Технологическая карта урока "Поиск данных с помощью запросов в базах данных"

Разделы: Информатика

Класс: 9

Ключевые слова: база данных


Класс - 9, УМК – «Информатика» 7-9 классы. Авторы Босова Л.Л., Босова А.Ю. издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»

Тип урока

комбинированный

Вид урока

урок-практикум

Цель урока

Создание содержательных и организационных условий для самостоятельного применения учащимися комплекса знаний и способов деятельности по созданию и анализу запросов в табличной базе данных с применением аппарата математической логики.

Задачи урока

образовательные:

  • Обеспечить условия для развития умений создавать и анализировать запросы к базам данных с использованием  логических операций в приложении МS Access.

развивающие:

  • Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать простые и сложные условия в запросах к базам данных.
  • Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, сравнения, делать необходимые выводы.
  • Обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное в условии задачи.

воспитательные:

  • Создать условия для развития коммуникативных умений, навыков индивидуальной работы при выполнения тестового задания, практических заданий на компьютере.
  • Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к предмету, аккуратности, точности выполнения заданий, умения самостоятельно принимать решение.
  • Обеспечить условия по формированию информационной культуры, сознательной дисциплины, аккуратности, положительной моти­вации учебного труда.

Учащиеся должны знать

Сущность понятий «база данных» и «СУБД»,понятие простых и сложных запросов.

Учащиеся должны уметь

Выполнять отбор строк таблицы, удовлетворяющих определенному условию,осуществлять поиск данных при помощи запросов, использовать логические операции и символы при создании запросов, анализировать таблицы на основе заданных условий.

УУД

Познавательные:

  • Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
  • Освоение на практике новых знаний по созданию и анализу запросов к базам данных с использованием  логических операций в приложении МS Access.

Регулятивные:

  • Определять цели своей работы в соответствии с установленными правилами. Уметь работать по определенному алгоритму, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Коммуникативные:

  • Уметь взаимодействовать в ходе выполнения учебной задачи, участвовать в дискуссии, аргументировать и отстаивать собственную точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

Личностные:

  • Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. Понимать учебную цель, задачи урока, адекватно оценивать (свои и одноклассников) достижения на уроке.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: простейшие умения создания и использования базы данных.
Метапредметные: представление о сферах применения информационных систем и баз данных.
Личностные: понимание роли информационных систем и баз данных в жизни современного человека.

Основные понятия

база данных, СУБД, функции СУБД, интерфейс СУБД, запрос, поиск, условие 

Ресурсы:
- основные
- дополнительные

- компьютер, мультимедийный проектор, экран
- рабочий лист к уроку
- презентация «Поиск данных с помощью запросов в базах данных»

Формы урока

фронтальная (беседа, обсуждение), индивидуальная (самостоятельная практическая работа)

Методы

словесно-наглядный, частично-поисковый, практический

Педагогические технологии

репродуктивное обучение, проблемное обучение

 

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный.
Психологический настрой.
Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Приветствие учащихся.
Проверка домашнего задания.
Вводное слово учителя.

Учащиеся рассаживаются по местам.
Проверяют наличие учебных принадлежностей.
Настраиваются на деятельность.

Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Цель:
Создание ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.

На прошлых уроках мы с вами начали изучать и сегодня продолжаем изучение темы «Система управления базами данных», а также освоили приемы создания реляционной базы данных (БД).
Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте с вами закрепим наши знания.

  1. Что такое база данных?
  2. Что такое СУБД?
  3. Что такое запись, поле? Какую информацию они содержат?
  4. Какие бывают типы полей?
  5. Назовите основные объекты базы данных?
  6. Какой объект СУБД позволит быстро найти необходимые данные?

Учитель просит учащихся сформулировать тему урока.
- Как вы думаете, какая будет тема урока?
Ученики делают вывод, что речь пойдет о поиске данных с помощью запросов в базах данных.
Учитель дает задание определить цель и задачи урока.
Вместе с учащимися определяем цели и задачи урока.
- Что мы должны узнать? Что вы хотите узнать?
- Чему мы должны научиться?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Первичное усвоение знаний
Цель: создание условий для осознания блока новой учебной информации.

