Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. ФГЛ в данном случае - это личность, способная свободно использовать умения и навыки чтения и письма для извлечения информации из различных текстов и способная создать собственные тексты, как в устной, так и в письменной форме.
Очень важно в начальной школе заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого стойкая привычка к чтению, который владеет как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного. Что значит понять текст? С точки зрения лингвистики – вычитать все виды текстовой информации (подтекстовую, фактуальную, концептуальную). В современном мире человек сталкивается с огромным потоком информации.
Умение работать с информацией – это качество ФГЛ, которое напрямую зависит от действий педагога. Учитель должен сам уметь вычитывать информацию, читая произведение свежим взглядом, учить этому детей. Работая с текстом, дети должны понимать вид информации (название информации можно не произносить)
КОСТОЧКА.
Купила мать слив и хотела дать их детям после обеда. Они еще лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит – одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
- А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
- Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
- Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
- Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
- Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
Фактуальная информация.
Многодетная семья, не отличается достатком, не в наше время, глава семьи – отец, интеллигентная семья, Ваня – самый младший ребенок, он никогда не ел слив, Ваня съел одну сливу без спроса у родителей, родители поняли сложность ситуации, родители создали ситуацию, чтоб Ваня пережил все эмоции по поводу своего поступка, отец дал возможность детям признаться.
Подтекстовая информация.
Отец преподнёс урок: за свои поступки надо отвечать. Все засмеялись, т.к. испытали облегчение, что ситуация разрешилась, а Ваня заплакал из-за этого. Его не ругали, а он все понял.
Концептуальная информация.
Урок родителям, как можно выйти из ситуации без крика и ругани. Урок детям, как легко совершить поступок, но тяжело признаться. Легче признаваться, когда в семье любят тебя. Человек, которые понимает и прощает других людей – великодушный. Это рассказ о великодушии, о том, что такое любовь, уважение в семье.
Расшифровка предложения и составление рассказа на основе предложения – интересный для детей и учителя способ организации процесса понимания текста. Для этого вычитывается из предложения фактуальная или подтекстовая информация. На основе вычитанной информации составляется текст. В тексте информация не должна превосходить имеющуюся в предложении. Например: «Я долго молчал и отвернулся от мамы, чтобы она по голосу или по губам не догадалась, что со мной, и я задрал голову к потолку, чтобы слезы вкатились обратно». (В.Драгунский «Друг детства»)
Учитель: - Вычитываем информацию.
Дети: - Герой – мальчик. Он расстроен, не хочет, чтобы мама заметила его «состояние», т.к. не хочет ее расстраивать. Мальчик маленький, т.к. думает, что слезы вкатятся назад.
Учитель: - Составим текст
Дети: - Мальчик очень расстроился. На глаза навернулись слезы, губы задрожали. Рядом с ним была мама, поэтому он отвернулся и задрал голову к потолку, по-детски полагал, что эти слезы могу вкатиться назад. Мальчик долго молчал, не желал расстраивать маму.
Если эта работа проходит на этапе прогнозирования, учитель может сказать: «Давайте прочитаем рассказ В.Драгунского «Друг детства» и узнаем, почему расстроился Дениска. А вы можете это предположить?»
Еще один пример.
«К ним, любопытством объятая, по дороге пристала пятая».
Учитель: - Вас что-нибудь удивило?
- Всё понятно?
- С чего начнем обсуждать? (начать со слова «к ним»)
Дети: - Кто-то двигался. Их было четверо. Потом пятая стала приставать с вопросами, присоединившись к ним в дороге.
Учитель: - Составьте текст.
Дети: - Их было четверо, и они куда-то двигались. Любопытствуя, к ним присоединилась пятая.
Учитель: - А можно предположить, кто это были четверо и пятая?
- А сейчас мы будем читать стихотворение «Тучкины штучки».
- На что наталкивает название?
Дети: - Штучки – проказы озорные, игра увлекательная, шутки.
Учитель: - Предложение, которое мы разбираем, из этого стихотворения. Прочитайте стихотворение.
Такое задание можно проводить на этапе антиципации, что будет служить мотивацией или как разминку. Это задание направлено на развитие внимания к слову, на понимание на уровне предложения, учит выражать мысль и развивает речь.
В системе работы учителя должна быть обозначена проблема – внимание к слову. Это основа понимания текста. Ученик должен адекватно понимать лексическое значение слова. Важно учить детей объяснять лексическое значение слова в контексте. Необходимо развивать умение видеть ключевые слова в тексте. Это умение хорошо развивается при работе с загадками. Иногда, прочитав первое слово, можно догадаться о его окружении. Например, «Ой, как…» - выражение эмоций, «Чей…» - принадлежность, «На небе сгущались темные…» - тучи.
Заголовок – входная дверь текста. Заголовок дает сведения о тексте, на которых может быть построена работа на этапе прогнозирования. Можно узнать тему, жанр, героев текста.
Приведу условную классификацию заголовков, используя комплект учебников образовательной системы «Школа 2100».
Название заголовка |
Примеры художественных произведений |
1) Заголовок - тема |
«Рисунок с натуры», «Скакалочка» |
2) Заголовок - тема+идея |
«Трудный путь», «Глупая история», «Удивительная кошка» |
3) Заголовок - герои+тема (или герои) |
«Котята», «Кукла», «Никита-охотник», «Мой брат Мишка» |
4) Заголовок - загадка |
«Плим», «Песенка подо льдом», «Мохнатая азбука» |
5) Заголовок - герои+жанр |
«Приключения Незнайки» |
6) Заголовок - место действия |
«Дом в Черёмушках», «Что у нас во дворе» |
7) Заголовок - литературный прием |
«Бегство цветов», «Шишкопад» |
8) Заголовок – вопрос (ответ на который содержится в тексте) |
«Почему ноябрь пегий?» |
При работе с заголовком, включается воображение, внимание, чувства. Это напрямую связано с пониманием текста, так считают психологи.
Вычитывая информацию, мы непосредственно соприкасаемся с живым, безграничным по существу, в своем объеме содержанием художественного образа, вступаем с ним в непосредственный контакт, освобождаемся от груза готовых мнений, суждений, оценок. Тут мы сами можем видеть то, что изображено в произведении: картины, события, людей, их отношение и т.д., подобно тому, как видим и ощущаем окружающий мир. Можем сами видеть и судить о том, что открывается нам в художественном произведении. И тогда в конце работы с текстом учитель может задать вопрос: «Что вы, дети, узнали нового?»