Программа студии "Волшебники"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Пояснительная записка

Отечественная педагогическая наука утверждала, что педагогическая деятельность тогда отвечает принципам воспитания, когда она направлена на раскрытие способностей каждого ребенка, ведет к выявлению творческих дарований личности, как субъекта формирования целостной, а не частичной личности, когда свободное развитие каждого становится условием свободного развития всех. Именно эти положения раскрывают в своих трудах П.П.Блонский, Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий и другие. А.С.Макаренко придавал огромное значение эстетическому воспитанию, художественному развитию воспитанников. Он неоднократно отмечал, что дети должны быть активными участниками создания красивого в жизни, потому что, изменяя действительность, «по законам красоты», человек сам преображается. (* Сюзева, Н.Ф. Актуальность художественно-эстетического воспитания детей в современной системе дополнительного образования).

Художественно-эстетическое развитие, согласно ФГОС ДОУ, предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимание произведения искусства. Особенно ярко детская индивидуальность проявляется в творческой деятельности. Работы специалистов свидетельствуют, что творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Дети – прирожденные художники, ученые, изобретатели – видят мир во всей его своеобразности и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят фантазировать, экспериментировать, верят в чудеса, умеют «перевоплощаться», удивляются и радуются… Стержневой основой в системе художественно-эстетического воспитания можно считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр, декоративно-прикладное искусство и другие виды художественного творчества.

Для развития творческих способностей дошкольников педагогом организована студия художественно-эстетической направленности  «Волшебники», где каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность, развить способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве.

Цель: раскрытие творческих  способностей воспитанников.

Задачи:

  • знакомить детей с многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, показывать широту их возможного применения.
  • развивать познавательные психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
  • развивать речь детей,
  • закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
  • развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
  • развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

Реализация программы студии направлена на приобщение детей к миру прекрасного, развитию творческого потенциала.

Работа с детьми в студии разработана по следующим направлениям:

  • изобразительная деятельность
  • музыкальное воспитание
  • театрализованная деятельность

Срок реализации программы - 2 года. Периодичность работы студии – еженедельно.

Планируемый результат:

  • Способность к свободному экспериментированию (поисковым действием) с художественными нетрадиционными материалами;
  • Рационально используют изобразительный материал, сформированы навыки трудовой дисциплины;
  • Умеют фантазировать, самостоятельно обыгрывать сюжет по собственному замыслу, анализировать свою работу.
  • Умеют последовательно вести работу (замысел, выбор материала, практическая деятельность), работать индивидуально, в парах и в подгруппе.

Результаты работы по реализации программы студии «Волшебники» отслеживаются в течение учебного года методом наблюдения. Оценка результатов предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

План программы студии «Волшебники» в старшей группе

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь

1.«Мукосолька встречает детей». Овощи, фрукты и сувениры из соленого теста.

Развитие продуктивной деятельности детей.

2. «Воздушные поделки»
С помощью воздушных шаров учимся конструировать предметы, овощи, фрукты.

Расширять представления детей о различных видах материалов.

3. «Заюшкин огород». Изготовление фруктов, овощей из бросового материала

Расширять представление детей о природе.
Развитие свободного общения.

4. «Бабочка». Рисование в технике монотипия.

Развитие воображения, понятие «симметрия»

Октябрь

1.«Ежинки». Рисование вымышленных зверей способом тычка жёсткой кистью.

Развитие фантазии, умение детей пользоваться техникой «тычок», выполнять набросок карандашом.

2. «Корзинка с дарами». В технике пластилинография создать композицию.

Формирование чувства композиции, цвета, эстетического вкуса.

3. «Золотая осень». В технике обрывной аппликации создать коллаж.

Развитие воображения, чувства композиции, мелкой моторики.

4. «В гостях у Непоседы». Танцы – импровизации, пляски, хороводы, эстрадно-ритмические танцы.

Совершенствование танцевальных движений, выразительное исполнение различных танцев, развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, умение выражать свои эмоции в осанке, позе, движении, жесте.

Ноябрь

1. «Улетают птицы.» Создать птицу в технике оригами с дальнейшим раскрашиванием любыми материалами на выбор детей.

Развитие наглядно-образного мышления, мелкой моторики.

2. «Ракушка с дна морского» Оформлять ракушку с использованием пуговиц, бусин, пластилина и лент.

Формировать у детей умение анализировать предметы по форме; развивать логическое мышление, мелкую моторику.

3. «Веточка рябины». Создание веточки рябины, используя нетрадиционную технику аппликации-скатывание, сминание салфеточной бумаги.

Развитие чувства композиции, цвета, мелкой моторики

4. «Ритмическая мозаика.» Упражнения с музыкально ритмическими заданиями, предметами. Музыкальные игры «Гори, гори ясно!», «Как у дяди Якова», «Ищи» и др. Коммуникативные игры.

Развитие творческого потенциала, творческой инициативы при создании игрового образа.

