Цели урока:
- Обобщить знания учащихся о предметном мире в изобразительном искусстве, выражении переживаний и мыслей художника, личных.
- Воспитывать эстетический вкус как способность самостоятельного понимания и оценивания художественных явлений в частности, культурного пространства в целом (развивать умение понимать, чувствовать и воспринимать произведения искусства).
- Формировать УУД:
- Регулятивные: ставить общую цель образовательной деятельности и декомпозировать ее на подцели;
- Коммуникативные: определять исходя из учебной задачи необходимость наблюдения, использовать разные виды наблюдения, вступать в диалог по проблеме урока; доказывать или опровергать предмет обсуждения.
План урока:
1. Организационная часть.
2. Мотивационный этап. Повторение теоретического материала.
3. Актуализация знаний. Формулирование цели урока, постановка задач.
4. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
5. Реализация выбранного плана. Закрепление нового знания.
6. Подведение итогов урока, рефлексия.
Ход урока
1. Организационная часть. Проверка готовности к уроку
2. Повторение материала, изученного ранее
Вспомним, о чем шла речь на предыдущих уроках.
Итак, мы говорили о композиции натюрморта, познакомились с основными средствами композиционной выразительности. Назовем их.
СЛАЙД 2
Как вы думаете, достаточно ли соблюдения всех правил построения композиции в картине, чтобы назвать ее произведением искусства? Почему? А кто из вас сможет отличить шедевр от красивой, но безвкусной картинки? (Учащиеся делают выбор, записывая номера картин в тетрадь. Результаты будут обсуждаться в конце урока).
СЛАЙД 3
Какими характеристиками должна обладать картина?
Какими качествами должен обладать человек, чтобы уметь отличить шедевр от подделки? (Ответы учащихся: у человека должен быть развит художественный вкус, умение почувствовать картину, воспринять ее, автора, его точку зрения, обладать общими и специальными знаниями в области изобразительного искусства).
А где в жизни мы сталкиваемся с такой необходимостью - умением отличать плохое от хорошего, настоящее от поддельного?
Как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока?
3. Формулирование цели урока, постановка задач, выбор методов
СЛАЙД 4
Цель урока: Учиться воспринимать и понимать произведения искусства.
Определим, как мы будем идти к нашей цели, т.е. поставим задачи, которые необходимо решить.
СЛАЙД 5
Задачи:
- Рассмотреть картины-натюрморты, проанализировать их композицию.
- Познакомиться с приемами восприятия картины.
- Установить взаимосвязь смысла картины и средств художественной выразительности.
СЛАЙД 6
Каким способом, на ваш взгляд, можно решить поставленные задачи? (Возможные ответы – рассмотреть картины, проанализировать их, сравнить и т.д. Необходимо подвести учащихся к выводу, что в процессе рассмотрения картин происходит процесс восприятия, наблюдения, сравнения, анализа – это методы).
4. Изучение нового материала в процессе решения проблемы – через наблюдение, анализ картин-натюрмортов
Картина И.Т.Хруцкого «Цветы и плоды».
- О чем, на ваш взгляд, этот натюрморт?
- Что он выражает?
Попробуем понаблюдать, насколько удалось понять смысл натюрморта одному из посетителей картинной галереи, который так рассказал об этом произведении. (Работа в парах)
На картине И.Хруцкого «Цветы и плоды» изображен стол с различными предметами, из которых художник умело составил композицию. В центре мы видим вазу с большим букетом разнообразных цветов. Изображены пионы, ирисы, васильки, колосья пшеницы и овса. Букет сразу привлекает внимание зрителя, так как художник располагает его в центральной части картины, выделяет размером и красочным многообразием. Вдоль края стола расположены другие предметы. Слева от вазы изображена корзина с персиками, за ней – большая корзина, наполненная виноградными гроздьями. Справа от букета – стакан чая с лимоном, груши, тыква. На дальнем плане виднеется стеклянный графин. Композиция натюрморта статична. Присутствует ритм цветовых пятен (красные пионы, желтые груши).
- На чем основано данное наблюдение?
- Подчеркните в тексте слова, перечисляющие предметы, создающие ритм.
СЛАЙД 8
Ваза, пионы, ирисы, колосья пшеницы и овса, корзина с персиками, стакан чая с лимоном, груши, тыква.
- Понял ли, на ваш взгляд, автор данного текста смысл картины?
- Как можно ответить на вопрос: «Что выражает натюрморт»? (Разнообразие предметов).
- Было ли описание-анализ картины интересным и запоминающимся?
У второго зрителя остались другие впечатления от картины. Посмотрим, как рассказал он о натюрморте.
