помощи наглядных схем, которые отражаются свойства понятия. Например, «сложение» состоит из двух палочек которые соедини – сложили.

Умеет считать предметы, но допускает ошибки в счете звуков, движений и др.

Развитие понимания обобщенности действия счета

Рисунки по клеточкам с заданным направлением.

Развитие слухоречевой памяти

Предлагается решить задачу, которая озвучивается только один раз в слух. Формулирование заданий простыми и логичными.

'Зеркальное" написание цифр

Развитие процессов зрительного анализа

Рисунки по клеточкам с заданным направлением.

Развитие анализа пространственных отношений

Развитие прочной связи между зрительным и двигательным образами цифр

При списывании цифровой последовательности запись начинается с последнего элемента (напр., 123 вместо 321)

Сформировать однонаправленность считывания записей слева направо

Числовой луч. Указатель сверху доски – большая стрелочка берущая начало в левом углу, указывающая в правый. Постоянное обращение к данному указателю.

Развитие анализа пространственных отношений

Рисунки по клеточкам с заданным направлением при помощи схем.

Развитие навыка обработки визуальной информации

Развитие навыка установления последовательности

Визуальный материал – числовой луч.

Задание, выполненное учеником, располагается слева от образца

Сформировать процессы зрительного анализа

Рисунки по клеточкам с заданным направлением при помощи схем.

Запись» и выполнение столбиков примеров в направлении снизу вверх

Развитие анализа пространственных отношений

Сформировать процессы зрительного анализа

Развитие умения обработки визуальной информации

Закрепить правила размещения учебного материала в направлении сверху вниз

Рисуем на полях направление стрелкой сверху вниз. Обращаемся к данному указателю при возникновении трудностей.

Незнание отношений между смежными числами

Сформировать понятия числового ряда

Визуальный материал – числовой луч.

Затруднения при счете в обратном порядке

Сформировать понятия числового ряда

Развитие анализа пространственных отношений

Рисунки по клеточкам с заданным направлением.

Затруднения при определении места числа в натуральном ряду

Сформировать понятия числового ряда

Визуальный материал – числовой луч.

Развитие мыслительной операции «анализ через синтез»

Формируем понимание свойств числа через отношение его к группе чисел. Формируем понимание относительности, сравнивая.

Развитие анализа пространственных отношений

Рисунки по клеточкам с заданным направлением. Далее сравниваем в какую сторону получилась линия длиннее, симметричность и другие свойства рисунка.

Развитие умения обработки визуальной информации

Определяем на взгляд количество предметов, кучки, предметы разной величины. Затем пересчитываем.

Развитие навыка установления последовательности

Визуальный материал – числовой луч.

Ошибки при записи состава чисел (сотни не располагаются слева от десятков, а единицы - справа)

Дифференцировка понятия «число» и «цифра»

Визуальный материал – числовой луч, на котором цифры обозначены другим цветом. Неоднократное объяснение данных понятий.

Развитие анализа пространственных отношений

Определяем на взгляд количество предметов, кучки, предметы разной величины. Затем пересчитываем.

Сформировать процессы зрительного анализа

Определяем на взгляд количество предметов, кучки, предметы разной величины. Затем пересчитываем.

Развитие умения обработки визуальной информации

Определяем на взгляд количество предметов, кучки, предметы разной величины. Затем пересчитываем. Рисунки по клеточкам с заданным направлением. Далее сравниваем в какую сторону получилась линия длиннее, симметричность и другие свойства рисунка.

Неправильное пользование количественными и порядковыми числительными

Дифференцировка понятий «итог счета» и «процесс счета»

При помощи наглядного примера. Вычисления с подручными материалами.

Развитие понимания смысла счетного действия

При помощи наглядного примера. Вычисления с подручными материалами.

Освоение операционального состава действия

При помощи наглядного примера. Вычисления с подручными материалами.

Трудности в обозначении числом множеств

Сформировать умение перехода из конкретного плана в абстрактный

При помощи ребусов. Объясняем, что одинаковые буквы обозначают одинаковые цифры. Далее используем в формулах.

Развитие анализа пространственных отношений

Рисунки по клеточкам с заданным направлением. Далее сравниваем в какую сторону получилась линия длиннее, симметричность и другие свойства рисунка.

Трудности в формулировании правила на основе анализа конкретных примеров

Сформировать мыслительные операции обобщения

Сравнение по определенным критериям, поиск общего, выделение в единую систему. Общая визуальная схема на все обобщения.

Сформировать понятия об узких обобщениях

Сравнение по определенным критериям, поиск общего, выделение в единую систему. Общая визуальная схема на все обобщения.

Сформировать навыки установления последовательности связного высказывания

Развитие понимания причинно-следственных связей

Трудности решения задач и примеров с буквенными обозначениями

Развитие мыслительной операций абстрагирования

При помощи ребусов. Объясняем, что одинаковые буквы обозначают одинаковые цифры. Далее используем в формулах.

Развитие процессов обобщения

Развитие навыка обработки визуальной информации

Определяем на взгляд количество предметов, кучки, предметы разной величины. Затем пересчитываем. Рисунки по клеточкам с заданным направлением. Далее сравниваем в какую сторону получилась линия длиннее, симметричность и другие свойства рисунка.

Неспособность решать задачи несколькими способами

Развитие гибкости мыслительной деятельности

Наглядно показываем несколько способов решения одного задания. Наводящие вопросы по типу : «есть ли еще способ решения?», «самый простой ли способ решения ты выбрал?» и т.п.

Развитие мыслительной операции анализа через синтез

Формируем понимание свойств числа через отношение его к группе чисел. Формируем понимание относительности, сравнивая.

