Пояснительная записка
Отечественная педагогическая наука утверждала, что педагогическая деятельность тогда отвечает принципам воспитания, когда она направлена на раскрытие способностей каждого ребенка, ведет к выявлению творческих дарований личности, как субъекта формирования целостной, а не частичной личности, когда свободное развитие каждого становится условием свободного развития всех. Именно эти положения раскрывают в своих трудах П.П.Блонский, Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий и другие. А.С.Макаренко придавал огромное значение эстетическому воспитанию, художественному развитию воспитанников. Он неоднократно отмечал, что дети должны быть активными участниками создания красивого в жизни, потому что, изменяя действительность, «по законам красоты», человек сам преображается. (* Сюзева, Н.Ф. Актуальность художественно-эстетического воспитания детей в современной системе дополнительного образования).
Художественно-эстетическое развитие, согласно ФГОС ДОУ, предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимание произведения искусства. Особенно ярко детская индивидуальность проявляется в творческой деятельности. Работы специалистов свидетельствуют, что творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Дети – прирожденные художники, ученые, изобретатели – видят мир во всей его своеобразности и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят фантазировать, экспериментировать, верят в чудеса, умеют «перевоплощаться», удивляются и радуются… Стержневой основой в системе художественно-эстетического воспитания можно считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр, декоративно-прикладное искусство и другие виды художественного творчества.
Для развития творческих способностей дошкольников педагогом организована студия художественно-эстетической направленности «Волшебники», где каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность, развить способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве.
Цель: раскрытие творческих способностей воспитанников.
Задачи:
- знакомить детей с многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, показывать широту их возможного применения.
- развивать познавательные психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
- развивать речь детей,
- закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
- развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
Реализация программы студии направлена на приобщение детей к миру прекрасного, развитию творческого потенциала.
Работа с детьми в студии разработана по следующим направлениям:
- изобразительная деятельность
- музыкальное воспитание
- театрализованная деятельность
Срок реализации программы - 2 года. Периодичность работы студии – еженедельно.
Планируемый результат:
- Способность к свободному экспериментированию (поисковым действием) с художественными нетрадиционными материалами;
- Рационально используют изобразительный материал, сформированы навыки трудовой дисциплины;
- Умеют фантазировать, самостоятельно обыгрывать сюжет по собственному замыслу, анализировать свою работу.
- Умеют последовательно вести работу (замысел, выбор материала, практическая деятельность), работать индивидуально, в парах и в подгруппе.
Результаты работы по реализации программы студии «Волшебники» отслеживаются в течение учебного года методом наблюдения. Оценка результатов предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
План программы студии «Волшебники» в старшей группе
Месяц |
Тема |
Цель |
Сентябрь |
1.«Мукосолька встречает детей». Овощи, фрукты и сувениры из соленого теста. |
Развитие продуктивной деятельности детей. |
2. «Воздушные поделки» |
Расширять представления детей о различных видах материалов. |
|
3. «Заюшкин огород». Изготовление фруктов, овощей из бросового материала |
Расширять представление детей о природе. |
|
4. «Бабочка». Рисование в технике монотипия. |
Развитие воображения, понятие «симметрия» |
|
Октябрь |
1.«Ежинки». Рисование вымышленных зверей способом тычка жёсткой кистью. |
Развитие фантазии, умение детей пользоваться техникой «тычок», выполнять набросок карандашом. |
2. «Корзинка с дарами». В технике пластилинография создать композицию. |
Формирование чувства композиции, цвета, эстетического вкуса. |
|
3. «Золотая осень». В технике обрывной аппликации создать коллаж. |
Развитие воображения, чувства композиции, мелкой моторики. |
|
4. «В гостях у Непоседы». Танцы – импровизации, пляски, хороводы, эстрадно-ритмические танцы. |
Совершенствование танцевальных движений, выразительное исполнение различных танцев, развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, умение выражать свои эмоции в осанке, позе, движении, жесте. |
|
Ноябрь |
1. «Улетают птицы.» Создать птицу в технике оригами с дальнейшим раскрашиванием любыми материалами на выбор детей. |
Развитие наглядно-образного мышления, мелкой моторики. |
2. «Ракушка с дна морского» Оформлять ракушку с использованием пуговиц, бусин, пластилина и лент. |
Формировать у детей умение анализировать предметы по форме; развивать логическое мышление, мелкую моторику. |
