План-конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с использованием технологии «сторисек» с детьми старшей группы «Веселит, ласкает взор пестрый Дымковский узор»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: дымковская игрушка


Задачи:

  • Продолжать формировать представление дошкольников о народном художественном промысле «Дымковская игрушка», характерных особенностях (материал, цвет, форма), этапах производства, профессиях людей их создающих.
  • Стимулировать интерес к книге, художественному слову, народному фольклору по теме «Дымка». Расширять кругозор, развивать навыки осмысления, обсуждения прочитанного, получать удовольствие от громкого выразительного прочтения. Усилить восприятие дошкольниками материала посредством технологии «Сторисек» с использованием дополнительных реквизитов: научно-популярное видео, DVD-диск, дидактические, литературные, электронные игры, дымковские игрушки, аудиочтение, театрализация и т.д.
  • Развивать способность различать и называть элементы дымковского узора (точки, круги, кольца, полоски, прямые и волнистые линии, клетка). Привлечь детей к самостоятельному расписыванию орнаментом вылепленных фигур дымковских игрушек. Закреплять умения рисовать узор кончиком кисти, подбирать цвета и композицию узора.
  • Расширять словарный запас посредством разнообразных форм: беседы «Знатоки», коллективного прослушивания фольклора, театрализации, проведения игр: «Отгадай загадку - назови отгадку», «Комплимент». Способствовать использованию в речи прилагательных, согласованию их с существительными.
  • Совершенствовать социальные навыки, уверенность в себе в ходе участия в различных видах деятельности. Выражать словами степень удовлетворенности работой, делиться впечатлениями о наиболее интересных моментах деятельности, заданиях, в выполнении которых они участвовали, испытывать чувство гордости за выполненную работу.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, орнамента дымковский росписи, дидактические игры «Найди такой же узор», «Назови элементы дымковской росписи», чтение произведений фольклора по теме, лепка фигурок дымковских игрушек (барышня, козлик, олешек, индюк, кавалер, барышня-водоноска и т.д.)

Методы и приемы:

  • наглядные: рассматривание иллюстраций книги «Тарарушки, тарарушки – это русские игрушки» Т. Мавриной, А. Рогова; рассматривание Дымковских игрушек, элементов росписи;
  • словесные: беседа, вопросы к детям, дидактические, литературные игры.
  • практические: роспись вылепленных фигурок Дымковских игрушек, организация выставки, театрализация произведения.

Материалы и оборудование: сторисек (сундучок историй), «Тарарушки, тарарушки – это русские игрушки» Т. Маврина, А. Рогов, фигурки дымковских игрушек, таблица «Этапы производства дымковской игрушки», иллюстрации к таблице, электронные игры: «Подбери головной убор Дымковской барышне», «Укрась хвост индюку», «Выбери элементы Дымки», акриловые краски, кисточки, салфетки, музыкальное сопровождение, ширма для театрализации, презентация «Дымковская игрушка», «Сухой дождь», интерактивная доска, ноутбук, музыкальный центр.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Игровая

Дидактическая игра: «Отгадай загадки – назови отгадки».
Литературная игра: «Комплимент».

Изобразительная

Продуктивная деятельность «Мы мастера»: роспись вылепленных фигурок дымковских игрушек.

Двигательная

Подвижные игры: «Карусель», «Сиди, сиди, Яша».

Коммуникативная

Коллективное прослушивание аудиозаписи чтения фольклора.
Рефлексия «Незаконченное предложение».
Беседа «Знатоки»

Познавательно-исследовательская

Просмотр презентации «В гости к Дымке»
Электронные игры: «Подбери головной убор Дымковской барышне», «Укрась хвост индюку», «Выбери элементы Дымки».
Дидактическая игра: «Разложи картинки в соответствии с этапами изготовления дымковской игрушки».

Восприятие художественной литературы и фольклора

Чтение стихотворений о Дымковской игрушке: «Дымковская игрушка» Т.Алексеева – Никулина; «Мы игрушки знатные» П.Синявский; «Веселая Дымка» А.Дьяков; «Чем знаменито Дымково?» В.Фофанов;
Театрализация «Ярмарка». «Ярмарка, ярмарка! Собирайся народ в гости Дымка всех зовет!» (народное творчество)
Чтение потешек, произведение фольклора о Дымковских игрушках: «В кокошнике няня, на руках Ваня…», «Дымковские барыни всех на свете краше…», «Петушок, петушок, золотой гребешок…», «Кони глиняные мчатся…»; «Вот индюк нарядный, весь такой он ладный…», «За студеною водицей водоноска – молодица…», «Индя – индя, индючок…», «Девица в венце, румянец на лице…».

Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Введение в игровую ситуацию.
Педагог вводит дошкольников в игровую ситуацию. Обращает внимание на «сторисек». Объясняет, что так называется сундучок, в котором находится много историй. Предлагает заглянуть в него и рассмотреть, какая история в нем хранится.
Все реквизиты, игры, пособия и материалы находятся в сундучке и достаются постепенно в ходе занятия по мере выполнения заданий детьми.