Декабрь

1. «Белоснежная зима». Передавать объемное изображение из цветной бумаги на конусе.

Учить детей сравнивать разные способы изображения; развивать образное мышление, ловкость рук.

2. «Узоры на окне». Рисование двумя руками разнообразных узоров.

Развитие моторики рук, полушарное взаимодействие, фантазии и творческого воображения.

3. «Снежинки». Создание снежинки в технике торцевание. Закруглять квадратики салфеток на карандаш и наклеивать.

Знакомство детей с новой техникой-торцеванием.

4. Музыкальный этюд «На лошадке» и Игровые упражнения: «Пойми меня», «Измени голос».

Развитие музыкального слуха, чувства ритма, такта, коммуникативных способностей взаимодействия в коллективе.

Январь

2.«Зарисовки природы». Разыгрывание упражнений, этюдов. Представить образ под определённую музыку «поход в лес под звуки природы», «Сладкий сон под звук моря», этюд «цветная гусеница» и т.д.

Развитие рефлексии, внимания, фантазии. Способствовать раскрепощению, творческому воображению

3. «Зимнее дерево». Использование в рисований зубной пасты.

Знакомство с новым видом нетрадиционного рисования, развитие мелкой моторики.

Февраль

1. «Метелица». Создание групповой картины при помощи рисования мыльными пузырями, дорисовывание образов цветных снежинок.

формирование устойчивого интереса воспитанников к художественному творчеству; развитие уверенности в себе и своих возможностях, творческой активности и самостоятельности.

2. «Валентинка». Аппликация валентинки «Сердечко-улитка»

Развитие умения работать с ножницами, бумагой и трафаретом.

3. «Весёлые кляксы». В технике кляксография изобразить животное.

Знакомство с новой техникой рисования «кляксография», развитие фантазии, воображения, дыхания.

4. «Подарки». Создание в любой технике подарка для папы, брата, дедушки.

Развитие творческих умений, фантазии, использование знакомых техник выполнения работы.

март

1. «Зеркало». Дети работают в парах.

Развитие внимания (произвольного и непроизвольного),
тренировка слуховой и зрительной памяти.

2. «Букет вдохновение». Сделать цветы в технике оригами.

оформление работы сообща, объединять свои усилия в едином продукте, развивать чувство прекрасного

3. «Первоцветы». Составлять композицию: подснежники (ватные диски) в вазе (открытки - вырезание по контуру).

Развивать эстетическое восприятие, мелкую моторику, творческое воображение

4. «Удивительные деревья». В технике оригами создать деревья из отдельных его частей. (работа в парах)

развтие мелкой моторики, усидчивости; Учить доводить начатое дело до конца..

апрель

1.«Волшебные ладошки». Делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа.

Развивать воображение и творчество.

2. «Грачевник» Печатками из ластика, паралона, сырого картофеля изображать стаю птиц.

Развивать чувство композиции, упражнять в комбинировании различных техник рисования.

3. «Сплетня», «Угадайки». Участник говорит какую-то фразу по теме на ухо товарищу, тот угадывает и загадывает свою фразу следующему. Загадать животное и изобразить его под музыку.

Развитие остроты слуха,
чёткости произношения,
творческих способностей,
фантазии,
пантомимики.

4. «Космическая дискотека». Изготовление разнообразных атрибутов пришельцев.

Развитие эмоционального благополучия, умение выражать свои эмоции в движении, жесте.

Май

1. Настольный театр игрушек. Обыгрывание стихотворений «Маша обедает» (С.Капутикян), «Девочка чумазая» (А.Барто).

Изготовление игрушек из природного или другого материала для обыгрывания, развитие речевой выразительности.

2. «Салют». Рисование восковыми мелками по тёмному фону.

формирование интереса воспитанников к художественному творчеству

3. «Цветочная поляна». Рисование ватными палочками.

Развитие художественного вкуса, воображения, аккуратности.

4. Постановка сказки родителями «девочка-капризка»

Развитие интереса к театральному искусству.

План программы студии «Волшебники» для детей подготовительной к школе группы

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь

1. «В гостях у домовёнка». Обыгрывание этюдов: «Знакомство», «Встреча с другом», «В театре».

Развитие артистических способностей, творческого воображения.

2. «Филины на дереве». Поделка из шишек еловых и сосновых, другого природного материала.

Развитие ассоциативного мышления, воображения.

3. «Бабочка». Картина из круп.

Способствовать развитию мелкой моторики, чувства цвета, эстетического вкуса.

4. «Отражение». Создать картину из засушенных листьев примерно одинакового размера и формы.

Развитие воображения, умение создавать красоту своими руками. Продолжать знакомить с симметричным изображением.

Октябрь

1. «Лесная сказка». Создать картину при помощи вырезания силуэтов из листьев: цветок, рыбку, уточку и т.д.

Создание картины из листьев в технике силуэтной аппликации

2. «В гостях у Мукосольки». Забавные игрушки из жидкого теста; такие разные черепашки  из соленого, цветного теста.

