Цель урока: Определить основные познавательные процессы человека, дать им характеристику.
Задачи:
- Определить основные познавательные процессы человека;
- Дать характеристику познавательным процессам человека;
- Выявить особенности своих познавательных процессов, через знакомство с различными методами исследования личностных качеств человека;
- Развитие познавательной активности у обучающихся посредством использования ИКТ, самонаблюдения, умения анализировать, делать выводы;
- Воспитывать ценностное отношение к себе, толерантность по отношению к другим людям;
- Развитие личностных качеств: умения осознанно трудиться над поставленной целью, навыки сотрудничества: умение слушать, понимать и поддерживать друг друга, толерантность по отношению к другим.
Предметные результаты обучения:
- называть особенности высшей нервной деятельности человека; роль речи в познании, развитии мышления;
- классифицировать типы и виды памяти;
- сравнивать кратковременную и долговременную память, активное и пассивное воображение, конкретное и абстрактное мышление.
Метапредметные результаты обучения:
- познавательные — анализировать, обрабатывать и интерпретировать информацию, проводить эксперименты и делать выводы на основе полученных результатов; строить логическую цепочку рассуждений;
- регулятивные — контролировать и оценивать результаты деятельности, вносить коррективы в их выполнение;
- коммуникативные — полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, вступать в диалог и дискуссию; эффективно работать в паре и группе при решении учебной задачи.
1. Вводно-мотивационный этап
На экране появляются слова: “Познай самого себя”- Сократ. Как вы понимаете эти слова? Предлагаю их сегодня взять как девиз к уроку.
Учитель интересуется, в каком классе учатся ребята. Звучит очевидный ответ: “В 8-м”. Педагог продолжает и обращается с тем, что предлагает обозначить свою цель пребывания в 9-м классе, на следующий учебный год: в первую очередь успешно сдать экзамены. Что для этого необходимо? Хорошо подготовиться. А какие личностные качества должны быть хорошо развиты для успешной подготовки? Память, мышление, внимание, воображение, - отвечают учащиеся. Таким образом, учащиеся, оглашают основные понятия урока. Они незамедлительно появляются на экране: внимание, память, воображение, мышление.
Они появляются на экране: внимание, память, воображение, мышление. Как их можно назвать по-другому?
Определите тему сегодняшнего урока и задачи.
Тема урока: Познавательные процессы.
Учебная задача: Определить основные познавательные процессы человека, дать им характеристику.
2. Операционно-содержательный этап
- Используя текст учебника, составьте схему «Познавательные процессы человека». К познавательным процессам относят ощущения, восприятие, память, воображение и мышление.
- Дайте определения этим процессам.
Ощущения | Восприятия |
Воображение |
Память |
Мышление |
Отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на наши органы чувств |
Отражение предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств в целом и совокупности свойств и признаков этих предметов и явлений |
Отражение будущего, сознание нового образа на основе прошлого опыта |
Отражение прошлого опыта или запечатление, сохранение и воспроизведение чего-либо |
Высшая форма отражательной деятельности, позволяющая познать сущность предметов и явлений, их взаимосвязь, закономерности |
- После ощущения и восприятия рефлексия.
Разделите слова на группы: твердое, холодное, яблоко, красное, лимон, кислое.
Ощущение – это твердое, холодное, красное, кислое. Восприятие - яблоко, лимон.
- Хотели бы вы узнать особенности своих познавательных процессов?
- Давайте проведем небольшое исследование своих личностных качеств.
Для фиксации результатов диагностики предлагаю в тетрадях начертить небольшую таблицу - диагностическую карту – учитель поясняет, как заполнять карту. На экране аналогичная карта, той, что на столах у детей.
Диагностическая карта
Личностное качество | Уровень развития |
Память |
|
Воображение |
|
Мышление |
|
Обратите внимание, время для проведение исследования ограничено.
1. Диагностика памяти.
“Постарайтесь за 1 мин запомнить предметы, изображенные на рисунке, а затем назвать их в таком же порядке.
Определите процент правильно названных предметов (число предметов, названных вами правильно, надо разделить на общее число предметов и частное умножить на 100). Оцените точность вашей памяти по шкале:
- 90-100% - “отлично”;
- 70-90% - “очень хорошо”;
- 50-70% - “хорошо”; 30-50% - “удовлетворительно”;
- 10-30% - “плохо”;
- 0-10% - “очень плохо”.
1. Воображение предлагается продиагностировать с помощью незаконченных изображений предметов. Учащимся необходимо продолжить изображения. Время выполнения – 3 минуты. Оцените ваше воображение по шкале:
- 8-9 изображений удалось продолжить - “отлично”;
- 6-7 изображений - “очень хорошо”;
- 4-5 изображений - “хорошо”;
- 2-3 изображения - “удовлетворительно”;
- 0-1 изображения - “плохо”. [2]
2. Диагностика мышления осуществляется при помощи обыкновенных спичек, или счетных палочек - они лежат на столе вместе с заданием, отпечатанным на листе: “Из 6 спичек постройте 4 треугольника так, чтобы каждая спичка была стороной треугольника”. Оцените ваше мышление: удалось построить – “отлично”, не удалось – “плохо”. Время для выполнения задания – 1 минута”. [2]
Учащиеся, поэтапно выполняя задания, результаты заносят в диагностическую карту. После окончания работы, они анализируют, полученные данные.
3. Рефлексивно-оценочный этап
В ходе фронтальной беседы с классом подводится итог урока, учащиеся делают выводы, о том, какие качества им необходимо развивать у себя. Возврат к высказыванию Сократа, верно ли оно выбрано девизом урока (ребята высказывают собственное мнение). Какими способами мы себя сегодня познавали? (наблюдение, эксперимент)
IV. Лист рефлексии
- На этом уроке я узнал…
- Меня удивило…
V. Домашнее задание
Составить рекомендации по развитию познавательных процессов. Найти информацию о других (о тех, что не шла речь на уроке) различных методах исследования личностных качеств человека используя ресурсы библиотек, Интернета, СМИ.