Внимательно смотрю на натюрморт И.Хруцкого «Цветы и плоды». Первое, что возникает в воображении – конец лета, теплый августовский вечер, почти ночь. Последние лучи солнца уже скрылись за горизонтом, показала свой круглый глаз луна, осветив земные дары, любовно разложенные на столе. Чего здесь только нет! Это и корзина с наливным виноградом, в котором отражаются лунные блики, и огромная тыква с грубоватой кожурой, бархатистые персики, сочные груши. Художник мастерски передает фактуру предметов, с помощью светотени достигает почти иллюзорного ощущения их объемности и материальности. Фрукты хочется взять в руки, ощутить их аромат. Но главный предмет, «герой» картины – это, конечно, шикарный букет цветов. Он является вершиной пирамидальной композиции. Интересно, а для чего художник загадал зрителю загадку про цветы? В одном букете он собрал цветы разных сезонов: здесь пионы и ирисы, цветущие в начале лета, и колосья пшеницы и овса, созревающие осенью?..
Понаблюдаем за ритмом в данном тексте.
- Какое повторение вы увидели здесь? Выпишите в тетрадь ритм прилагательных.
СЛАЙД 8 (вторая часть)
Теплый вечер, круглый глаз луны, наливной виноград, лунные блики, бархатистые персики, грубоватая кожура, сочные груши, шикарный букет.
Найдите в тексте слова, выражающие отношение художника к изображенным предметам или к натюрморту в целом. (см. выше, в тексте).
- Чем отличается данное описание картины от предыдущего?
- Что выражает натюрморт?
- В каком случае произошло истинное ВОСПРИЯТИЕ картины?
- А что такое восприятие? Попробуем разобраться.
- Что означает ВО-СЕБЯ-ПРИЯТИЕ?
(Пропустить через себя, почувствовать, найти общее с автором).
Толковый словарь приводит такие значения слова:
Воспринять – значит распознать, осознать, понять, ощутить органами чувств.
Значит, смысл картины можно понять, только познав картину органами чувств – зрением, слухом, осязанием. Посмотрите, как это перекликается с целью нашего урока.
Попробуем использовать эти приемы в процессе восприятия и анализа следующей картины.
СЛАЙД 10
Натюрморт М.Сарьяна «Цветы».
Что необычного вы нашли в этой картине? Что вас удивило? Что непривычно? (Возможные ответы: все ярко и красочно, изображения плоские, в букете трудно узнать названия цветов, все условно, нет перспективы, рисунок похож на детский. В композиции присутствует ритм цветовых пятен, линий).
Каким приемом пользуется художник, контрастом или тождеством?
Отдельные предметы-пятна художник сравнивает, противопоставляя друг другу, или сопоставляет, ищет сходства?
(Используется тождество: белые цветы как облака, направление стеблей веток как лучи солнца). СЛАЙД 11
А что вам напоминает букет? С чем его можно сравнить? (Например, фонтан, салют, фейерверк). Попробуем прислушаться к себе и понаблюдать, а какую музыку вы слышите? Какая у нее интонация? (Далее предположения учащихся – музыка яркая, контрастная…). Как изменится настроение картины, если цвет станет менее насыщенным или пропадет вовсе?
СЛАЙД 12
Как художник относится к изображению, к цветам?
(С любовью, обращает внимание не на сложность окружающего мира, а на его цельность, простоту, возможно, пытаясь сказать: «Живите просто и радостно.
В этом заключена красота жизни». Картина приобретает философское звучание. Кроме того, натюрморт показывает красоту, богатство армянской земли, ее многоцветье, тепло, фонтан красок).
Как вы думаете, почему, несмотря на простоту и некоторую примитивность эта картина – произведение искусства? Что же является главным в произведении искусства? (Индивидуальность автора, его личное отношение к изображенному на картине, авторский почерк, непохожесть на других. С одной стороны, натюрморт передает объективную сущность вещей, которая выражается в форме, цвете, фактуре. С другой стороны – это всегда индивидуальность художника, воспринимающего эту вещь. Обе эти стороны неразрывно связаны между собой).
5. Закрепление изученного материала
Вернемся к началу нашего урока. Представим себе ситуацию, что вы эксперт-искусствовед, которому предстоит отобрать картины-натюрморты на выставку. Какие картины из представленных на слайде вы выберете и почему? (Сопоставить выбор в начале урока и в конце).
СЛАЙД 14
Далее смоделировать ситуацию нравственного выбора: одну из картин, которая не выбрана экспертом, выполнена художником-инвалидом, для которого это произведение – его личное достижение, шедевр. Возьмете ли вы теперь такую картину на выставку? (выслушать различные мнения). Объяснить, что такое китч.
СЛАЙД 15, 16, 17, 18
6. Подведение итогов урока
СЛАЙД 19
Итак, вернемся к началу нашего урока, достигли ли мы цели?
А что для вас лично было сегодня особенно значимо? Чему вы научились? Цитата К.Петрова-Водкина о натюрморте.
СЛАЙД 20