Трудности при осуществлении сравнения

Сформировать навык обобщенности мыслительной операции сравнения

Сравнение по определенным критериям, поиск общего, выделение в единую систему. Общая визуальная схема на все обобщения.

Развитие гибкости мыслительной деятельности

Наглядно показываем несколько способов решения одного задания. Наводящие вопросы по типу : «есть ли еще способ решения?», «самый простой ли способ решения ты выбрал?» и т.п.

Рзаитие навыка переноса знаний

Пользуемся знаниями, полученными на других учебных предметах.

Развитие понимания причинно-следственных связей

Решение заданий происходит по одному и тому же конкретному плану анализа.

Неумение сравнивать числа на основе сопоставления элементов конкретных множеств

Развитие процессов анализа

Рисунки по клеточкам с заданным направлением при помощи схем. Далее сравниваем в какую сторону получилась линия длиннее, симметричность и другие свойства рисунка.

Развитие навыка обработки визуальной информации

Развитие навыка установления последовательности

Наглядный материал – числовой луч.

Замедленный темп умственной деятельности

Инертность нервных процессов

Постоянное привлечение внимания, смена деятельности, яркий наглядный материал.

Развитие основных мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, классификации и др.)

Рисунки по клеточкам с заданным направлением при помощи схем. Далее сравниваем в какую сторону получилась линия длиннее, симметричность и другие свойства рисунка.

Повышение уровеня освоения учебного материала

Усложнение материала, постепенное увеличение количества новой информации, получаемой на уроке.

Основательность и глубина смысловой обработки учебного материала

Конкретная цель каждого действия. Так же заинтересованность ребенка в получении знаний – задачи воспитательной работы.

Неумение вычленить математическое содержание из разнообразного внешнего оформления задач

Развитие гибкости мыслительной деятельности

Наглядно показываем несколько способов решения одного задания. Наводящие вопросы по типу : «есть ли еще способ решения?», «самый простой ли способ решения ты выбрал?» и т.п.

Развитие мыслительной операции обобщения

Сравнение по определенным критериям, поиск общего, выделение в единую систему. Общая визуальная схема на все обобщения.

Сформировать понятие инвариантности

Сравнение по определенным критериям, поиск общего, выделение в единую систему. Общая визуальная схема на все обобщения.

Развитие понимания причинно-следственных связей

Развите понимания логико-грамматических конструкций.

Неспособность усвоить схемы рассуждений при решении типовых задач

Развитие процессов обобщения

Сформировать мыслительные операции «анализа через синтез»

Формируем понимание свойств числа через отношение его к группе чисел. Формируем понимание относительности, сравнивая

Развитие понимания причинно-следственных связей

Сравнение по определенным критериям, поиск общего, выделение в единую систему. Общая визуальная схема.

Равзитие понимания логико-грамматических конструкций.

Развитие понимания предложных конструкций

Развитие понимания предлогов.

Склонность к шаблонным решениям, к бездумному воспроизведению ранее усвоенных способов выполнения заданий

Формировать разносторонний взгляд на решение заданий

Наглядно показываем несколько способов решения одного задания. Наводящие вопросы по типу : «есть ли еще способ решения?», «самый простой ли способ решения ты выбрал?» и т.п.

Развитие умения смысловой обработки математического материала

Анализ, сравнение по определенным критериям, поиск общего, выделение в единую систему. Общая визуальная схема. Пользуемся знаниями, полученными на других учебных предметах.

Неумение решать задачи

Развитие процессов анализа через синтез

Формируем понимание свойств числа через отношение его к группе чисел. Формируем понимание относительности, сравнивая

Сформировать мыслительные операции обобщения

Сравнение по определенным критериям, поиск общего, выделение в единую систему. Общая визуальная схема на все обобщения.

Развитие процессов памяти (несохранение в памяти всех условий зада и)

Предлагается решить задачу, которая озвучивается только один раз в слух. Формулирование заданий простыми и логичными. Постепенное усложнение с каждым использованием данного задания.

Развитие процессов произвольного внимания

Осознанная цель действий. Планирование путей достижения цели.

Устранение шаблонности мышления

Наглядно показываем несколько способов решения одного задания. Наводящие вопросы по типу : «есть ли еще способ решения?», «самый простой ли способ решения ты выбрал?» и т.п.

Развитие устойчивости мыслительной деятельности

Сравнение по определенным критериям, поиск общего, выделение в единую систему. Общая визуальная схема.

Разитие осознания своих мыслительных действий

визуСравнение по определенным критериям, поиск общего, выделение в единую систему. Общая визуальная схема на все обобщения.

Развитие понимания логико-грамматических конструкций

Использование нерациональных приемов решения примеров и задач

Сформировать мыслительные операции установления закономерностей

Развитие навыка обработки визуальной информации

Рисунки по клеточкам с заданным направлением при помощи схем.

Развитие навыка установления последовательности

Наглядный материал – числовой луч.

Заключение

В данной статье я рассмотрела приемы для работы со слабоуспевающими детьми 5 класса по математике.

Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

Список литературы

1. Вершинина О.Н. Рабочая программа педагога по математике в 4 классе / О.Н.Вершинина. – М.: учебное пособие, 2014. – 120 с.

2. Бобрышов С.В. Методика обучения математике детей с речевыми нарушениями / С.В.Бобрышов, А.Ю.Кабушко. - Ставрополь: учебно-методическое пособие, 2013. – 66 с.

3. Л.А.Каирова, Ю.С.Заяц Методика преподавания математики: учебно-методическое пособие для студентов дневного отделения.