В настоящее время распространение наркомании идет быстрыми темпами и становится настоящей бедой современного общества. Она затрагивает людей не только старшего возраста, но и подрастающее поколение.
Многие дети с малого возраста употребляют наркотические вещества, алкогольную продукцию, злоупотребляют табакокурением и поэтому выпадают из общественной жизни.
Наркомания ведет к деградации личности человека, влияет на социальную стабильность и воспитание нравственности среди молодежи. В связи с этим, многие семьи сталкиваются с этой страшной бедой.
Наркомания, в широком смысле, это проблема не только тех, кто употребляет или продает наркотики. Наркомания – это проблема личного выбора каждого человека, проблема общества. Выбора – принимать или не принимать наркотик? Бороться или не бороться с наркобизнесом? Отвечать или не отвечать перед обществом, совестью, Богом за последствия принимаемых законов?[1, с.174]
Наркомания – это заболевание, которое ведет к зависимости человека от наркотических средств, изменению его психологического и физического состояния. При этом человек постоянно думает о них, стремится употребить, для того, чтобы избавиться от психического дискомфорта, получить чувство эйфории. В итоге, переступая границы морали, человек нарушает свою связь с нормальным обществом. Зависимые люди легко переступают дозволенные черты и становятся преступниками.
Наркотический бизнес приносит огромный доход тем людям, которые им занимаются. Эти, так называемые «бизнесмены», не взирая ни на что, стараются вовлечь как можно больше людей для собственного обогащения. В первую очередь они стараются привлечь молодое поколение для распространения наркотической продукции и пропагандируют в их среде пользу наркотика. Несовершеннолетние легко попадают под их влияние, зачастую становятся наркозависимыми. Для приобретения смертоносного вещества некоторые подростки идут на преступления с целью добычи денег.
В основном под влияние наркотической среды попадают уязвимые слои населения. Это дети, лишенные родительского внимания и из неблагополучных семей. Не исключение составляют и дети из обеспеченных семей, родители которых балуют деньгами, дорогими подарками. Такая категория детей так же попадает в поле зрения продавцов наркотиков, так как в силу своей малой информированности не видят никакой угрозы в этом.
Если подросток на начальном этапе общения с наркозависимыми не употреблял наркотики, то рано или поздно он примет их стиль поведения. Подросток – это еще не совсем сформировавшаяся личность, он проявляет интерес ко всему новому и неизвестному. Любопытство всегда берет верх. Он не понимает, что увлечение наркотиками наносит вред здоровью и не решает каких-то жизненных проблем. Он считает, что наркотические вещества поднимают настроение, отвлекают от неприятностей.
Злоупотребление наркотиками и алкоголем, известное с древнейших времен, сейчас распространилось в размерах, тревожащих всю мировую общественность. Полная, с точки зрения наркологов, картина распространения и употребления наркотиков, включающей формы токсикоманий, еще более трагична. Вещества и препараты, не включенные в список наркотиков, как правило, еще более злокачественны, приводят к еще большему ущербу как индивидуума, а затем и для общества в целом. [2, с.348]
Подрастающее поколение мало информировано по поводу знаний о влиянии одурманивающих веществ на здоровье человека. Есть мнение среди несовершеннолетних, что наркотики не приносят вред, а даже наоборот. И в этом их сложно переубедить. Необходима слаженная работа воспитателей, учителей, психологов, родителей и социальных служб с целью изменения сознания подростка и выработки негативного отношения к наркотикам и лицам, употребляющим их.
Работа должна быть направлена на информирование молодого поколения о негативных последствиях приема наркотических и токсических средств на психическое и физическое здоровье, на необходимости развития определенных психологических навыков в противостоянии давлению группы, в решении конфликтов, в умении сделать правильный выбор в случае предложения употребить наркотики.
Наркозависимых людей очень сложно уговорить, не употреблять губительные для здоровья вещества и пройти лечение для искоренения зависимости. Обязательно нужна профилактическая работа по искоренению пагубной привычки.
Подростковая среда, очень легко внушаемая часть населения и поддающаяся соблазну. Поэтому профилактика подростковой наркомании, одна из задач работы педагога.
