Игра как метод обучения и воспитания (из опыта работы)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: игра, игровые технологии


Введение

«Все начинается с детства» - гласит народная мудрость. Попробуйте отнять у ребенка игрушку, лишить его возможности вволю поиграть, и вы отнимите у него детство.

«Все начинается с детства» - так назвал свою книгу С.В.Михалков, поэт и писатель. В ней он написал: «Именно в детстве происходит посев добра. Но через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими, или же сорняки погубили их».

Игра присуща детскому возрасту, и при умелом руководстве со стороны взрослых, способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку - знающим, не умельца - умельцем.

Словно волшебная палочка – игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.

В игре проявляются интересы детей, черты их характера, умение жить в коллективе. Участвуя в играх, организуя их, учителя, родители имеют возможность наблюдать за ребенком, понять, почему у него не всегда складываются взаимоотношения со сверстниками и что ему мешает играть дружно.

Сегодня можно сказать о многих недостатках в воспитании: серость, зубрежка, утомляемость, замедленность мышления.

Вопрос о школе с новым положением ребенка возник не случайно. Многие педагоги-новаторы избрали в своей работе метод воспитания и обучения детей игрой и на практике подтвердили верность этого метода. К ним относятся: И.А.Амонашвили, С.И.Лысенкова, Л. и Б.Никитины, Шаталов, Д.Б.Эльконин, Т.К.Жигалкина и другие.

Семь лет – это возраст почемучек, это возраст зоркой острой памяти. Сидеть неподвижно на месте для детей очень трудно, да и заниматься продуктивно ребенок способен 7-10 минут, а урок длится 35. Поэтому учитель должен найти различные формы, средства для формирования и развития интереса детей к учению. Учитывая актуальность проблемы и важность ее для психического развития детей, я поставила перед собой цель: способствовать развитию младших школьников в дидактических играх. Задача учителя - научить каждого ребёнка самостоятельно учиться, сформировать у него потребность активно относится к учебному процессу. Одно из средств, которое окажет реальную помощь ученикам - игра.

В младших классах одним из эффективных методов и приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является дидактическая игра.

Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность. Не зря Н.К.Крупская говорила, что, «…игре в начальной школе вообще надо уделять больше внимания, чем это часто делается, надо не забывать, что игра для ребят — это самая настоящая учеба».

Основная часть

Известно, что многие дети испытывают в школе при усвоении нового материала различные затруднения. Причин этому много. Одна из них возможно, наиболее серьезная состоит в том, что они быстро теряют интерес к учебе, к самому предмету.

Потеря интереса к учению ведет к серьезным последствиям: растет число неуспевающих, сам предмет кажется учащимся недоступным. Обучая детей в процессе игры, я стремлюсь к тому, чтобы радость перешла в радость учения.

Игра, применяемая на уроке, тесно связывается с задачами урока, поэтому в каждом конкретном случае я подбираю игру в соответствии с темой и с целью урока. Продолжительность игры – не более 10 минут. На уроках чтения при использовании игр-инсценировок время увеличивается.

На уроках математики я использую игры Т.К.Жикалкиной.

В игре «Составим узор» учу различать предметы по цвету, форме, расположению. Одному из учеников предлагаю составить узор на магнитной доске, другим у себя на парте. С этой целью даю следующее задание: разместить на середине круг, вверху и внизу от круга два желтых треугольника, справа и слева - 2 красных. Правее от этого узора я предлагаю выложить другой: круг посередине, 2 красных и 2 синих квадрата расположить от круга по углам, вверху и внизу - красные, справа и слева - синие квадраты. Затем прошу составить любой узор из фигур и расположить его левее первого узора, сосчитать число фигур в каждом из них, в двух, в трех узорах. Эта игра развивает внимание, наблюдательность, сообразительность, логическое мышление, воспитывает интерес к математике.

При закреплении понятий «раньше», «позже», «потом», «после этого» можно предложить детям игру «Продолжай». Учащиеся должны закончить начатое учителем предложение, например, «Утром я пошел в школу, а вернулся домой …. (днем)», «После зимы наступает весна, а после весны. (лето)».

Чтобы воспитать у детей понятие о временах года, можно предложить отгадать загадки: «Когда это бывает?»

