Современные подходы к обучению школьников. Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения

Разделы: Начальная школа

Классы: 2, 3, 4

Ключевые слова: работа с текстом


Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. ФГЛ в данном случае - это личность, способная свободно использовать умения и навыки чтения и письма для извлечения информации из различных текстов и способная создать собственные тексты, как в устной, так и в письменной форме.

Очень важно в начальной школе заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого стойкая привычка к чтению, который владеет как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного. Что значит понять текст? С точки зрения лингвистики – вычитать все виды текстовой информации (подтекстовую, фактуальную, концептуальную). В современном мире человек сталкивается с огромным потоком информации.

Умение работать с информацией – это качество ФГЛ, которое напрямую зависит от действий педагога. Учитель должен сам уметь вычитывать информацию, читая произведение свежим взглядом, учить этому детей. Работая с текстом, дети должны понимать вид информации (название информации можно не произносить)
КОСТОЧКА.

Купила мать слив и хотела дать их детям после обеда. Они еще лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит – одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит:

- А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?

Все сказали:

- Нет.

Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:

- Нет, я не ел.

Тогда отец сказал:

- Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь.

Ваня побледнел и сказал:

- Нет, я косточку бросил за окошко.

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Фактуальная информация.

Многодетная семья, не отличается достатком, не в наше время, глава семьи – отец, интеллигентная семья, Ваня – самый младший ребенок, он никогда не ел слив, Ваня съел одну сливу без спроса у родителей, родители поняли сложность ситуации, родители создали ситуацию, чтоб Ваня пережил все эмоции по поводу своего поступка, отец дал возможность детям признаться.

Подтекстовая информация.

Отец преподнёс урок: за свои поступки надо отвечать. Все засмеялись, т.к. испытали облегчение, что ситуация разрешилась, а Ваня заплакал из-за этого. Его не ругали, а он все понял.

Концептуальная информация.

Урок родителям, как можно выйти из ситуации без крика и ругани. Урок детям, как легко совершить поступок, но тяжело признаться. Легче признаваться, когда в семье любят тебя. Человек, которые понимает и прощает других людей – великодушный. Это рассказ о великодушии, о том, что такое любовь, уважение в семье.

Расшифровка предложения и составление рассказа на основе предложения – интересный для детей и учителя способ организации процесса понимания текста. Для этого вычитывается из предложения фактуальная или подтекстовая информация. На основе вычитанной информации составляется текст. В тексте информация не должна превосходить имеющуюся в предложении. Например: «Я долго молчал и отвернулся от мамы, чтобы она по голосу или по губам не догадалась, что со мной, и я задрал голову к потолку, чтобы слезы вкатились обратно». (В.Драгунский «Друг детства»)

Учитель: - Вычитываем информацию.

Дети: - Герой – мальчик. Он расстроен, не хочет, чтобы мама заметила его «состояние», т.к. не хочет ее расстраивать. Мальчик маленький, т.к. думает, что слезы вкатятся назад.

Учитель: - Составим текст

Дети: - Мальчик очень расстроился. На глаза навернулись слезы, губы задрожали. Рядом с ним была мама, поэтому он отвернулся и задрал голову к потолку, по-детски полагал, что эти слезы могу вкатиться назад. Мальчик долго молчал, не желал расстраивать маму.

Если эта работа проходит на этапе прогнозирования, учитель может сказать: «Давайте прочитаем рассказ В.Драгунского «Друг детства» и узнаем, почему расстроился Дениска. А вы можете это предположить?»

Еще один пример.

«К ним, любопытством объятая, по дороге пристала пятая».

Учитель: - Вас что-нибудь удивило?

- Всё понятно?

- С чего начнем обсуждать? (начать со слова «к ним»)

Дети: - Кто-то двигался. Их было четверо. Потом пятая стала приставать с вопросами, присоединившись к ним в дороге.

Учитель: - Составьте текст.

Дети: - Их было четверо, и они куда-то двигались. Любопытствуя, к ним присоединилась пятая.

Учитель: - А можно предположить, кто это были четверо и пятая?

- А сейчас мы будем читать стихотворение «Тучкины штучки».

- На что наталкивает название?

Дети: - Штучки – проказы озорные, игра увлекательная, шутки.

Учитель: - Предложение, которое мы разбираем, из этого стихотворения. Прочитайте стихотворение.

Такое задание можно проводить на этапе антиципации, что будет служить мотивацией или как разминку. Это задание направлено на развитие внимания к слову, на понимание на уровне предложения, учит выражать мысль и развивает речь.

В системе работы учителя должна быть обозначена проблема – внимание к слову. Это основа понимания текста. Ученик должен адекватно понимать лексическое значение слова. Важно учить детей объяснять лексическое значение слова в контексте. Необходимо развивать умение видеть ключевые слова в тексте. Это умение хорошо развивается при работе с загадками. Иногда, прочитав первое слово, можно догадаться о его окружении. Например, «Ой, как…» - выражение эмоций, «Чей…» - принадлежность, «На небе сгущались темные…» - тучи.

Заголовок – входная дверь текста. Заголовок дает сведения о тексте, на которых может быть построена работа на этапе прогнозирования. Можно узнать тему, жанр, героев текста.

Приведу условную классификацию заголовков, используя комплект учебников образовательной системы «Школа 2100».

Название заголовка

Примеры художественных произведений

1) Заголовок - тема

«Рисунок с натуры», «Скакалочка»

2) Заголовок - тема+идея

«Трудный путь», «Глупая история», «Удивительная кошка»

3) Заголовок - герои+тема (или герои)

«Котята», «Кукла», «Никита-охотник», «Мой брат Мишка»

4) Заголовок - загадка

«Плим», «Песенка подо льдом», «Мохнатая азбука»

5) Заголовок - герои+жанр

«Приключения Незнайки»

6) Заголовок - место действия

«Дом в Черёмушках», «Что у нас во дворе»

7) Заголовок - литературный прием

«Бегство цветов», «Шишкопад»

8) Заголовок – вопрос (ответ на который содержится в тексте)

«Почему ноябрь пегий?»

При работе с заголовком, включается воображение, внимание, чувства. Это напрямую связано с пониманием текста, так считают психологи.

Вычитывая информацию, мы непосредственно соприкасаемся с живым, безграничным по существу, в своем объеме содержанием художественного образа, вступаем с ним в непосредственный контакт, освобождаемся от груза готовых мнений, суждений, оценок. Тут мы сами можем видеть то, что изображено в произведении: картины, события, людей, их отношение и т.д., подобно тому, как видим и ощущаем окружающий мир. Можем сами видеть и судить о том, что открывается нам в художественном произведении. И тогда в конце работы с текстом учитель может задать вопрос: «Что вы, дети, узнали нового?»