Методика работы над деформированным текстом

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: работа над деформированным текстом


Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В.Ахутина, Л.С.Выготский, Н.И.Жинкин, А.А.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Ф.А.Сохин и др.). Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является умение ясно, понятно, красиво говорить на своем языке. Всю свою жизнь человек совершенствует речь, овладевает богатством языка. Чем полнее усваивается богатство языка, чем свободнее человек пользуется им, тем успешнее он познает сложные связи в природе и обществе. Для ребенка достаточный уровень речевого развития – залог успешного обучения. Содержание образования на современном этапе характеризуется усилением внимания к проблеме развития связной устной и письменной речи школьников. Речь учеников отличается ограниченным запасом слов, трудностью связного высказывания и общения. Эти школьники испытывают трудности по всем учебным предметам с самых первых дней обучения. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С.Выготского, А.А.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А.Леонтьев, Л.В.Щерба).

В развитии речи нужна кропотливая работа учащихся и учителей. Систематическая работа по развитию речи обязательно приведет к успеху.

Выполняя упражнения на понимания текста, учащиеся не должны видеть одновременно текст и задание. Каждый ученик получает текст и внимательно изучает его определенное время; потом закрывает текст и выполняет задание. Выбор упражнения зависит от подготовленности класса. Нужно сделать важную оговорку: это упражнения не на логику, а на понимание текста. Поэтому ложными мы будем считать не только те утверждения, которые противоречат тексту, но и те, которые в тексте не содержатся. Например:

Мы привыкли к белым статуям в наших музеях и забываем, что у греков статуи были раскрашены: открытые части тела в телесный цвет, одежда — в красный и синий, оружие — в золотой. Глаза мраморных статуй кажутся нам слепыми именно потому, что зрачки у них не вырезывались, а писались по мрамору краскою.

Греки любили яркость. Неудивительно, что они любили и живопись. Но греческую живопись мы знаем гораздо хуже, чем греческую скульптуру: картины сохраняются труднее, чем статуи. “Древнюю архитектуру мы знаем по развалинам, скульптуру по копиям, живопись по описаниям “, — сказал один ученый.

Греки рисовали, как рисуют дети: сперва чертили контур, потом его закрашивали. Красок поначалу было только четыре: белая, желтая, красная, черная. Лучшую белую делали из известняка с острова Мелоса (отсюда наше слово мел), лучшую желтую — из аттической глины, красную привозили с Черного моря, а для черной пережигали виноградные косточки или даже слоновую кость. Современные художники чаще всего пишут масляными красками на холсте; в Греции этого не было. Когда расписывали стены по сырой штукатурке, то разводили краски прямо водой, они всасывались и засыхали; потом такой способ стали называть “фреска”. А когда писали на деревянных досках, то приготавливали краски не на масле, а на яичном желтке (этот способ потом назывался “темпера”, так работали средневековые иконописцы). (М.Гаспаров)

Задание. Запишите номера правильных утверждений.

  • Греки раскрашивали одежду на статуях в желтый цвет.
  • Для получения зеленой краски пережигали виноградные косточки .
  • Фреска — это роспись по сырой штукатурке.
  • Греки редко писали масляными красками на холсте.
  • Современные художники чаще всего приготавливают краски на яичном желтке.
  • Наше слово “мел” произошло от названия острова Мелос.
  • На деревянных досках писали темперой.
  • Мы привыкли к раскрашенным статуям в наших музеях.
  • Греческую скульптуру мы знаем гораздо лучше, чем живопись.
  • Картину проще сохранить, чем статую.

Следующий вид  упражнений это работа с деформированным текстом. Виды заданий работы с деформированным текстом:

1. Деление текста на предложения:

  • 3-4 предложения – 2 класс;
  • 5-8 предложений – 3 класс;
  • 9-12 предложений – 4 класс.

Спиши текст, раздели его на предложения.

Муравей и зерно

Муравей нашёл зёрнышко он потащил зерно в муравейник но зерно было тяжёлое муравей один не мог дотащить его он позвал на помощь товарищей вместе они утащили зерно в муравейник.

2. Составление предложений из слов.

Из данных слов составить предложения, записать текстом, текст озаглавить:

Русский, хорош, зимой, лес.
Деревьями, под, сугробы, глубокие.
Согнулись, берёз, от, молодых, инея, стволы.
Зелёные, покрыты, ветви елей, шапками, снега, белыми.

3. Работа над деформированным текстом:

Расположи предложения так, чтобы получился связный текст.