Внимательно слушают педагога. Рассматривают сундучок. Повторяют и запоминают новое слово «сторисек».

Проявляют интерес к игровой ситуации.

2.

Чтение книги.
Педагог достает из сундучка книгу «Тарарушки, тарарушки – это русские игрушки» Т.А.Мавриной, А.Рогова.
Предлагает ее рассмотреть. Читает предисловие к книге:
«Бывают ли у взрослых игрушки? Вы, конечно, скажете, что не бывают. А вот у меня есть. Это не совсем обычные игрушки. В детских магазинах их не продают. И называют их русскими народными. В давние – давние времена делали народные игрушки только из дерева и глины да кое – где из бересты и соломы. И называли их в старину тарарушками».
Педагог предлагает познакомиться с глиняными игрушками. Открывает главу «Дымково». СТИХОТВОРЕНИЕ (народное творчество)
Мягко падает снежок,
вьётся голубой снежок,
Дым идёт из труб столбом,
точно в дымке всё кругом,
Голубые дали
и село большое Дымково назвали.
Там любили песни, пляски,
в селе рождались чудо- сказки.
Вечера зимой так длинны,
и лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
а волшебно расписные,
Белоснежные, как берёзки,
кружочки, клеточки, полоски.
Казалось бы — простой узор,
но отвести не в силах взор.
И пошла о Дымке слава.

Сидят в кругу. Рассматривают иллюстрации в книге.
Отвечают на вопросы по тексту: О какой росписи рассказывается в стихотворении? В каком селе она появилась? Из чего там лепили фигурки? Какими элементами расписывали фигурки? (кружочки, клеточки, полоски) Как в стихотворении говорится о дымковской росписи? (простой узор, но отвести не в силах взор; игрушки не простые, а волшебно расписные)

Внимательно слушают стихотворение.
Понимают прочитанное.
Проявляют интерес к книге. Отвечают на вопросы по содержанию. Получают удовольствие от громкого выразительного прочтения. Называют элементы дымковской росписи.

3

Просмотр DVD-диска.
Беседа «Знатоки».
Предлагает детям открыть сундучок, посмотреть научно-популярное видео в соответствии с тематикой книги.
Передача: «Дымковская игрушка» (https://www.youtube.com/watch?v=6LN7KVnW-0c&t=25s)
Задает вопросы: Как называется село, о котором идет речь? (Дымково) Чем оно знаменито? (Там изготавливают знаменитые Дымковские игрушки) Из чего изготавливают Дымковские игрушки? (Из глины) Как называется профессия человека, который работает с глиной? (Гончар) Как используют Дымковские игрушки? (Они служат украшением дома)
В заключении беседы самому активному участнику педагог вручает «ключ» для открытия «сторисека».

Дети вынимают из сундучка DVD-диск. Просматривают видео. Отвечают на вопросы.
Употребляют в речи слова: село Дымково, дымковская роспись, дымковская игрушка, глиняная игрушка, мастер, гончар, подмастерье.

Расширяют и дополняют представления о Дымковской росписи научными фактами на основе просмотра видео. Проявляют навыки осмысления и обсуждения полученной информации.
Знакомятся с профессиями и этапами создания Дымковских игрушек. Делают вывод о том, что дымковские игрушки служат украшением. Их продают на Ярмарке. С их помощью можно разыгрывать театральные представления.

4

Дидактическая игра: «Отгадай загадки – назови отгадки».
Педагог предлагает отгадать, какие игрушки лепили дымковские мастера.

Поглядите, что за птицы!
Кто не взглянет, удивится!
Расписные петухи,
Курочки и индюки.
Лапки, клювы, оперенье –
Просто чудо, загляденье!

Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Длиннорогий, желторогий
Мчится глиняный олень. и т.д.

За активность педагог вручает детям первый ключик от потайной коробочки, которая хранится в «сторисеке».

Отгадывают загадки. Рассматривают дымковские игрушки, появляющиеся из сундучка: индюк, петушок, уточка, олешек, конь, козлик, барашек, барышня, кавалер, барышня-водоноска и т.д.

Различают и называют игрушки дымковских мастеров. Достают из сундучка только те игрушки, которые соответствуют загадке.
Классифицируют понятия: птицы, животные.
Сочетают прилагательные с существительными: расписные петухи; длиннорогий, глиняный, желторогий олень; кони глиняные.

5

Динамическая пауза: «Сиди, сиди Яша». Педагог проводит хороводную игру 2-3 раза.
Сиди, сиди Яша,
Ты забава наша,
Погрызи орешки.
Для своей потешки.
Руки на темь положи
И скорее нам скажи.
Раз, два, три…
Дымковскую игрушку изобрази.

Выбирают водящего, он встает в середину круга. Дети водят хоровод вокруг «Яши», поют песенку. Затем водящий
движениями и жестами изображает дымковскую игрушку и проговаривает слова (например, важный, нарядный, хвост расписной, вот я какой!). Остальные отгадывают.