|
3. «Веточка рябины». Создание веточки рябины, используя нетрадиционную технику аппликации-скатывание, сминание салфеточной бумаги. |
Развитие чувства композиции, цвета, мелкой моторики |
|
4. «Ритмическая мозаика.» Упражнения с музыкально ритмическими заданиями, предметами. Музыкальные игры «Гори, гори ясно!», «Как у дяди Якова», «Ищи» и др. Коммуникативные игры. |
Развитие творческого потенциала, творческой инициативы при создании игрового образа. |
|
Декабрь |
1. «Белоснежная зима». Передавать объемное изображение из цветной бумаги на конусе. |
Учить детей сравнивать разные способы изображения; развивать образное мышление, ловкость рук. |
2. «Узоры на окне». Рисование двумя руками разнообразных узоров. |
Развитие моторики рук, полушарное взаимодействие, фантазии и творческого воображения. |
|
3. «Снежинки». Создание снежинки в технике торцевание. Закруглять квадратики салфеток на карандаш и наклеивать. |
Знакомство детей с новой техникой-торцеванием. |
|
4. Музыкальный этюд «На лошадке» и Игровые упражнения: «Пойми меня», «Измени голос». |
Развитие музыкального слуха, чувства ритма, такта, коммуникативных способностей взаимодействия в коллективе. |
|
Январь |
2.«Зарисовки природы». Разыгрывание упражнений, этюдов. Представить образ под определённую музыку «поход в лес под звуки природы», «Сладкий сон под звук моря», этюд «цветная гусеница» и т.д. |
Развитие рефлексии, внимания, фантазии. Способствовать раскрепощению, творческому воображению |
3. «Зимнее дерево». Использование в рисований зубной пасты. |
Знакомство с новым видом нетрадиционного рисования, развитие мелкой моторики. |
|
Февраль |
1. «Метелица». Создание групповой картины при помощи рисования мыльными пузырями, дорисовывание образов цветных снежинок. |
формирование устойчивого интереса воспитанников к художественному творчеству; развитие уверенности в себе и своих возможностях, творческой активности и самостоятельности. |
2. «Валентинка». Аппликация валентинки «Сердечко-улитка» |
Развитие умения работать с ножницами, бумагой и трафаретом. |
|
3. «Весёлые кляксы». В технике кляксография изобразить животное. |
Знакомство с новой техникой рисования «кляксография», развитие фантазии, воображения, дыхания. |
|
4. «Подарки». Создание в любой технике подарка для папы, брата, дедушки. |
Развитие творческих умений, фантазии, использование знакомых техник выполнения работы. |
|
март |
1. «Зеркало». Дети работают в парах. |
Развитие внимания (произвольного и непроизвольного), |
2. «Букет вдохновение». Сделать цветы в технике оригами. |
оформление работы сообща, объединять свои усилия в едином продукте, развивать чувство прекрасного |
|
3. «Первоцветы». Составлять композицию: подснежники (ватные диски) в вазе (открытки - вырезание по контуру). |
Развивать эстетическое восприятие, мелкую моторику, творческое воображение |
|
4. «Удивительные деревья». В технике оригами создать деревья из отдельных его частей. (работа в парах) |
развтие мелкой моторики, усидчивости; Учить доводить начатое дело до конца.. |
|
апрель |
1.«Волшебные ладошки». Делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. |
Развивать воображение и творчество. |
2. «Грачевник» Печатками из ластика, паралона, сырого картофеля изображать стаю птиц. |
Развивать чувство композиции, упражнять в комбинировании различных техник рисования. |
|
3. «Сплетня», «Угадайки». Участник говорит какую-то фразу по теме на ухо товарищу, тот угадывает и загадывает свою фразу следующему. Загадать животное и изобразить его под музыку. |
Развитие остроты слуха, |
|
4. «Космическая дискотека». Изготовление разнообразных атрибутов пришельцев. |
Развитие эмоционального благополучия, умение выражать свои эмоции в движении, жесте. |
|
Май |
1. Настольный театр игрушек. Обыгрывание стихотворений «Маша обедает» (С.Капутикян), «Девочка чумазая» (А.Барто). |
Изготовление игрушек из природного или другого материала для обыгрывания, развитие речевой выразительности. |
2. «Салют». Рисование восковыми мелками по тёмному фону. |
формирование интереса воспитанников к художественному творчеству |
|
3. «Цветочная поляна». Рисование ватными палочками. |
Развитие художественного вкуса, воображения, аккуратности. |
|
4. Постановка сказки родителями «девочка-капризка» |
Развитие интереса к театральному искусству. |
План программы студии «Волшебники» для детей подготовительной к школе группы
Месяц |
Тема |
Цель |
Сентябрь |
1. «В гостях у домовёнка». Обыгрывание этюдов: «Знакомство», «Встреча с другом», «В театре». |
Развитие артистических способностей, творческого воображения. |
2. «Филины на дереве». Поделка из шишек еловых и сосновых, другого природного материала. |
Развитие ассоциативного мышления, воображения. |
|
3. «Бабочка». Картина из круп. |
Способствовать развитию мелкой моторики, чувства цвета, эстетического вкуса. |
|
4. «Отражение». Создать картину из засушенных листьев примерно одинакового размера и формы. |
Развитие воображения, умение создавать красоту своими руками. Продолжать знакомить с симметричным изображением. |