1) Он жалобно разевал клюв и вертел головой.
2) Каждое утро мы с сестрой бегали на речку.
3) Мы вспомнили, что нельзя трогать птенцов, иначе мать их не примет.
4) Однажды мы увидели на тропинке маленького птенчика.

Расположи части текста в соответствии с планом так, чтобы получился связный текст.
1) Весна улыбнулась.
2) Весна голос подает.
3) Настоящей весной запахло.

Приход весны.

Вот уже снег сделался грязным, осел. Заговорили ручьи по дорожкам. Воробьи кричат целыми днями.
Весь снег растаял. Показались подснежники. Это первые цветы. Они пахнут настоящей весной.
Стало солнышко сильнее пригревать. Сосульки заплакали на крышах. Улыбнулась весна.

Работа с деформированным текстом является очень продуктивным видом деятельности и используется во всех классах начальной школы. Организовать эту работу можно следующим образом: учитель подбирает текст, соответствующий возрасту и изучаемым темам по русскому языку. Каждое упражнение печатается на полоске бумаги разного цвета. Затем эти полоски (предложения разрезаются на кусочки-слова) перемешиваются и помещаются в конверт. Собрав из слов предложения (в этом помогает цвет), ученики выстраивают текст. Полученные тексты читаются вслух. Затем даётся дополнительное задание к тексту: озаглавить его, найти грамматическую основу предложений, определить части речи, определить падеж имён существительных, выписать слова на заданные орфограммы, подобрать родственные слова к выделенным, продолжить текст и т.д.

Например, при изучении темы «Спряжение глаголов» в 4 классе было предложено такое задание: «В конверте находятся кусочки-слова разного цвета. На жёлтой бумаге – слова первого предложения, на голубой – слова второго предложения, на зелёной – третьего предложения, на белой – четвёртого предложения, на розовой – пятого предложения. Нужно составить предложения, из которых получится текст. Найдите в тексте глаголы, определите их лицо, спряжение.»

Наступает чудесная пора. Солнце заливает землю яркими лучами. Лесная опушка утопает в розовой пене. Гудят мохнатые шмели. В полдень прибегают на опушку разные зверьки.

Такую работу можно проводить в любом классе. Для учеников 1, 2 классов предлагаются тексты меньшего объёма. Например, во 2 классе при изучении темы «Род имён существительных» можно использовать следующий текст:

Белка живёт в лесу. У зверька пушистый хвост. Она сидит в дупле.

Собрав сначала предложения, а затем текст, ученики получают задание: «Найдите в тексте имена существительные, определите их род.»

Эта работа является дифференцированной. Конверты маркируются по степени сложности: жёлтым цветом – низкий уровень сложности (текст из трёх предложений), синим – средний уровень (четыре предложения), красным цветом – высокий уровень (пять предложений). Ученики сами выбирают себе конверты.

Можно предложить детям такие разноуровневые задания с деформированным текстом:

«Сильные» дети – красные карточки: собрать фразеологизмы.

На, медведь, ухо, наступил.
Шкуру, делить, медведя, неубитого.

«Средние» дети – зеленые карточки: собрать пословицы.

Медведь, да, грозился, в, свалился, яму.
Спросонья, кажется, и, медведем, блоха.

«Слабые» дети – синие карточки: собрать отрывки из детских стихов.

Пол, на, уронили, мишку, По, косолапый, мишка, лесу, идет,
Мишке, лапу, оторвали. Собирает, песенки, поет, шишки.

Эффективна работа с деформированным текстом, которая позволяет предупредить речевые ошибки.

ЗИМА

Вплыа снге. В лсеу тхио. Мдвдееи злглаеи в брлгеои и сптя. Блкеи сдтия в дплхуа и грзтыу рхоеи. Зйкаи злзлаеи пдо кстуы. Зыле влкои бгтеаю по лсеу.

Такая работа развивает орфографическую зоркость, творческую активность, мыслительную деятельность младших школьников, повышает интерес к уроку. При организации такой работы у обучающихся формируются коммуникативные действия, которые обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, умение договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Далее представлены упражнения для работы с текстом в 3 классе. Виды упражнений:

1. Деление сплошного текста на отдельные предложения.
2. Деление сплошного текста на абзацы.
3. Составление связного текста из данных абзацев.
4. Составление связного текста из данных предложений.
5. Составление связного текста из деформированных предложений.
6. Составление связного текста из неполных предложений.
7. Составление связного текста по вопросам.
8. Составление рассказа по данному началу.
9. Письменные ответы на вопросы.

1. Деление сплошного текста на отдельные предложения

Разделите текст на предложения. Поставьте в конце каждого предложения нужный знак.