Профилактика (prophylaktikos – предохранительный) – термин, означающий комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска. [3, с.95]
Для профилактической работы должна быть разработана специальная программа. В программе должны быть мероприятия, сообщающие несовершеннолетнему, о вреде, которые несут наркотические и психотропные вещества, как не попасть в зависимость, как противостоять вредным привычкам.
Задача педагога в убеждении воспитанника о негативном влиянии одурманивающих веществ, умения переключить его на другие виды деятельности, более полезные и эффективные. Программа должна включать в себя следующие виды деятельности: тематические лекции, беседы, видеоролики, показывающие последствия употребления наркотических средств. Ребята должны через себя пропустить всю информацию, задуматься, сделать соответствующие выводы.
Хорошая работа педагога, проведенная среди подростковой среды, дает ощутимые результаты, если ее проводить постоянно. В результате, дети учатся общаться в коллективе, умеют принимать правильные решения и высказывать свою позицию по данной теме. Во время бесед и лекций не следует рисовать страшные картины, преувеличивать сведения негативных последствий злоупотребления вредных веществ, так как подростки, получая знания из средств массовой информации по данной теме, в будущем будут воспринимать сказанное вами как ложную информацию. Так же нельзя критиковать наркозависимого, оправдывать его. Ведь причины, которые толкают ребенка к приобщению к вредным привычкам, могут быть разными. Это и взаимоотношения в семье, и отношения в школе, стрессовые ситуации, и т.д.
Ребенок из неполной семьи или неблагополучной семьи чаще попадает под влияние вредных привычек, так как родители мало уделяют времени воспитанию, он чувствует себя ненужным. Наркотик для него служит средством привлечения внимания и достижения независимости. Он начинает пропускать учебу, совершать правонарушения.
Таким образом, подростки быстро дезадаптируются в обществе, совершают противоправные поступки, становятся опасными для окружающих и попадают в поле зрения организаций, занимающейся профилактической работой.
В школе важную роль в профилактике наркомании играют классные руководители, которые общаются с детьми каждый день и знакомы с семьями детей. В классные часы включаются тематические занятия по профилактике.
Педагог тесно работает с психологами, родителями.
Сформировалось представление о том, что наркотики распространяются именно в стенах школ, а иногда и употребляются там. В каждой школе ведется работа с подростками, которые были замечены в употреблении или распространении наркотиков, с детьми группы риска и трудными подростками и с другими учащимися.
Партнерами по профилактике наркомании является полиция, центры социально-психологической помощи.
Некоторые дети помещаются в реабилитационные центры, где с ними проводят ежедневную профилактическую работу на взаимном доверии и понимании. Подростков вовлекают в разнообразные виды деятельности, привлекают к занятиям спортом. В итоге у детей укрепляется психическое и физическое здоровье. Дети начинают понимать, что помимо вредных привычек существует много разнообразных интересов, которые могут принести человеку жизненное удовлетворение, проявить себя как полноценная личность.
При правильной подаче информации об опасности употребления наркотиков, правильной коррекции воспитания со временем у ребенка вырабатываются навыки самоконтроля, вырабатывается своя жизненная позиция, раскрывается основа нравственного поведения.
Наркотики существуют с давних времен, от них сложно избавиться, но попытаться воспитать в подрастающем поколении неприязнь к ним, реальная задача. Нужно, чтобы каждый ребенок умел противостоять их давлению, сумел сказать «нет» пагубной привычке.
Вовлечение подрастающего поколения в употребление наркотических и психотропных веществ является одной из серьезных проблем современного общества. Педагог не может вылечить зависимого от наркотиков ребенка, но заставить задуматься над проблемой вполне возможно.
Список литературы
- Профилактика наркотизма: теория и практика. Под. ред. С.В.Березина, К.С.Лисецкого, 2003. – 174с.
- Данилин А., Данилина И. Как спасти детей от наркотиков. – «Врачи предупреждают». – М.: ЗАО Изд-во Центр полиграф 2001. – 348с
- Материалы для подготовки к квалифицированной аттестации по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение: учебное пособие (под редакцией В.С.Лучкевича и И.В.Полякова). Санкт-Петербург, 2005.-95с.