|
Октябрь |
1. «Лесная сказка». Создать картину при помощи вырезания силуэтов из листьев: цветок, рыбку, уточку и т.д. |
Создание картины из листьев в технике силуэтной аппликации |
2. «В гостях у Мукосольки». Забавные игрушки из жидкого теста; такие разные черепашки из соленого, цветного теста. |
Формирование устойчивого интереса воспитанников к художественному творчеству; развитие уверенности в себе и своих возможностях, творческой активности и самостоятельности. |
|
3. «Цветущий гиацинт». Бумагопластика - техника торцевание. |
Развитие продуктивной деятельности детей. |
|
4. «Звери в лесу». Поделки из природного материала: шишки, жёлуди, скорлупа, веточки, палочки, листья. |
Развитие творческого потенциала, уверенности в своих силах. |
|
Ноябрь |
1. «Азбука в картинках» Рельефная лепка. (коллективная). Показать, что буквы можно лепить из пластилина |
Закрепление представления детей о начертании букв, развитие творческого мышления. |
2. Осенняя картина. Аппликация из осенних листьев и плодов. |
Создание сюжетной композиции из природного материала, развитие чувства цвета и композиции |
|
3. «Летят перелётные птицы». Создать коллективную картину, используя комбинированные техники: аппликацию и рисование. |
Создание сюжетов по мотивам сказок, отражение смысловых связей и пространственных взаимоотношений. |
|
4. В гостях у звука – волшебника. Опыты, эксперименты со звуком «Где живет эхо?» |
Развитие эмоционального благополучия в познавательно – исследовательской деятельности, своей значимости в детском коллективе. |
|
Декабрь |
1. «Кукла оберег» - изготовление поделок из цветных лоскутков.» |
Развитие уверенности в себе и своих возможностях, творческой активности и самостоятельности. |
2. «Чудесная выпечка» украшение силуэтов воображаемых фруктов, овощей, ягод жидким цветным тестом. |
Развитие продуктивной деятельности детей, развитие самостоятельности и свободного выбора. |
|
3. «Слушаю, танцую!» |
Совершенствование танцевальных движений, умение выражать свои эмоции в осанке, позе, движении, жесте. Развитие творческого потенциала. |
|
4. «Шляпы, короны, кокошники». Аппликация декоративная с элементами дизайна. |
Создание головного убора по собственному замыслу. |
|
Январь |
1. «Пушистые картины» Аппликация из шерстяных ниток. |
Обогащение аппликативной техники: контурное и силуэтное. Развитие воображения, мелкой моторики. |
2. «Волшебство». В технике кляксография дорисовать образ. |
Развитие ассоциативного мышления. |
|
Февраль |
1.«Плюшевый медвежонок». Рисование поролоновой губкой. |
Продолжать знакомить с нетрадиционными техниками рисования |
2. «Рубашка-открытка к 23 февраля» |
Развитие творческих способностей, умение работать с ножницами и бумагой, используя схему для создания открытки. |
|
3. «Цифроград». Совместно с родителями изготовить театр цифр. |
Способствовать объединению детей и родителей в творческой деятельности. |
|
4. Обыгрывание сказки «Теремок» |
Привитие детям любви к театральному искусству, умение подобрать атрибуты и создать сказочную атмосферу. |
|
Март |
1. «Подснежник в подарок маме». Составление изображения из отдельных деталей. |
Способствовать желанию сделать подарок маме к празднику. |
2. Концерт. «Для мамы». |
Организация концертных номеров с приглашением мам. |
|
3. Рисование двумя руками. «Фантазёры»/ |
Обучение симметричному рисованию двумя руками, способствовать межполушарному взаимодействию. |
|
4. «Пришла весна». Создание картины в технике пластилинография. |
Развитие усидчивости, мелкой моторики, умение доводить начатое дело до конца. |
|
Апрель |
1. «Подсолнухи» Аппликация и рисование крупами. |
Развитие аккуратности, усидчивости, чувства цвета. |
2. «В далёком космосе». Лепка рельефная (панорама) |
Формирование навыков сотрудничества и сотворчества. |
|
3. «Пасхальное яйцо». Аппликация в технике торцевания из салфеток. |
Учить методу торцевания. Передать образ, путем прикладывания салфеток к основе из пластилина. |
|
4. «Цветы» Рисование нитью. |
Развитие чувства цвета, эстетического вкуса, ассоциативного мышления. |
|
Май |
1. «Цветочные вазы и корзины». Самостоятельная художественная деятельность |
Ознакомление детей с искусством аранжировки и составление оригинальных композиций из природного материала для оформления интерьера. |
2. «Первые листочки». Создать с помощью цветной бумаги и веточек. |
Развитие наглядно-образного мышления, ловкости рук. |
|
3. «Пейзаж» |
Развитие у детей композиционных умений, учить совмещать в работе различные техники. |
|
4. «Разноцветные бабочки». Создать образ бабочки, используя лотки из-под яиц и цветной бумаги. |
Развитие образного мышления, творческих способностей. Учить выполнять работу последовательно и аккуратно. |
Литература
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет «Цветные ладошки». – М.: «Карапуз-дидактика», 2007.
- М.В. Бедина «Поделки из природного материала». Издательство «Клуб семейного досуга», Белгород, 2001.
- Майорова Ю.А «Поделки из соленого теста и пластилина».
- Интернет-ресурсы.