№ 1

Улетают наши птицы

Давно улетели на юг ласточки и быстрые стрижи в осенние дни слышали ребята, как курлыкали в небе пролётные журавли тихо пролетели на тёплый юг гуси.
И всё реже, всё скупее греет осеннее солнышко скоро начнутся по утрам первые морозы до самой весны застынет земля выпадет первый снег. (47)
(По И.Соколову-Микитову)

№ 2

Береза

У самой дороги росла развесистая береза усталый путник останавливался отдыхать под старым деревом местные жители прозвали березу «Передышкой» настала зима пушистый снег засыпал леса и луга посреди белого поля виднелась одна только береза ее тонкие ветки покрылись мохнатым инеем утром лучи солнышка освещали дерево береза казалась нежно-розовой. (48)

№ 3

Осенью

Быстро пролетело короткое северное лето незаметно подкралась осень в октябре пошли холодные дожди ночью уныло завывал ветер он нагонял тяжёлые тучи.
Густой туман стоит над деревней к полудню он осядет выглянет тогда неяркое солнышко в небе ты увидишь журавлей летят они острым клином сверху доносится их тоскливое курлыканье. (48)

2. Деление сплошного текста на абзацы

Поделить текст на абзацы.

№ 1

Орленок

Сенька подобрал в степи больного орлёнка и принёс его в посёлок. Мальчик смастерил ему хорошую клетку. Он кормил и поил птенца с ладони. К осени орлёнок окреп и подрос. Он свободно разгуливал по комнатам. Сенька вынес любимца в степь и отпустил на волю. Орлёнок покружил над мальчиком, взмахнул крыльями и поднялся высоко в небо. (53)
(По Я.Костырю)

№ 2

Ловкий зверёк

На берегу лесной речки на пне сидела белка. В лапках она держала еловую шишку и грызла её. Вдруг из леса выскочила большая собака. Белка бросила шишку и помчалась скачками к реке. По реке плыли брёвна. Ловкая белочка прыгнула на ближнее бревно. С бревна на бревно, с бревна на бревно — и на тот берег! (56)
(По В.Бианки)

№ 3

Редкая гостья

Однажды на птичьей кормушке появилась белка. Дети очень обрадовались ей. Белка села на задние лапки и взяла в передние лапки кисточку сухой рябины. Она начала ловко объедать ягоды. Потом зверёк схватил в зубы другую гроздь, прыгнул на сук ели и исчез в густых ветвях. С тех пор белка каждый день стала навещать птичью столовую. (56)
(По Г.Скребицкому)

3. Составление связного текста из данных абзацев

Расположить абзацы так, чтобы получился связный рассказ.

№ 1

Доброта

Коля накормил олениху, устроил постель из веток. Паренёк приносил зверю соль, еду. Олениха робко шагала и лизала соль. Она осталась жива.
Мальчик отогнал лисицу. Олениха сидела в сугробе и тянула голову. Глаза были грустные.
Коля побежал в лес насыпать зерна в кормушку. Он увидал на снегу слабую олениху. Рядом лисица ждала близкую добычу. (54)

№ 2

Синичье гнездо

Искала синица место для гнезда. Заглянула птичка в щель почтового ящика. Понравилось.
Вывелись птенчики. Стала кошка вокруг ящика похаживать. Хозяйка оплела ящик ветками шиповника.
Синички расширили носиками щель. Натаскали мха, шерсти. Травинок.
Осенью в саду летала стайка синиц. А почтальон опять кладет письма в ящик.
Увидел хозяин их работу. Что делать? Попросил почтальона класть газеты прямо на крыльцо.
(По И.Недоле)

№ 3

Радость в луковице

Вот выглянул бутончик. Я перенесла цветок на окно. Перед Новым годом раскрылись синие душистые цветы. Это был гиациант.
Осенью папа привез мне большую луковицу. Он сказал, что в луковице спрятана радость.
Гиациант украсил нам праздничный стол. Вот какая радость была в серой луковице.
Горшочек с луковицей мама отнесла в подвал. Через месяц показался росток. Я поставила горшок в ванной. Накрыла горшочек бумажным колпачком. Ему нужна была прохлада. (65)
(По Н.Павловой)

4. Составление связного текста из данных предложений

Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.