Объяснение материала сопровождается презентацией «Поиск данных с помощью запросов в БД».
Понятие запроса
При работе с таблицами можно в любой момент выбрать из базы данных необходимую информацию с помощью запросов.
Запрос - это обращение к БД для поиска или изменения в базе данных информации, соответствующей заданным критериям.
Виды запросов
С помощью MS Access могут быть созданы следующие типы запросов: запросы на выборку, запросы на изменение, перекрестные запросы, запросы с параметром.
Запрос на выборку
Одним из наиболее распространенных запросов является запрос на выборку, который выполняет отбор данных из одной или нескольких таблиц по заданным пользователем критериям, не приводящий к изменениям в самой базе данных.
Примеры условий отбора записей приведены на слайдах презентации.
<Рисунок1>
<Рисунок2>

 

Отработка навыков (под руководством учителя)
Цель: формирование умений и навыков, усвоение учащимися новых знаний и способов действий.

Учащиеся выполняют упражнения на поиск данных с помощью запросов на выборку.
<Рисунок3>
<Рисунок4>
Постепенно задания меняются по уровню сложности.
<Рисунок5>
<Рисунок6>

Учащиеся выполняют упражнения под руководством учителя.

Физкультминутка

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз.
3. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.
4. Сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в и.п. Повторить 4-5 раз.
Учитель контролирует поведение и правильное выполнение упражнений.

Учащиеся выполняют упражнения для глаз

Первичная проверка понимания
(первичное закрепление)
Цель: установление уровня усвоения новых знаний.

Учащиеся выполняют упражнения на поиск данных с помощью запросов на выборку.
Постепенно задания меняются по уровню сложности, требуют нестандартных методов решения: простые запросы - сложные запросы - анализ 2-х таблиц баз данных.
<Рисунок7>
<Рисунок8>
<Рисунок9>
<Рисунок10>
Выполняется проверка правильности выполнения заданий.

Фронтальная работа с классом, проверка правильность выполнения заданий.

Отработка навыков (самостоятельная работа учащихся)
Цель: формирование умений и навыков, усвоение учащимися новых знаний и способов действий.

Самостоятельная работа учащихся с «рабочим листом» к уроку.
Приложение 1
Учитель дает задание проанализировать данные таблицы базы данных «Ученики», ответить за вопросы заполнив таблицу.

Учащиеся выполняют упражнения самостоятельно.

Контроль усвоения и коррекция и знаний
Цель: выявление причины появления обнаруженных недостатков в знаниях и умениях, их коррекция.

Проверка правильности и объема выполненной работы.
Учитель организует обратную связь с учащимися, выясняет затруднения учащихся для дальнейшей коррекции знаний.

Проверка и самопроверка правильности выполнения задания.

Этап информации о домашнем задании
Цель: расширить и углубить знания, умения, полученные на уроке.

п.1.6.4. Запросы на выборку данных
Выполнить упражнение LearningApps по ссылке - https://learningapps.org/watch?v=p0fehn3m521

Учащиеся записывают домашнее задание.

Рефлексия учебной деятельности
Цель:
Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Подведение итогов урока.
Учитель организует обратную связь с учащимися, выясняет затруднения учащихся для дальнейшей коррекции знаний.
Что мы сегодня узнали на уроке?
Какие цели мы поставили в начале урока?
Удалось ли вам достигнуть поставленной цели?

Заполните таблицу «Успешность выполнения заданий на уроке», построив столбчатую диаграмму (закрасьте нужное количество ячеек)

 

Выполнено без ошибок

Выполнено с недочётами

Не получилось выполнить

10

 

 

 

9

 

 

 

8

 

 

 

7

 

 

 

6

 

 

 

5

 

 

 

4

 

 

 

3

 

 

 

2

 

 

 

1

 

 

 

Учащиеся по желанию высказывают свое мнение вслух.
Строят диаграмму своих достижений на уроке.

Литература

  1. Босова Л.Л., Босова А Ю. Информатика: учебник для 9 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 9 класса (metodist.Lbz. ru/authors/informatika/3/).
  3. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.Lbz.ru/authors/informatika/3/)