Герменевтический анализ текста на примере поэтических произведений для 1–4-х классов (по УМК «Школа России»)

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: УМК «Школа России», анализ текста, смысловое чтение


Начальная школа – важный этап в школьной жизни, где начинается формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Чтение – это особая деятельность, которая создает платформу для дальнейшего процесса обучения в жизни, поэтому основы сознательного (осознанного) чтения, навыки продуктивного чтения должны закладываться именно в начальной школе.

Усвоение содержания и смысла читаемого необходимо при работе с большим объемом информации, это обеспечивает успешность детей в учебе, играет важную роль в социализации обучающихся и выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека.

Следовательно, чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. Не случайно Федеральные государственные образовательные стандарты начального образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».

Выполнить такие требования сегодня помогает герменевтика, наука, недавно пришедшая в педагогику из философии, но уже нашедшая поклонников такого подхода в обучении. Суть её – в возможности открывать новые и новые смыслы.

Учителям начальной школы знакомы проблемы:

  • Скорость чтения современных первоклассников опережает понимание прочитанного. Подготовка к школе сводится к умению читать и неоправданному форсированию скорости чтения.
  • Обучающиеся не понимают формулировки заданий, а это затрудняет самостоятельную работу и самоорганизацию учебной деятельности.
  • Процесс чтения у школьников ассоциируется с утомительным, лишенным интереса процессом. Большие тексты пугают детей, вызывают отторжение, проигрывают визуальной информации (клипы, картинки).
  • У детей поколения Z (родившихся после 2000 г.) скорость восприятия информации резко возросла. Это качество имеет свою обратную сторону – мозг, приученный к высокой скорости обработки информации, начинает «скучать», когда информации мало, например, на уроках.

Связь чтения и успешного овладения знаниями очевидна: это умение находить информацию, делать выводы, интерпретировать и обобщать прочитанное, а также анализировать содержание, понимать языковые особенностей и структуру текста.

В Примерной основной образовательной программе начального образования под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».

Будем понимать термин «смысловое чтение» как качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Термин «продуктивное чтение» чаще упоминается в связи с Технологией продуктивного чтения, в разных источниках они оказываются синонимами.

Итак, нас интересует активно-продуктивная позиция ученика к содержанию текста. В классе всегда есть ученики, быстро и легко принимающие творческий анализ. Как правило, это дети с хорошим кругозором, развитые интеллектуально, с богатым опытом семейных чтений. Им интересно, они принимают анализ за игру, работают с исследовательским интересом. Других же детей смысловому чтению нужно обучать специально.

Что дает смысловое чтение?

В процессе обучения смысловому чтению у младших школьников формируются умения понимать текст, анализировать его, сравнивать несколько текстов по содержанию, видоизменять концовку или сюжет, генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи).

Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий, таким образом, действие является метапредметным:

  • личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
  • регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
  • познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;
  • коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

В истории советской педагогики постоянно поднимался вопрос об активном чтении, использовались термины «чтение-общение», «чтение-рассматривание», «поисковое чтение».

Мною были поставлены задачи:

  • Сопоставить элементы технологии продуктивного чтения и принципы герменевтического анализа текста.
  • Разработать и применить новые приемы работы с художественными текстами или их комбинации для формирования навыков интерпретации текста
  • На основе полученных теоретических данных сформировать методические и практические учебные материалы для работы с поэтическими текстами по Программе предмета Литературное чтение (1-4 класс УМК «Школа России»).

Эта интереснейшая деятельность началась со стихов А.Л.Барто. Они первым попали в «герметический треугольник». Именно на них ученики открывали новые смыслы. Герменевтический треугольник - это отношение «автор - текст - читатель». Что это значит?

Автор порождает некую информационную сущность, которая проходит через сознание читателя и приобретает новую интерпретацию. Она никогда не повторится, потому, что каждый следующий читатель приносит свое видение. Даже один и тот же человек, вновь прочитав произведение, получит иную интерпретацию, т.к. стал другим, приобрел новый жизненный опыт.

В стихах Агнии Львовны Барто много загадок, которые заставляют думать. Интерпретировав с учениками текст, удивлялись: как много информации, заложенной А.Барто, уместилось в 6 строках стихотворения «Слон» из серии «Игрушки».