№ 1

Осенью

Весь день стоит ненастная погода.
Наступила поздняя осень.
Он ломает сучья и срывает листья с деревьев.
Яростный ветер гонит над землей клочья туч.
Грустный стоит лес.
С утра густой туман окутал окрестность. (32)

№ 2

Зайцы

Его следы прямые.
Заяц ходит по полям и лесам без страха. Но утром он начинает метаться и путать следы. Они удивляются хитрости зайца.
Охотники сами путаются по двойным следам и далеким прыжкам.
Он всего боится.
А заяц не думал хитрить. (40)
(По Л.Толстому)

№ 3

Зима

И пруд уже замерз.
С каждым днем все холоднее.
Запасите осенью побольше ягод рябины.
Облетели с деревьев листья.
На деревьях рябинки видны красные гроздья ягод.
Хохлатые птицы клюют их.
Лужи на улицах покрыты тонким ледком.
Зимой кладите ягоды в птичью корзину. (41)
(По Г.Скребицкому)

5. Составление связного текста из деформированных предложений

Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений.

№ 1

в, встает, туман, зимнем, солнце, холодное
изредка, от, деревья, мороз, потрескивают
солнце, лес, утреннее, осветило, спящий
в, послышалось, воздух, щебетание, птиц (21)

Подберите к тексту название.

№ 2

свете, жила, на, коза
хозяйка, нее, у, злая, была
клок, давала, день, в, сена, только
козы, трудная, у, жизнь, была
она, козе, листики, давала, вкусны (25)

Подберите к тексту название.

№ 3

Бурундуки

живут, в, бурундуки, лесу
они, деревьев, почки, разных, едят
любит, бурундук, и, ягоды, плоды, шиповника
зверек, гнездо, этот, разорить, может
крепко, в, спят, норе, зимой, бурундуки (26)

6. Составление связного текста из неполных предложений

Дополните предложения подходящими по смыслу словами так, чтобы получился связный рассказ. Подберите к тексту название.

№ 1

Ели надели белые _________ ,
Спрятали в ________ колкие ________ .
Скачет под елками белый зайчишка,
Белый зайчишка в _________ пальтишке.
Ни рукавиц у косого, ни _________ ,
Греют его только быстрые __________ .
(И.Пивоварова)

Слова для справок: ша...ки, варе...ки, ла...ки, ле...кое, ша...ка, ла...ки.

№ 2

Маша ________ на берегу реки в мячик. Вдруг мячик _______ и _______ в воду. Маша ________ по берегу, а мячик _________ по воде. __________ он, __________ да и _________ к рыбакам в сеть.
Слова для справок: играла, покатился, упал, побежала, поплыл, плыл, попал.

№ 3

Скоро зима

Ночью ударил сильный _________ . Он сковал лужи на _____ и ______ . ______ ветер гулял по лесу. Холодно стало _____ . _______ спрятались в гнёздышки. Там птичкам тепло. ______ стали готовить ________ для птиц.
Слова для справок: мороз, дорожка, тропинка, холодный, птицы, они, ребята, кормушки.

7. Составление связного текста по вопросам

Составьте текст по вопросам.

(Ответить 2-3 предложениями на каждый вопрос)

№ 1

Моя мама

1. Как зовут твою маму? Какая она?
2. Где мама работает? (Что выпускает, делает?)
3. Чем вы любите заниматься с мамой в свободное время?
4. Как ты помогаешь маме?

№ 2

Мой друг

1. Как зовут твоего друга?
2. Давно ли ты с ним дружишь?
3. Что нравиться тебе в твоем друге?
4. В чем бы ты хотел походить на него?

№ 3

Прогулка в лес

1. Куда пошли ребята с корзинами?
2. Что они делали в лесу?
3. Где ребята отдыхали?
4. Когда и с чем они вернулись домой?

8. Составление рассказа по данному началу

Допишите рассказ несколькими предложениями.

№ 1

Спас друга

Алеша и Саша шли домой из школы. Они спустились к реке. Саша побежал вперед. И вдруг хрупкий лед треснул...

№ 2

В лесу

Дети идут по тропинке. Вот с дерева спрыгнула белка. Дятел стучит по коре сосны. В дупле дуба гнездо совы...

№ 3

После грозы

Ночью бушевала гроза. Неслись бурные потоки. Вода вырывала с корнем могучие деревья, сдвигала тяжелые камни...

9. Письменные ответы на вопросы

Записать ответы на вопросы.

№ 1

Сторож

У утки были пушистые утята. Однажды лисица утащила утку. Мы научили собаку Альму водить к реке утят. Вот Альма важно идет к реке. Утята спешат за ней. Птенчики ныряют в воде. Потом они гуляют на лугу. Собака сидит и зорко охраняет утят. (42)

Вопросы:
1. Что случилось с уткой?
2. Кто заменил утятам маму?
3. Куда повела Альма утят?
4. Как охраняла собака утят?