Дел у меня немало -
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома…
Зовут меня …. (Зима)

- Когда наступает Новый год? (Зимой)

- Какое время года наступает после зимы? (Весна)

- Что бывает раньше: зима или весна? (Зима)

Все эти игры разнообразят виды деятельности детей на уроке, развивают внимание, снимают усталость. В игре должен участвовать каждый ученик. Если у доски осуществляют игровую деятельность часть учащихся, то все остальные дети должны выполнять роль контролеров, судей, учителя и т.д. Если игра используется на уроке объяснения нового, то в ней должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунками. На уроке закрепления материала применяют игры на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приемов и т.д. В этом случае следует усилить внимание в игре проговаривания вслух правил, свойств, вычислительного приема. В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, характер управления игрой. С этой целью использую средства обратной связи с учеником: сигнальные карточки (кружок зеленого цвета - с одной стороны и красного с другой). Когда вызванные к доске дети решают примеры в игре, учащиеся, сидящие за партами, показывают сигнальную карточку (зеленого цвета - если с ответом согласны, красного цвета - если с ответом не согласны). Сигнальные карточки служат средством активизации детей в игре.

В большинстве игр вношу элементы соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения. В конце урока вместе с детьми подводя итоги соревнования, обращаю внимание на дружную работу участников команд, что способствует формированию чувства коллективизма.

Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать впечатления от игры.

С помощью игры мы решаем различные образовательные задачи. Например,

Игра «Числа, бегущие навстречу друг другу»

Дидактическая цель: Закрепление знаний по составу числа в пределах 10.

Выявление закономерности о сумме чисел, стоящих на одинаковых местах слева и справа в числовом ряду.

Содержание игры: Учитель предлагает детям записать в тетради числа от 0 до 10 по порядку и дугами показать два числа, которые бегут навстречу друг другу. Образуя числа в сумме 10. Затем прошу записать примеры на сложение с этими числами.

Например, 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

0+10=10

10+0-10

1+9=10

9+1=10

2+8=10

8+2=10

Спрашиваю: «Что интересного вы заметили при составлении примеров? Дети отвечают, что числа, стоящие на одинаковых местах слева и справа в числовом ряду, составляют в сумме 10.

Игра «Математическая рыбалка»

Дидактическая цель: Закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10, воспроизведение их по памяти.

Содержание игры. На столе размещаются рыбки разных цветов, на обратной стороне которых записаны примеры на сложение и вычитание. Учитель поочередно вызывает детей к доске. Они «ловят рыбку». Читают пример на сложение и вычитание. Все ученики, решившие пример, обозначают пример цифрой и показывают ее учителю. Кто все примеры решил правильно, тот лучший рыболов.

В таких играх, как «Составим узор», «Кольцовка», «Построим гараж», «Наоборот» - дети играют и учатся различать понятия: «большой-маленький», «высокий-низкий», «толстый-тонкий», «выше-ниже», «слева-справа», «вверх-вниз».

Также игровые приемы использую во время индивидуальных работ (карточки). При закреплении состава чисел 2 десятка, я провожу игру «Заполни домик». Эта игра позволяет мне определить мыслительную деятельность каждого ребенка.

Для учащихся 2 класса при повторении приема образования чисел в пределах 20 содействуют игры: «Чудесный квадрат», «Составим поезд». В этих играх ученики повторяют прием образования каждого следующего числа путем прибавления единицы к предыдущему числу.

Сложение и вычитание в пределах 100 – наиболее сложный раздел программы 2 класса.

Перед изучением вычислительных приемов на вычитание в пределах 100 изучается сочетательное свойство сложения. Для осмысления свойства группировки слагаемых можно провести игру «Что изменилось?»

Для учащихся 3 класса, я также использую игровые приемы. При объяснении и закреплении нового материала провожу игру «Помоги найти ошибку».

В этой игре соревнуются 3 ученика. Вызываю с каждого ряда по 1 человеку, которые вытягивают карточки. Выигрывает тот, кто первый исправит ошибки в примерах.

При закреплении таблицы умножения и для лучшего запоминания на 3 я провожу игру «хлопки». Дети хором считают от 1 до 30, но вместо чисел, которые делятся на 3, хлопают в ладоши. Например, 1,2, хлопки, 4,5, хлопки и т.д. Затем ученики называют числа, которые не были названы хором: 3,6,9,12, 15,18,21,24,27,30.