Проявляют социальные навыки. Соблюдают правила игры. Активно двигаются в такт музыки. Проявляют заинтересованность, самостоятельность, творчество, уверенность в себе.
Используют в речи имена прилагательные.

6

Электронные игры: «Подбери головной убор Дымковской барышне», «Укрась хвост индюку», «Выбери элементы Дымки».
Педагог вынимает из сундучка диск и предлагает детям разделиться на пары, пройти в «компьютерный клуб» для прохождения следующего задания.
За выполнение сложного задания педагог вручает самой смекалистой паре детей ключ для прохождения следующего задания «сторисека».

Дети играют в парах в электронные игры. Действуют с ноутбуком и компьютерной мышкой. Подбирают из множества вариантов только элементы дымковской росписи соответствующе персонажам.

Выполняют задания в парах. Различают, подбирают и называют элементы узоров дымковской росписи: точки, кружочки, кольца, прямые и волнистые линии.

7

Коллективное прослушивание фольклора с одновременным комментируемым рисованием.
Продуктивная деятельность «Мы мастера»
Педагог предлагает заглянуть в «сторисек» и посмотреть, что еще интересного в нем хранится? Достает заготовки-фигурки Дымковских игрушек, которые предлагает расписать.

Слушают аудиозапись стихов о Дымковской игрушке. Выбирают фигурку, которую будут раскрашивать. Отрабатывают технические навыки рисования элементов дымковских узоров.
Проявляют творческую активность, фантазию.

Самостоятельно расписывают орнаментом вылепленных фигур дымковских игрушек. Подбирают цвета и композицию узора. Рисуют узор (точки, круги, кольца, полоски, прямые и волнистые линии, клетка) кончиком кисти.

8

Литературная игра: «Комплимент».
Педагог организует выставку детских работ. Выполненные экспонаты Дымковских игрушек расставляются на подиумы. Дети придумывают своему экспонату комплимент.
За самый лучший комплимент педагог вручает детям «ключ» для следующего задания.

Расставляют игрушки. Придумывают комплимент (например: у меня кавалер статный, нарядный; у меня барыня милая, чернобровая; у меня индюк сказочный, расписной и т.д.)

Проявляют творческие способности. Пополняют словарный запас. Используют в речи прилагательные, согласовывают их с существительными.

9

Дидактическая игра: «Разложи картинки в соответствии с этапами изготовления дымковской игрушки».
Педагог предлагает детям использовать полученный ключ. Вынимает конверт с картинками, предлагает заполнить пустые кармашки в таблице в соответствии с текстом стихотворения.

(Автор неизвестен)
Глину в руки мастер взял,
Хорошо ее размял,
И поработав от души,
Слепил игрушки. Как хороши!
Их в печь на обжиг посадил,
И про себя лишь все твердил:
Теперь игрушки на века,
Как зарумянились бока!
Потом их мелом отбелил,
Но что – то мастер наш забыл.
Берет он краски, их разводит,
А сам с игрушек глаз не сводит.
Кружочки, линии, полоски,
Колечки, точки, кренделечки.
Игрушки тут-же оживают
И красотой всех восхищают.

Самому внимательному игроку педагог вручает четвертый золотой ключик от потайной коробочки.

Выбирают картинку. Проявляют внимательность. Действуют по правилам игры. Прослушивают стихотворение, заполняют пустые кармашки слева направо. Называют этапы изготовления дымковской игрушки.

Внимательно слушают, ориентируются в последовательности изготовления дымковской игрушки.
Называют этапы: лепка, обжиг, роспись.
Различают профессии: художник, гончар.

10

Театрализация «Ярмарка».
Педагог достает из «сторисека» театральную ширму. Предлагает разыграть представление с использованием фигурок Дымковских игрушек расписанных дошкольниками.
Зачитывает стих. «Ярмарка, ярмарка!
Собирайся народ,
В гости Дымка всех зовет!
Барышня с коромыслом
принесла птицам водицы,
Кавалеры помогают,
воды наливают,
зерен птицам насыпают.
Ой, что за шум, что за гам?
Побежали все к козлам,
А они рожками тук-тук,
копытами стук-стук.
Спорят оба, кто ж из них
ярче, краше, прозорлив?
Стал народ их разнимать,
красоту их восхвалять.
Да говорить, что негоже
всех на ярмарке пугать,
Надо петь да танцевать!
«Ой, ой, ой, простите нас,
прекратим борьбу сейчас.
Эй купцы, вы посмотрите,
Нас к себе скорей возьмите,
Можем прыгать и скакать,
деток ваших забавлять!»
Ай да Ярмарка, дымковская, яркая!

Выбирают игрушки для представления. Самостоятельно распределяют роли. Участвуют в театрализации. Имитируют движения персонажей.

Пользуются разнообразными выразительными средствами в ходе театрализации. Проявляют фантазию, актерские способности.
Испытывают чувство гордости за выполненную работу.