№ 2

Колокольчики

Вышел я из лесу на луг и удивился. Сколько цветов! Они похожи на праздничный хоровод.
По зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, синеет мышиный горошек.
А выше всех, всех веселее — лиловые колокольчики. Они колышутся, кланяются от летнего ветерка. Это они радостно приветствуют меня.
Все лето цветут эти милые цветы наших лугов. (51)
(По И.Соколову-Микитову)

Вопросы:
1. Что увидел писатель на лугу?
2. Почему луг был похож на хоровод?
3. Как писатель описывает колокольчики?
4. Как колокольчики приветствуют гостя?

№ 3

Случай в лесу

Мы нашли в лесу крохотного птенца. Посадили его в большую коробку и затянули коробку марлей. Коробку поставили под куст и ушли.
Вдруг налетела стая щеглов. С яростным писком бросились они освобождать пленника. Марля сразу была проклевана. Птенец помогал. Он пробивал марлю, как скорлупку яйца.
Скоро птенец выбрался наружу и поковылял в кусты. (52)

Вопросы:
1. Куда положили найденного птенца ребята?
2. Как стая щеглов освобождала птенца?
3. Как птенец помогал стае?

По детской литературе часто используют тестовые задания. ест не может быть единственной формой промежуточного контроля, так как посредством теста невозможно адекватно оценить уровень знаний по дисциплине (не исключено, что правильные ответы были даны «наугад»). Цель тестовых заданий – определить тех, кто не обладает даже минимальными знаниями по предмету.

Задания в тесте направлены, в основном, на проверку знания обучающимися произведений детской литературы, их авторов, времени написания текстов.

Тест

1. Отметьте определение, соответствующее понятию «детская литература» в литературоведении:
А) исключительно литература, созданная детьми,
Б) литература о детях,
В) литература, имеющая своим адресатом ребёнка, соответствующая его возрастным особенностям.

2. В материнскую лирику входят (выберите правильные варианты):
А) пестушки,
Б) колыбельные,
В) потешки,
Г) сказки,
Д) былины.

3. В дискуссии 1920-х годов о пользе или вреде волшебных сказок право детей на чтение сказок отстаивали (выберите правильные ответы):
А) М. Горький,
Б) С. Маршак,
В) Н. Крупская,
Г) А. Луночарский.

4. Автор книги «От двух до пяти» -
А) Д. Хармс,
Б) К. Чуковский,
В) А. Барто,
Г) С. Михалков.

5. «Царевна-лягушка» - это:
А) волшебная сказка,
Б) социально-бытовая сказка,
В) сказка о животных.

6. Укажите фамилию автора сказки «Доктор Айболит»:
А) Маршак,
Б) Чуковский,
В) Михалков,
Г) Остер.

7. Серия сказок А. Волкова о волшебнике Изумрудного города представляет собой:
А) точный перевод произведений Ф. Баума,
Б) адаптированный художественный перевод произведений Ф. Баума,
В) заимствование сюжета и авторское переосмысление произведений Ф. Баума.

8. «Чёрная курица, или Подземные жители» (выберите верные варианты):
А) прозаическая литературная сказка,
Б) стихотворная литературная сказка,
В) создана А. Погорельским,
Г) создана А.С. Пушкиным,
Д) написана в 1829 году,
Е) написана в 1864 году,
Ж) написана в 1929 году.

9. Определите автора следующего отрывка:

Надевать он стал пальто -
Говорят ему: «Не то!»
Стал натягивать гамаши -
Говорят ему: «Не ваши!»
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!

А) С.Я. Маршак,
Б) А.Л. Барто,
В) С. Михалков,
Г) Д. Хармс,
Д) К.И. Чуковский.

10. Определите автора следующего отрывка:

В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью Каланча,
По фамилии Степанов
И по имени Степан,
Из районных великанов
Самый главный великан.

А) С.Я. Маршак,
Б) А.Л. Барто,
В) С. Михалков,
Г) Д. Хармс,
Д) К.И. Чуковский.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер систематического последовательного развёрнутого изложения. От неё зависит и полнота познания окружающего мира, и становление сознания, и успешность обучения в школе, и развитие личности в целом.

Характеристика связной речи и её особенностей содержится в ряде трудов современной лингвистической, психолингвистической и специальной методической литературы. Применительно к различным видам развёрнутых высказываний связную речь определяют как совокупность тематически объединённых фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое.

Под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим и «каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи».

Связная речь - сложное явление, подход к которому возможен с разных сторон, справедливо соотносит показатели уровня развития связной речи в первую очередь со степенью проявления в высказываниях умения отразить «содержательную» сторону: раскрыть тему, основную мысль, собрать материал и систематизировать его, правильно реализовать в своих высказываниях. Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи.