Формы и методы работы с детьми с ОВЗ с помощью ИКТ-технологий

Разделы: Математика

Ключевые слова: игра, ОВЗ, индивидуальная работа, ИКТ-технологии


Коррекционно-развивающее обучение на уроках математики является приоритетным направлением современной образовательной практики, представляет собой систему мер дифференцированного образования, позволяющую решать задачи современной помощи детям, испытывающим трудности в овладении содержательных основ курса математики. В своей работе я столкнулась с ограниченностью методической и рабочей литературы в области обучения детей с ОВЗ, так как обучаю учеников с диагнозом ЗПР и нарушением интеллекта.

Все причины трудностей в обучении можно разделить на семь групп причин:

  • низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве;
  • недостатки в развитии внимания;
  • недостатки в развитии памяти;
  • недостатки в развитии мышления;
  • недостатки в развитии речи;
  • несформированность приемов учебной деятельности;
  • индивидуально-типологические особенности.

В своей практике использую следующие методы коррекционно-развивающего обучения детей на уроках математики:

  • Объяснительно-иллюстративный метод (метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти).
  • Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)
  • Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения)
  • Частично-поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы)
  • Исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).

Общие принципы и правила коррекционной работы:

  • Индивидуальный подход к каждому ученику.
  • Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
  • Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
  • Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Главной задачей учителя на уроке становится вовлечь обучающегося в учебную деятельность, привлечь его внимание к теме. Применение компьютера значительно повышает возможности коррекции развития детей с ОВЗ. Использование на уроках математики ИКТ технологий проходит по следующим направлениям:

  • Презентации PowerPoint;
  • Текстовые материалы и карточки в Microsoft Word;
  • Видеосюжеты.

Я использую разнообразные карточки применяя на разных этапах урока, при закреплении и контроле знаний. Из-за низкого уровня долгосрочной памяти применяются следующие карточки:

  • разноуровневые задания (базовый, средний, повышенный уровень);
  • математический тренажер под редакцией Жохова;
  • опорные конспекты.

Это должен быть не один урок, а их система. Ведь только систематическое использование технологии позволяет добиться результата. Ребенок сможет оценить свои способности, что очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Перечисленные выше коррекционно-развивающие методы способствуют устранению трудностей в обучении математике.

Практика работы показывает, что наиболее эффективным средством в коррекционной работе является использование информационных технологий:

  •  при проведении устного счета (возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения);
  •  при изучении нового материала (иллюстрирование разнообразными наглядными средствами, мотивация введения нового понятия, моделирование);
  •  при проверке фронтальных самостоятельных работ (быстрый контроль результатов);
  • при решении задач обучающего характера (выполнение рисунков, составление плана работы, отработка определенных умений и навыков);
  • при организации исследовательской деятельности учащихся;
  •  при интегрировании предметов естественно-математического цикла.

Наглядным примером из моей практики является использование клавиатуры «Клавинта».

Клавинта представляет собой устройство с сенсором и предназначена для детей с нарушениями моторики и моторных функций. Прибор реагирует на движение руки и пальцев по поверхности клавиш и является отличным средством при различных видах паралича после травм, а также для незрячих и слабовидящих пользователей.

Клавинта оснащена девятью сменными накладками, которые обеспечат многофункциональность использования устройства и позволят осуществлять работу с текстом, таблицами, калькулятором, веб-браузерами и другими полезными приложениями. В течение нескольких лет я занимаюсь домашним обучение ребенка с ДЦП, при этом использую данную клавиатуру. С ее помощью проще построить геометрическую фигуру, выйти в интернет для работы на тренажере для закрепления материала.

Использование информационных технологий на уроках математики проходит в различных формах:

  • Обучающиеся на уроках получают возможность индивидуальной работы на компьютере. Одна из таких форм работы это работа в интернете, с помощью сайта линеапс (learningapps.org.) Данный вид деятельности позволяет не только проверить знания по теме, но и в итоге обучающийся самостоятельно анализирует свой результат, а процесс самоанализа для ребенка с ОВЗ играет важную роль в обучении и развитии.
  • Создание презентаций учителем. Такая форма работы позволяет всесторонне развивать метапредметные универсальные учебные действия. При создании презентаций дети учатся работать с информацией, используют различные математические схемы и алгоритмы. Презентация помогает объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, аудио и видео аппаратуры.

Перечисленные выше коррекционно-развивающие технологии способствуют устранению трудностей в обучении математике.

В результате работы над данной темой с помощью информационных технологий мне удалось повысить уровень развития психических процессов у детей, имеющих трудности в обучении, корректируя имеющиеся недостатки.

Список литературы

  1. Климова С.В. Применение интерактивных технологий в исследовательской деятельности учащихся в инклюзивном образовании//Среднее профессиональное образование. 2012. №3.
  2. Хисматуллина Л.Р. Современные технологии коррекционного обучения на уроках математики / Л.Р.Хисматуллина, Е.С.Мубаракшина. // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 197-202.