«Мониторинг внедрения профессиональных стандартов педагога дополнительного образования детей в образовательной организации: первые итоги»

Разделы: Дополнительное образование

Ключевые слова: профессиональный стандарт


Для подготовки к докладу руководствовалась разделом документа Профессиональный стандарт «Педагога дополнительного образования детей и взрослых» утверждённый Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298н.

Также просмотрела видео Всероссийских онлайн-конференций от сентября 2020 года на темы: «Профессиональные стандарты в сфере образования: прогноз изменений» и «Профессиональные компетенции современного педагога дополнительного образования», транслируемых на сайте «Ассоциация руководителей образовательных организаций».

Данная тема необходима в связи утверждением обновлённой «Должностной инструкции педагога дополнительного образования детей», и вследствие этого корректировке «Критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогических работников» к Положению о порядке распределения стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательной организации».

1. Начнём с определения, что означает профессиональный стандарт, «Профессиональный стандарт» - нормативный документ, определяющий требования к выполнению работниками трудовых функций и необходимых для этого компетенций. «Профессиональный стандарт педагога» - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Квалификация – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Уровни квалификаций – требования к умениям, знаниям в зависимости от полномочий и ответственности работника.

Профессиональные стандарты разработаны для всех должностей образовательных организаций (дошкольного, общеобразовательного, дополнительного. Должности работников дополнительного образования: профессиональный стандарт руководителя, педагога дополнительного образования, методиста, педагога-организатора, тренера-преподавателя).

Сегодня мы подробно говорим о профессиональных стандартах педагога дополнительного образования детей, так как в нашей образовательной организации педагоги – это костяк организации.

2. Несколько слов об истории, откуда эта проблема берёт начало.

Мы шли к профессиональным стандартам достаточно долго. Если смотреть на историю проблемы, с какими нормативно-правовыми документами мы осуществляем свою деятельность в контексте профессиональных стандартов, то в первую очередь это Указы Президента Российской Федерации от 2012 года «О долгосрочной государственной экономической политики» и «О мероприятиях по реализации государственной социальной политике».

Фактически применение профессиональных стандартов - это задача экономической и социальной сферы, а не образовательной сферы, как кажется на первый взгляд. Представляю цитату, в которой говориться «о необходимости модернизации к 2020 году 25-ти миллионов высокопроизводительных рабочих мест, и обеспечить указанные рабочие места высококвалифицированными кадрами».

От этого Указа 2012 года и пошла разработка «Профессионального стандарта». Считается, что «Профессиональный стандарт» в отличие от ЕКС (Единого квалификационного списка, которым мы пользовались ранее для составления «Должностной инструкции педагога дополнительного образования детей») - это более современный и конкретный список не только должностных обязанностей, но и других компетенций, и их описание которыми должен обладать любой работник, а тем более работник сферы образования.

В профессиональных стандартах есть требования к имеющемуся образованию человека, который устраивается на должность педагога, воспитателя и другие. В настоящее время разрабатывается «Национальная система квалификаций», то есть определённые требования к определённым должностям. Слово «стандарт» в данном случае нужно понимать как «обязательный минимум» компетенций, которыми должен обладать работник.

В настоящее время в Профессиональных стандартах наметились значительные изменения не только по их содержанию, но и по технологии их применения в системе образования. Профессиональный стандарт «Педагога дополнительного образования детей и взрослых» утверждённый Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298н в настоящее время ещё корректируется.

3. Профессиональные стандарты в нашей образовательной организации уже вступили в силу, работают, мы их применяем.

Как сказано ранее, для руководителей образовательных организаций также существует профессиональный стандарт с определёнными требованиями.

Предлагаю краткий обзор применения требований «Профессионального стандарта педагога дополнительного образования» в нашей образовательной организации в последние годы:

3.1. Руководитель образовательной организации, выполняя Государственное задание, является заказчиком программ дополнительного образования для педагогов (так как у педагогов основной документ – это общеобразовательная программа), то есть руководитель решает, какие программы для детей в настоящее время актуальны, востребованы родителями.

3.2. Образование и аттестация педагогов. Руководитель образовательной организации выступает заказчиком обучения конкретных педагогических кадров, чтобы сохранить эти кадры для организации, всё происходящее в рамках профессиональных стандартов - это государственная политика, государственный заказ, - нужно воспринимать как данное.

С приходом «Профессиональных стандартов», педагоги не имеющие основное образование, соответствующее должности «педагог дополнительного образования» согласно профилю, (например: хореограф, логопед, преподаватель гитары) – приобретал педагогические, методические компетенции способом профессиональной переподготовки, получал диплом подтверждающий соответствие должности педагог дополнительного образования определённого профиля.

3.3. Организация процесса непрерывного повышения профессионального мастерства. То есть, не один раз в три года курсами повышения квалификации, а формирование маршрутов, которые позволяют педагогу развиваться постоянно. Распространённые формы повышения профессионального мастерства в нашей образовательной организации - это «Единые методические дни», «Обучающие семинары», доклады на темы по самообразованию педагогов.

3.4. Установление системы оплаты труда.

Одной из важных тем для образовательной организации является «Должностная инструкция педагога дополнительного образования детей».

В обновлённой «Должностной инструкции педагога дополнительного образования детей» описан комплекс профессиональных знаний, умений, навыков, которыми должен обладать современный педагог.

Вторая важная тема для коллектива педагогов - «Критерии оценки результативности профессиональной деятельности педагогических работников образовательной организации» или стимулирующая часть заработной платы педагога.

3.5. В проект «Критерии оценки результативности профессиональной деятельности педагогических работников» к Положению о порядке распределения стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательной организации» внесены изменения в соответствии с обновлённой «Должностной инструкцией педагога дополнительного образования детей образовательной организации».

3.6. В завершении согласование и утверждение коллективом педагогов «Критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогических работников образовательной организации» к Положению о порядке распределения стимулирующей части фонда оплаты труда работников» в соответствии с обновлённой «Должностной инструкцией педагога дополнительного образования детей образовательной организации».

Список использованной литературы

1. Приказ от 5 мая 2018 г. N 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

2. Вебинары сайта «Ассоциация руководителей образовательных организаций» на темы: «Профессиональные стандарты в сфере образования: прогноз изменений», «Профессиональные компетенции современного педагога дополнительного образования», ссылка: https://educationmanagers.ru/

3. Положение о порядке распределения стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательной организации, Приложение «Критерии оценки результативности профессиональной деятельности педагогических работников».