Чтобы лучше усвоить терминологию я провожу ролевую игру. Ученики первого ряда - первые множители, второго ряда – вторые множители, третьего ряда – произведения. 1 – ученик из первого ряда встает и говорит: «Первый множитель 5», 1-й ученик второго ряда говорит: «Второй множитель 3»,1-й ученик из третьего ряда встает и говорит: «Произведение 15». Затем встают вторые ученики из каждого ряда и т.д. Такие игры активизируют мыслительную деятельность детей и дают поработать на данном этапе урока всему классу.

Содержание всех перечисленных игр помогает мне закрепить и расширить предусмотренные школьной программой знания, умения и навыки.

На уроках русского языка и чтения я применяю игровые приемы, способствующие эффективному усвоению лексики, фонетики, грамматики русского языка, а также развитию устной речи.

Применяю скороговорки, загадки, считалки, шарады, ребусы, кроссворды, игры – соревнования.

В букварный период для закрепления пройденной буквы, использую короткие образовательные стихотворения.

Например: Игра «На что похожа буква»

Буква А, буква А – алфавита голова.
Знает Вова, знает Света
А похожа на ракету.

Это помогает детям быстрее запомнить буквы и отличить их по внешним характерным признакам. Знакомство с новой буквой сопровождаю рассматриванием веселой картинки.

Для закрепления изученной буквы, провожу игру: «Кто больше напишет слов, названия предметов на изученную букву». Участвует весь класс.

При изучении темы: «Слоги» использую игру «Кто быстрее допишет слово». В игре участвуют 3 ряда (три команды). Для каждой команды на доске пишется столбик слогов.

Задание: Допишите к написанному слогу ещё один слог, чтобы получилось слово.

Ка … (ток)

ру …(ка)

мар …(ка)

Би …(лет)

ки … (но)

лож …(ка)

Ученики из каждой команды выходят по очереди к доске и дописывают одно слово. Получаются столбики слов.

Для развития речи детей использую игру «Чей рассказ лучше?».

Предлагаю детям придумать небольшой рассказ, в котором большая часть слов должна начинаться с одного и того же звука. Например, на букву К.

«Котята катали снежный ком. Котофей позвал котят кататься на коньках. На катке котята весело кружились».

На уроках русского языка я также использую ребусы. Ответы ребусов я связываю с определённой темой.

Работа со словарными словами ведётся также в игровой форме. Дети заполняют индивидуальные карточки.

Для закрепления орфографических навыков: сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, «Большая буква в именах, фамилиях, кличках животных», правописание чн, чк; правописание безударных гласных; правописание парных звонких и глухих согласных, использую стихотворные упражнения.

Безударная гласная

Если в слове гласная
Вызвала сомнение
Ты её немедленно
Ставь под ударение.

Звонкие и глухие согласные

Звук согласный проверяй.
Рядом гласный подставляй.

Таким образом, игра на уроках русского языка тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки, стимулирует умственную деятельность, развивает внимание.

Заключение

В своей работе я убедилась, что игра является одним их эффективных методов обучения и воспитания детей в начальных классах. Игры, применяемые на уроках во внеурочное время, дают положительный эффект в воспитании и обучении.

Дети более увлеченно, заинтересованно относятся к обучению, быстрее запоминают новый материал, свободнее общаются в коллективе. Игра сплачивает коллектив. Через игру быстрее узнаётся характер ребенка, его привычки, организаторские способности, творческие возможности. Зная его положительные и отрицательные стороны характера, я нахожу пути воздействия на каждого из них. Игры сближают учителя с детьми.

Развивая в играх познавательные интересы детей, мы содействуем переходу детского любопытства в любознательность, воспитанию любознательности, находчивости, развитию воображения, памяти, речи, способствует становлению личности.

Наблюдение показало, что игровые ситуации обогащают эмоциональную восприимчивость детей, обостряют их интерес, воображение и мышление. «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет». А.С.Макаренко

Литература

  1. Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте, дети!» Издательство: «Просвещение» 1987.
  2. Аникеева Н.Б. Воспитание игрой. – М.: Просвещение, 1987.
  3. Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах четырехлетней начальной школы: Пособие для учителя М., Новая школа, 1997.
  4. Крупская Н.К. Педагогические сочинения в десяти томах. Т.1 /Н.К.Крупская – М., 1958.
  5. Макаренко А.С «Лекции о воспитании».
  6. Михалков С. «Все начинается с детства». Издательство «Педагогика», Москва 1972.
  7. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1974.