Задачи:
- Продолжать формировать представление дошкольников о народном художественном промысле «Дымковская игрушка», характерных особенностях (материал, цвет, форма), этапах производства, профессиях людей их создающих.
- Стимулировать интерес к книге, художественному слову, народному фольклору по теме «Дымка». Расширять кругозор, развивать навыки осмысления, обсуждения прочитанного, получать удовольствие от громкого выразительного прочтения. Усилить восприятие дошкольниками материала посредством технологии «Сторисек» с использованием дополнительных реквизитов: научно-популярное видео, DVD-диск, дидактические, литературные, электронные игры, дымковские игрушки, аудиочтение, театрализация и т.д.
- Развивать способность различать и называть элементы дымковского узора (точки, круги, кольца, полоски, прямые и волнистые линии, клетка). Привлечь детей к самостоятельному расписыванию орнаментом вылепленных фигур дымковских игрушек. Закреплять умения рисовать узор кончиком кисти, подбирать цвета и композицию узора.
- Расширять словарный запас посредством разнообразных форм: беседы «Знатоки», коллективного прослушивания фольклора, театрализации, проведения игр: «Отгадай загадку - назови отгадку», «Комплимент». Способствовать использованию в речи прилагательных, согласованию их с существительными.
- Совершенствовать социальные навыки, уверенность в себе в ходе участия в различных видах деятельности. Выражать словами степень удовлетворенности работой, делиться впечатлениями о наиболее интересных моментах деятельности, заданиях, в выполнении которых они участвовали, испытывать чувство гордости за выполненную работу.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, орнамента дымковский росписи, дидактические игры «Найди такой же узор», «Назови элементы дымковской росписи», чтение произведений фольклора по теме, лепка фигурок дымковских игрушек (барышня, козлик, олешек, индюк, кавалер, барышня-водоноска и т.д.)
Методы и приемы:
- наглядные: рассматривание иллюстраций книги «Тарарушки, тарарушки – это русские игрушки» Т. Мавриной, А. Рогова; рассматривание Дымковских игрушек, элементов росписи;
- словесные: беседа, вопросы к детям, дидактические, литературные игры.
- практические: роспись вылепленных фигурок Дымковских игрушек, организация выставки, театрализация произведения.
Материалы и оборудование: сторисек (сундучок историй), «Тарарушки, тарарушки – это русские игрушки» Т. Маврина, А. Рогов, фигурки дымковских игрушек, таблица «Этапы производства дымковской игрушки», иллюстрации к таблице, электронные игры: «Подбери головной убор Дымковской барышне», «Укрась хвост индюку», «Выбери элементы Дымки», акриловые краски, кисточки, салфетки, музыкальное сопровождение, ширма для театрализации, презентация «Дымковская игрушка», «Сухой дождь», интерактивная доска, ноутбук, музыкальный центр.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность |
Формы и методы организации совместной деятельности |
Игровая |
Дидактическая игра: «Отгадай загадки – назови отгадки». |
Изобразительная |
Продуктивная деятельность «Мы мастера»: роспись вылепленных фигурок дымковских игрушек. |
Двигательная |
Подвижные игры: «Карусель», «Сиди, сиди, Яша». |
Коммуникативная |
Коллективное прослушивание аудиозаписи чтения фольклора. |
Познавательно-исследовательская |
Просмотр презентации «В гости к Дымке» |
Восприятие художественной литературы и фольклора |
Чтение стихотворений о Дымковской игрушке: «Дымковская игрушка» Т.Алексеева – Никулина; «Мы игрушки знатные» П.Синявский; «Веселая Дымка» А.Дьяков; «Чем знаменито Дымково?» В.Фофанов; |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность педагога |
Деятельность воспитанников |
Ожидаемые результаты |
1 |
Введение в игровую ситуацию. |
Внимательно слушают педагога. Рассматривают сундучок. Повторяют и запоминают новое слово «сторисек». |
Проявляют интерес к игровой ситуации. |
2. |
Чтение книги. |
Сидят в кругу. Рассматривают иллюстрации в книге. |
Внимательно слушают стихотворение. |
3 |
Просмотр DVD-диска. |
Дети вынимают из сундучка DVD-диск. Просматривают видео. Отвечают на вопросы. |
Расширяют и дополняют представления о Дымковской росписи научными фактами на основе просмотра видео. Проявляют навыки осмысления и обсуждения полученной информации. |
4 |
Дидактическая игра: «Отгадай загадки – назови отгадки». Поглядите, что за птицы! Через горные отроги, За активность педагог вручает детям первый ключик от потайной коробочки, которая хранится в «сторисеке». |
Отгадывают загадки. Рассматривают дымковские игрушки, появляющиеся из сундучка: индюк, петушок, уточка, олешек, конь, козлик, барашек, барышня, кавалер, барышня-водоноска и т.д. |
Различают и называют игрушки дымковских мастеров. Достают из сундучка только те игрушки, которые соответствуют загадке. |
5 |
Динамическая пауза: «Сиди, сиди Яша». Педагог проводит хороводную игру 2-3 раза. |
Выбирают водящего, он встает в середину круга. Дети водят хоровод вокруг «Яши», поют песенку. Затем водящий |
Проявляют социальные навыки. Соблюдают правила игры. Активно двигаются в такт музыки. Проявляют заинтересованность, самостоятельность, творчество, уверенность в себе. |
6 |
Электронные игры: «Подбери головной убор Дымковской барышне», «Укрась хвост индюку», «Выбери элементы Дымки». |
Дети играют в парах в электронные игры. Действуют с ноутбуком и компьютерной мышкой. Подбирают из множества вариантов только элементы дымковской росписи соответствующе персонажам. |
Выполняют задания в парах. Различают, подбирают и называют элементы узоров дымковской росписи: точки, кружочки, кольца, прямые и волнистые линии. |
7 |
Коллективное прослушивание фольклора с одновременным комментируемым рисованием. |
Слушают аудиозапись стихов о Дымковской игрушке. Выбирают фигурку, которую будут раскрашивать. Отрабатывают технические навыки рисования элементов дымковских узоров. |
Самостоятельно расписывают орнаментом вылепленных фигур дымковских игрушек. Подбирают цвета и композицию узора. Рисуют узор (точки, круги, кольца, полоски, прямые и волнистые линии, клетка) кончиком кисти. |
8 |
Литературная игра: «Комплимент». |
Расставляют игрушки. Придумывают комплимент (например: у меня кавалер статный, нарядный; у меня барыня милая, чернобровая; у меня индюк сказочный, расписной и т.д.) |
Проявляют творческие способности. Пополняют словарный запас. Используют в речи прилагательные, согласовывают их с существительными. |
9 |
Дидактическая игра: «Разложи картинки в соответствии с этапами изготовления дымковской игрушки». (Автор неизвестен) Самому внимательному игроку педагог вручает четвертый золотой ключик от потайной коробочки. |
Выбирают картинку. Проявляют внимательность. Действуют по правилам игры. Прослушивают стихотворение, заполняют пустые кармашки слева направо. Называют этапы изготовления дымковской игрушки. |
Внимательно слушают, ориентируются в последовательности изготовления дымковской игрушки. |
10 |
Театрализация «Ярмарка». |
Выбирают игрушки для представления. Самостоятельно распределяют роли. Участвуют в театрализации. Имитируют движения персонажей. |
Пользуются разнообразными выразительными средствами в ходе театрализации. Проявляют фантазию, актерские способности. |