Урок по теме "Познавательные процессы"

Разделы: Биология

Класс: 8


Цель урока: Определить основные познавательные процессы человека, дать им характеристику.

Задачи:

  • Определить основные познавательные процессы человека;
  • Дать характеристику познавательным процессам человека;
  • Выявить особенности своих познавательных процессов, через знакомство с различными методами исследования личностных качеств человека;
  • Развитие познавательной активности у обучающихся посредством использования ИКТ, самонаблюдения, умения анализировать, делать выводы;
  • Воспитывать ценностное отношение к себе, толерантность по отношению к другим людям;
  • Развитие личностных качеств: умения осознанно трудиться над поставленной целью, навыки сотрудничества: умение слушать, понимать и поддерживать друг друга, толерантность по отношению к другим.

Предметные результаты обучения:

  • называть особенности высшей нервной деятельности человека; роль речи в познании, развитии мышления;
  • классифицировать типы и виды памяти;
  • сравнивать кратковременную и долговременную память, активное и пассивное воображение, конкретное и абстрактное мышление.

Метапредметные результаты обучения:

  • познавательные — анализировать, обрабатывать и интерпретировать информацию, проводить эксперименты и делать выводы на основе полученных результатов; строить логическую цепочку рассуждений;
  • регулятивные — контролировать и оценивать результаты деятельности, вносить коррективы в их выполнение;
  • коммуникативные — полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, вступать в диалог и дискуссию; эффективно работать в паре и группе при решении учебной задачи.

1. Вводно-мотивационный этап

На экране появляются слова: “Познай самого себя”- Сократ. Как вы понимаете эти слова? Предлагаю их сегодня взять как девиз к уроку.

Учитель интересуется, в каком классе учатся ребята. Звучит очевидный ответ: “В 8-м”. Педагог продолжает и обращается с тем, что предлагает обозначить свою цель пребывания в 9-м классе, на следующий учебный год: в первую очередь успешно сдать экзамены. Что для этого необходимо? Хорошо подготовиться. А какие личностные качества должны быть хорошо развиты для успешной подготовки? Память, мышление, внимание, воображение, - отвечают учащиеся. Таким образом, учащиеся, оглашают основные понятия урока. Они незамедлительно появляются на экране: внимание, память, воображение, мышление.

Они появляются на экране: внимание, память, воображение, мышление. Как их можно назвать по-другому?

Определите тему сегодняшнего урока и задачи.

Тема урока: Познавательные процессы.

Учебная задача: Определить основные познавательные процессы человека, дать им характеристику.

2. Операционно-содержательный этап

- Используя текст учебника, составьте схему «Познавательные процессы человека». К познавательным процессам относят ощущения, восприя­тие, память, воображение и мышление.

- Дайте определения этим процессам.

Ощущения

Восприятия

Воображение

Память

Мышление

Отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на наши органы чувств

Отражение предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств в целом и совокупности свойств и признаков этих предметов и явлений

Отражение будущего, сознание нового образа на основе прошлого опыта

Отражение прошлого опыта или запечатление, сохранение и воспроизведение чего-либо

Высшая форма отражательной деятельности, позволяющая познать сущность предметов и явлений, их взаимосвязь, закономерности

- После ощущения и восприятия рефлексия.

Разделите слова на группы: твердое, холодное, яблоко, красное, лимон, кислое.

Ощущение – это твердое, холодное, красное, кислое. Восприятие - яблоко, лимон.

- Хотели бы вы узнать особенности своих познавательных процессов?

- Давайте проведем небольшое исследование своих личностных качеств.

Для фиксации результатов диагностики предлагаю в тетрадях начертить небольшую таблицу - диагностическую карту – учитель поясняет, как заполнять карту. На экране аналогичная карта, той, что на столах у детей.

Диагностическая карта

Личностное качество

Уровень развития

Память

 

Воображение

 

Мышление

 

Обратите внимание, время для проведение исследования ограничено.

1. Диагностика памяти.

“Постарайтесь за 1 мин запомнить предметы, изображенные на рисунке, а затем назвать их в таком же порядке.

Определите процент правильно названных предметов (число предметов, названных вами правильно, надо разделить на общее число предметов и частное умножить на 100). Оцените точность вашей памяти по шкале:

  • 90-100% - “отлично”;
  • 70-90% - “очень хорошо”;
  • 50-70% - “хорошо”; 30-50% - “удовлетворительно”;
  • 10-30% - “плохо”;
  • 0-10% - “очень плохо”.

1. Воображение предлагается продиагностировать с помощью незаконченных изображений предметов. Учащимся необходимо продолжить изображения. Время выполнения – 3 минуты. Оцените ваше воображение по шкале:

  • 8-9 изображений удалось продолжить - “отлично”;
  • 6-7 изображений - “очень хорошо”;
  • 4-5 изображений - “хорошо”;
  • 2-3 изображения - “удовлетворительно”;
  • 0-1 изображения - “плохо”. [2]

2. Диагностика мышления осуществляется при помощи обыкновенных спичек, или счетных палочек - они лежат на столе вместе с заданием, отпечатанным на листе: “Из 6 спичек постройте 4 треугольника так, чтобы каждая спичка была стороной треугольника”. Оцените ваше мышление: удалось построить – “отлично”, не удалось – “плохо”. Время для выполнения задания – 1 минута”. [2]

Учащиеся, поэтапно выполняя задания, результаты заносят в диагностическую карту. После окончания работы, они анализируют, полученные данные.

3. Рефлексивно-оценочный этап

В ходе фронтальной беседы с классом подводится итог урока, учащиеся делают выводы, о том, какие качества им необходимо развивать у себя. Возврат к высказыванию Сократа, верно ли оно выбрано девизом урока (ребята высказывают собственное мнение). Какими способами мы себя сегодня познавали? (наблюдение, эксперимент)

IV. Лист рефлексии

  • На этом уроке я узнал…
  • Меня удивило…

V. Домашнее задание

Составить рекомендации по развитию познавательных процессов. Найти информацию о других (о тех, что не шла речь на уроке) различных методах исследования личностных качеств человека используя ресурсы библиотек, Интернета, СМИ.