Вот пример фронтальной работы, открытие нового знания. Герменевтические приемы интерактивны, работает формула «учитель - ученик - ученик». Интерпретация требует от ребенка многократного перечитывания и осмысления текста. Ученик строит гипотезы, защищая и отстаивая свое мнение. Расширяется кругозор, строятся логические цепочки. Из минимума информации появляется развивающий и воспитывающий посыл.

Строчка стихотворения

Записан ключевой вопрос, далее - примерная информация, принятая от детей.

Спать пора! Уснул бычок.

Почему именно бычок?
- «Упертый», упрямый, даже он угомонился.
Рифма к слову бочок. Это важно.

Лег в коробку на бочок.

Почему в коробку?
- Нужно прибрать свои игрушки перед сном.
Почему на бочок?
Так спать полезно, утверждают педиатры.

Сонный мишка лег в кровать.

Почему он в кровать, а не в коробку?
- Единственная игрушка, которая признается детьми всего мира, как «засыпашка».

Только слон не хочет спать,

Почему слону можно не спать?
- Это животное, которое (искали информацию в энциклопедии!) спит стоя.

Головой кивает слон,

Почему кивает?
- Так крупные животные реагируют на дискомфорт (научный факт), ему мало места в коробке, он большой.

Он слонихе шлет поклон.

Почему шлет поклон?
- Пожелание доброй ночи, подчеркиваются семейные ценности.

Конечно, мы не можем утверждать, что так оно и предполагалось и в таком виде донесено до родителей и маленьких детей - это одна из красивых версий.

Интерпретация является своеобразной работой мышления, которая состоит в расшифровке смысла, стоящего за очевидным смыслом, в раскрытии уровней значений, заключенных в буквальном значении [2]

Насколько полной или удачной является интерпретация, показывает другой аспект - понимание.

Приведу пример, который показывает, что значит в герменевтике «ПРЕД-чувствие», «ПРЕД-рассудок». Это означает ДО работы разума, до чувственного анализа.

Май, 2 класс, урок литературного чтения. За окном начинается короткая, но очень бурная гроза. В классе беспокойство, вижу страх в глазах. И начинаю наизусть: «Люблю грозу в начале мая…»

Дело в том, что стихотворение Ф. Тютчева «Весенняя гроза» изучается по программе (УМК «Школа России») в 1 четверти 3 класса.

Но этот урок у окон дети помнили долго. Мы воочию увидели как «солнце нити золотит» и «перлы дождевые». Туча уходила быстро, солнце сияло, «дождик брызнул», «птичий гам», свежесть влажного воздуха и брызги, если капля падала на подоконник. Работали с текстом, который написала на доске. На следующий день многие пожелали выучить стихотворение, нашли продолжение, сами пытались разобраться: «Ты помнишь, ветреная Геба, кормя Зевесова орла…».

Вот идеальная для учеников работа с текстом до чтения. Согласна, это случайность, значит, такие моменты нужно создавать искусственно: видеороликом, звуком, картинкой. В герменевтике такая работа обозначается термином «необходимость предпонимания».

Не каждый текст нуждается в смысловом прочтении, но на простом тексте можно отработать умение понимать содержание текста, улавливать все детали и практически осмысливать извлеченную информацию, с тем, чтобы применить полученные знания и на научно-популярных статьях в других учебниках.

Учимся работать с художественными поэтическими текстами из программы по чтению (УМК «Школа России»). Почему именно с ними?

В учебниках есть разделы «Поэтическая тетрадь», которые не вызывают оптимизма ни у учителей, ни у детей: 6-12 уроков поэзии подряд. Авторы сложные, работа однообразная.

Через полгода работы ученики класса стали смотреть по содержанию, когда же придет время очередной «Поэтической тетради». В школьной библиотеке отметили повышенный интерес к поэтическим произведениям 30% детей из класса. Обычно стихи популярностью не пользуются.

В технологии продуктивного чтения есть термин «диалог с автором». С точки зрения классической герменевтики, хорошо, когда ученик НЕ понимает. Непонимание лучше равнодушия. Поймав «точку непонимания», можно удивляя, подавая пищу для размышлений, довести до ПОНИМАНИЯ. Это будет только его понимание, т.е. из «мухи» (точки непонимания) делаем «слона» (личностное понимание).