Формирование устойчивого интереса воспитанников к художественному творчеству; развитие уверенности в себе и своих возможностях, творческой активности и самостоятельности.

3. «Цветущий гиацинт». Бумагопластика - техника торцевание.

Развитие продуктивной деятельности детей.
Формирование положительного отношения к искусству.

4. «Звери в лесу». Поделки из природного материала: шишки, жёлуди, скорлупа, веточки, палочки, листья.

Развитие творческого потенциала, уверенности в своих силах.

Ноябрь

1. «Азбука в картинках» Рельефная лепка. (коллективная). Показать, что буквы можно лепить из пластилина

Закрепление представления детей о начертании букв, развитие творческого мышления.

2. Осенняя картина. Аппликация из осенних листьев и плодов.

Создание сюжетной композиции из природного материала, развитие чувства цвета и композиции

3. «Летят перелётные птицы». Создать коллективную картину, используя комбинированные техники: аппликацию и рисование.

Создание сюжетов по мотивам сказок, отражение смысловых связей и пространственных взаимоотношений.

4. В гостях у звука – волшебника. Опыты, эксперименты со звуком «Где живет эхо?»

Развитие эмоционального благополучия в познавательно – исследовательской деятельности, своей значимости в детском коллективе.

Декабрь

1. «Кукла оберег» - изготовление поделок из цветных лоскутков.»

Развитие уверенности в себе и своих возможностях, творческой активности и самостоятельности.

2. «Чудесная выпечка» украшение силуэтов воображаемых фруктов, овощей, ягод жидким цветным тестом.

Развитие продуктивной деятельности детей, развитие самостоятельности и свободного выбора.

3. «Слушаю, танцую!»

Совершенствование танцевальных движений, умение выражать свои эмоции в осанке, позе, движении, жесте. Развитие творческого потенциала.

4. «Шляпы, короны, кокошники». Аппликация декоративная с элементами дизайна.

Создание головного убора по собственному замыслу.

Январь

1. «Пушистые картины» Аппликация из шерстяных ниток.

Обогащение аппликативной техники: контурное и силуэтное. Развитие воображения, мелкой моторики.

2. «Волшебство». В технике кляксография дорисовать образ.

Развитие ассоциативного мышления.

Февраль

1.«Плюшевый медвежонок». Рисование поролоновой губкой.

Продолжать знакомить с нетрадиционными  техниками рисования

2. «Рубашка-открытка к 23 февраля»

Развитие творческих способностей, умение работать с ножницами и бумагой, используя схему для создания открытки.

3. «Цифроград». Совместно с родителями изготовить театр цифр.

Способствовать объединению детей и родителей в творческой деятельности.

4. Обыгрывание сказки «Теремок»

Привитие детям любви к театральному искусству, умение подобрать атрибуты и создать сказочную атмосферу.

Март

1. «Подснежник в подарок маме». Составление изображения из отдельных деталей.

Способствовать желанию сделать подарок маме к празднику.

2. Концерт. «Для мамы».

Организация концертных номеров с приглашением мам.

3. Рисование двумя руками. «Фантазёры»/

Обучение симметричному рисованию двумя руками, способствовать межполушарному взаимодействию.

4. «Пришла весна». Создание картины в технике пластилинография.

Развитие усидчивости, мелкой моторики, умение доводить начатое дело до конца.

Апрель

1. «Подсолнухи» Аппликация и рисование крупами.

Развитие аккуратности, усидчивости, чувства цвета.

2. «В далёком космосе». Лепка рельефная (панорама)

Формирование навыков сотрудничества и сотворчества.

3. «Пасхальное яйцо». Аппликация в технике торцевания из салфеток.

Учить методу торцевания. Передать образ, путем прикладывания салфеток к основе из пластилина.

4. «Цветы» Рисование нитью.

Развитие чувства цвета, эстетического вкуса, ассоциативного мышления.

Май

1. «Цветочные вазы и корзины». Самостоятельная художественная деятельность

Ознакомление детей с искусством аранжировки и составление оригинальных композиций из природного материала для оформления интерьера.

2. «Первые листочки». Создать с помощью цветной бумаги и веточек.

Развитие наглядно-образного мышления, ловкости рук.

3. «Пейзаж»

Развитие у детей композиционных умений, учить совмещать в работе различные техники.

4. «Разноцветные бабочки». Создать образ бабочки, используя лотки из-под яиц и цветной бумаги.

Развитие образного мышления, творческих способностей. Учить выполнять работу последовательно и аккуратно.

Литература

  1. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  2. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет «Цветные ладошки». – М.: «Карапуз-дидактика», 2007.
  3. М.В. Бедина «Поделки из природного материала». Издательство «Клуб семейного досуга», Белгород, 2001.
  4. Майорова Ю.А «Поделки из соленого теста и пластилина».
  5. Интернет-ресурсы.