В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание учебных программ, иные подходы к учебному процессу, большое внимание уделяется самостоятельному изучению материала, происходит ориентация на формирование практических компетенций и умения самообразовываться.
Современная система образования сталкивается с множеством внешних проблем. Первая и самая важная – это ускорение и непредсказуемость экономического и технологического развития. Вторая проблема – рынок труда, который теперь не гарантирует наличие, а тем более сохранение работы. Третья проблема – опасность расслоения больших групп населения из-за безработицы, экономического и социального кризиса. Европейское общество достаточно чётко определяет главные цели образования молодого человека. Предполагается, что молодой человек должен иметь собственную точку зрения, уметь управлять принятием решений в группе, слаженно работать в коллективе, одновременно развивая свои индивидуальные способности, а также стремиться овладеть новыми технологиями.
Одна из задач образования заключается в том, чтобы всем без исключения дать возможность проявить свои таланты и творческий потенциал. Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Школа призвана решать не только образовательные, но и большие социальные задачи по сохранению семейных ценностей, обучению, развитию и воспитанию детей, приобщению к традициям и ценностям отечественной истории и культуры. Школа является объектом воздействия социально-экономических, этнографических, культурных, природных и других факторов. Школа призвана содействовать решению ключевых проблем подготовки молодежи к жизни и обычно в сельской местности является единственным образовательным учреждением по месту жительства обучающихся, где они могут получать, начальное, основное или полное общее образование.
Современная образовательная политика России определяет цели и основные задачи модернизации образования, среди которых главной является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. При этом основная роль отводится общеобразовательной школе, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, формирование универсальных действий и компетенций.
Обновление образовательной деятельности, достижение нового качества образования связывают не только с информатизацией образования, но и оптимизацией методов обучения, активным использованием технологий открытого образования. Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию обучающихся в учении;
- развивали бы в первую очередь универсальные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно направлены на развитие познавательного интереса обучающихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов в мировой и отечественной педагогической практике, принадлежит сегодня методу проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Данная проблема очень актуальна, т.к. в нашей школе знакомство с проектной деятельностью и осуществление её, происходит не только на уроке, но и преимущественно во внеурочной деятельности.
Представляется важным, что адекватной современным требованиям к обновлению методических систем обучения предметным дисциплинам является личностно-ориентированная парадигма образования и концепция потребностно-информационного подхода П.В.Симонова и системно-деятельностного подхода А.Г.Асмолова. Основными технологиями личностно-ориентированного образования являются: обучение в сотрудничестве, проектная деятельность, разноуровневое и дифференцированное обучение.
Наиболее эффективной формой организации внеурочной деятельности школьников, оказалась организация совместных проектов на основе сотрудничества обучающихся разных классов.
В качестве примера приведу разработку межпредметного проекта.
Идея данного проекта заключается в
- формировании у обучающихся базовых интеллектуальных качеств, таких как компетентность
- развитие у обучающихся познавательного интереса, инициативы, творчества и уникальности склада ума.
Цель проекта: Развитие познавательного интереса и осуществление интеллектуального воспитания в рамках образовательного процесса в общеобразовательной школе.
Задачи проекта:
- формирование персонального познавательного стиля у обучающихся на основе проектной и исследовательской деятельности
- формирование практических навыков в проектной деятельности обучающихся
- создание условий для самореализации
- создание условий для межвозрастного взаимодействия
- присвоение гуманитарных ценностей в разнообразных формах образовательной деятельности
Этапы проекта:
1. Погружение в эпоху.
2. Фестиваль идей.
3. Декабрьские сессии.
4. Творческий этап.
5. Общешкольная конференция.
6. Награждение.
Остановимся подробнее на творческом этапе, целью которого является разработка форм и методов интеллектуального воспитания обучающихся в межпредметном образовательном пространстве школы.
Задачи:
- Формирование персонального познавательного стиля на основе проектной, исследовательской и творческой деятельности;
- Создание условий для межвозрастного взаимодействия, предоставление дополнительных возможностей по достижению успешности в общении;
- Создание условия для самоактуализации и самореализации личностной сферы обучающихся, формирование социальной позиции ребёнка
- Воспитывать интерес к познанию.
Педагогическое сопровождение и педагогическая поддержка обучающихся в процессе подготовки и проведения творческих мастерских оставляет исключительно большой эмоциональный след в душах ребят. Здесь происходит проявление креативных и художественных дарований детей, это опыт приобретения социально-коммуникативных компетентностей, опыт самостоятельности и опыт взаимодействия с учителем и сверстниками. Задача учителя – раскрыть рамки привычного детям учебного предмета, пробудить интерес к новому знанию. А интерес, как известно, есть главный стимул познавательной активности учащихся и становление педагогического мастерства учителя.
В определённый день в середине учебного года «Река времени» меняет образовательный процесс. В зависимости от эпохи, в которую погружаются участники образовательного процесса, уроки заменяются проведением детских творческих мастерских. Для этого учителями и обучающимися проводится определённая предварительная работа: пишутся сценарии, готовятся костюмы и декорации, подбирается музыкальный и визуальный ряды. Большую помощь оказывают родители. Праздник начинается с представления в Актовом зале, затем дети с руководителями отрядов получают маршрутные листы и начинают путешествие по эпохе.
Обучающимся нравится принимать участие в проекте, что развивает их познавательный интерес к предметам.