Рассмотрим прием на примере отрывка из стихотворения Н.Некрасова «Школьник», 4 класс

Этап «работа перед чтением, предпонимание» была построена на личности автора: Н.Некрасов писал о тяжелой доле народа, о крестьянских детях. Был зрительный ряд, иллюстрирующий быт крестьянских семей и помещиков. Дома дети работали с материалами сайта «Образовака. Все биографии» http://obrazovaka.ru/ о М.Ломоносове.

Иллюстраций, поясняющих момент, в учебнике нет. Строки открываются поэтапно на экране. Ищем смыслы в деталях и мелочах.

Строки стихотворения

Вопрос - это работа учителя, вопросы зависят от версий, нужно собрать все.
Далее - информация, полученная от детей

- Ну, пошел же, ради бога!

Кто это может говорить? Кому?
С какой интонацией? Что обозначают слова «Ради бога» в данном контексте?
- Человек говорит лошади, скорей всего, это возница. Просит лошадь, не кричит зло, а уговаривает. Дорога тяжелая.

Небо, ельник и песок -

Докажите, что дорога трудная.
Песок, застревают колеса. Трудно идти.
Проследите взглядом то, что видит герой
- Небо - ельник - песок: возникает линия вниз, голова опускается → грусть.
Какие цвета меняются перед глазами?
- Голубой (небо) - темно-зеленый (ельник) - коричневый, (песок) яркость убывает → печаль

Невеселая дорога...

Автор подтверждает наши предположения.
Как скоротать длинную скучную дорогу вознице?
- Петь, разговаривать с попутчиком.

Эй! садись ко мне, дружок!

Чьи это слова? К кому обращается возница? Обратите внимание на слова: Эй! Дружок.
- Возница нашел попутчика, чтобы скоротать дорогу. Они не знакомы, окликнул не по имени.
Скорей всего, это ребенок, к взрослому не будут говорить «дружок». Это подросток, малыша не отпустят одного.

Такой анализ требует времени, но к 4 классу работа по алгоритму, дети анализируют с удовольствием. Строят догадки, удивляются полученным новым образам, восторгаются трудоемкой работой автора по наполнению строчек смыслом.

Далее дети сами выходят на ассоциацию с М.Ломоносовым, возвращаемся к анализу не только отрывка, но всего стихотворения в чтении актера и заканчиваем мотивационной формулой урока: цель + труд = успех.

Согласно герменевтическому подходу, интерпретация текста может трактоваться как своего рода диалог с автором, в котором интерпретатор реконструирует текст и постигает его, опираясь на воображение и перевоплощение, как постижение объективно заложенного автором смысла текста. [4]

Ребенок часто не осознает, что в тексте есть непонятное для него слово. Такое слово проскальзывает в контексте, оставляя иллюзию понятности. Любой учитель сталкивался с этим явлением, задавая детям вопрос после чтения текста: «Какие слова были непонятны?». Как правило, дети таких слов не называют. Выяснение значений ряда слов из прочитанного текста убеждает, что многие из них остались за бортом понимания.

Пример 1. П.Ершов «Конек-горбунок», 4 класс.

После поимки кобылицы, которая пообещала сказочную награду, читаем:

"Ладно", — думает Иван
И в пастуший балаган
Кобылицу загоняет,
Дверь рогожей закрывает
И, лишь только рассвело,
Отправляется в село…

Значение слово «рогожа» дети не знают, начинают размышлять, приходят к выводу, что это твердый, крепкий строительный материал, близкий по прочности к камню или хитрый замок, засов. Иначе просто не удержать сильного коня.

Раздаю кусочки грубой ткани из переплетенных нитей. В классе удивление, они не ожидали увидеть просто ткань.

Что это значит? Это значит, что Иван поверил честному слову, выразил ей доверие. Не запер, а просто оставил в комфорте. Кусок мешковины в руках меняет мнение о герое.

Пример 2. После прочтения отрывка из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (2 класс), задаю классический вопрос: «Все понятно?» Ответ положительный.

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.

Прошу пересказать прозой. Получаю следующее: «Радостный крестьянин зимой идет за дровами. Его лошадь идет медленно и нюхает снег. Летит какая-то птица, испугалась взрывов. Кто-то сидит на ящике в красном тулупе».

По словам профессора В.М.Букатова, чтобы текст перешёл в категорию «художественного произведения», со стороны читателя необходимо своим личностным восприятием трансформировать все слова этого текста, всё доступные читателю приёмы изложения в соответствующие личные представления, образы, смыслы и свои читательские понимания. И чем дальше во времени отстоит от интерпретатора текст, тем нужнее интерпретация.

Читаю с видеорядом, пробуем заменить непонятные слова современными синонимами, снова работаем с пересказом. Только потом, при полном понимании происходящего, начинаем работать с великой поэзией А.Пушкина - с интонацией, яркими глаголами, рифмами.

Интерпретация художественного текста происходит через постоянное обращение к своему жизненному опыту. Постепенно вырабатывается своя позиция, заключающаяся в согласии или несогласии с автором

Читая, ребенок, да и взрослый, не обращает внимания на интересные факты в художественном тексте. Работу с приемом делим на три этапа:

  • Задаю вопрос по тексту, на который нельзя ответить сразу. Отвечаю сама.
  • Указываю «проблемное место», желающие проводят исследование самостоятельно, либо с помощью взрослых.
  • Дети сами находят «несостыковки», сами ищут информацию. Исследуют проблему.

Пример 1: А.Плещеев «Майская песенка», 1 класс.

…А ты песню спой
Что из стран далеких
Принесла с собой.

В детской энциклопедии ученик прочитал, что ласточки не вьют гнезд в Африке, куда летят на зимовку, следовательно, песни там тоже не поют.

Пример 2: А. Плещеев, 1 класс.

«Ласточка примчалась из-за бела моря…»

Что значит: бела моря? С севера? Но прилетают с юга. Дети установили место рождения писателя - Кострома, надеясь, что это поможет, исследовали географическую карту. Исторические источники открыли загадку. Это местное название, не имеющего ничего общего с Белым морем.

Пример 3: П.Ершов «Конек-горбунок», 4 класс.

Там пшеницу продавали,
Деньги счетом принимали
И с набитою сумой
Возвращалися домой.

Показалось странным такое большое количество денег от продажи пшеницы. Были версии, что сума набита другими товарами, что сума - это небольшая по объему сумка, что деньги не имели большую ценность, поэтому их было много. Выясняли, какие деньги могли быть - монеты или купюры? В какую цену могла быть пшеница, в чем измеряли зерно? В Интернете была противоречивая информация, пошли в музей.

Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.

Еще один пример. Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы», 3 класс.

Стихотворение всегда принимается детьми с интересом. Рисовали «карту местности» и маршрут плавания лодки Мазая.

Выбрали информацию «Я раз за дровами в лодке поехал», «Много с реки …нагоняет», «прокатил я деревней», «за деревней в реке очутились». Мнения разошлись, карты у всех получились разные. Урок по данной теме всегда вызывает огромный интерес, в прошлом учебном году тема переросла в детскую исследовательскую работу «Как это выглядит на карте. По маршрутам литературных произведений».

Результат:

Эффективность герменевтического подхода (обучение через понимание) в формировании навыков смыслового чтения у младших школьников доказана, а именно:

  • урок литературного чтения стал одним из продуктивных, повысилась успеваемость по предмету;
  • ученики успешно выполняют ВПР, демонстрируя навыки смыслового чтения;
  • были разработаны 70 практических учебных материалов для анализа поэтических текстов для 1-4 классов (УМ «Школа России»), 20 из них - уроки, 50 - анализы произведений. Взяты именно поэтические тексты, как самые трудные для восприятия детей, особенно лирические. Всего в начальной школе 226 поэтических произведений.
  • дети свободно и аргументировано говорят, не боятся выразить свою точку зрения.
  • проведенные уроки для учителей района, области и своей школы получили одобрение и вызвали много вопросов по практическому применению.

Выводы.

Главным источником развития каждого человека является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром. Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования. Нужно только научить понимать книгу.

Таким образом, герменевтический подход, будучи основанным на принципах понимания и интерпретации, должен быть учтен в процессе обучения учителями, стремящимися к творческой педагогической деятельности.

Литература

  1. Абакумов С.И. http://www.dates.gnpbu.ru/0-5/Abakumov/abakumov.html
  2. Букатов В. От разрозненных странностей к целостному сюжету http://www.openlesson.ru/?p=781
  3. Ветчинкина З.М. Герменевтика как способ толкования скрытого смысла текста.
  4. Закирова А.Ф. Педагогическая герменевтика: концептуальные основания, социокультурное значение, область применения.
  5. Потоцкий М.М. Понимание и интерпретация текста: герменевтический анализ. http://media.miu.by/files/store/items/uses/xviii/mim_uses_xviii_11010.pdf