1. Предпосылки появления учебного курса ОРКСЭ в современной российской общеобразовательной школе
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности. [2]
Школа обязана не только осуществлять передачу научных знаний, но и уделять должное внимание формированию мировоззрения, позитивной ценностной ориентации обучающихся, приданию обучению, труду, жизни нравственного измерения.
Отсюда одним из направлений Федерального государственного образовательного стандарта на ступени начального общего образования является обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества, а также в создании системы воспитательных мероприятий, позволяющих учащимся осваивать и на практике использовать полученные знания.[7]
2. Место ОРКСЭ в учебном плане начального общего образования
В учебный план начального общего образования была включена такая обязательная предметная область, как «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Основной задачей данной области является воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.[7] Учебный курс является культурологическим и представлен шестью содержательными модулями курса:
- Основы православной культуры
- Основы исламской культуры
- Основы буддийской культуры
- Основы иудейской культуры
- Основы мировых религиозных культур
- Основы светской этики. [2]
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. [1] В то же время существование и в обществе, и в образовании противоречивой ситуации с представлением различных мировоззренческих позиций в объяснении картины мира до сих пор вызывает многочисленные споры.
В связи с чем, периодически ставится вопрос: а не опасно ли делить детей по религиозной принадлежности или преимущественному отношению к определенной религии или нерелигиозной группе общества? Не вносим ли мы разделения в школьные и детские коллективы и даже, может быть, даём почву для возбуждения неприязни и вражды по религиозному признаку? Религиозные или шире – мировоззренческие различия существуют в обществе независимо от того, говорим мы о них в школе или нет. Рано или поздно дети начинают их замечать и осмысливать. И они их замечают и осмысливают ещё до школы, в семье, в детских коллективах. Так пусть лучше они это делают также и в школе, в рамках организованного и контролируемого школой, семьей, государством учебно-воспитательного процесса, а не стихийно, под воздействием различных, в том числе деструктивных факторов, «на улице».
Из формулы «я люблю своё» не следует необходимое дополнение в виде формулы «и ненавижу всё чужое». Так что «Основы религиозных культур и светской этики» – это ещё и средство от экстремизма, основанного на невежестве. Человек, действительно любящий и ценящий свою духовную культуру никогда не пойдет громить другую культуру и её носителей просто потому, что они «другие». А вот люди, искусственно оторванные или сами оторвавшиеся от своих культурных корней от традиционной морали, гораздо более способны на такие мысли и действия. Это подтверждает и наша отечественная история. [4]
Изучение «Основ религиозных культур и светской этики» многое предлагает растущей личности не только со стороны пополнения знаний, но и со стороны развития личных дарований и способностей, формирования целостной картины мира, самостоятельной ориентации в духовных вопросах. Одновременно, имеется и реализована тесная содержательная связь между модулями комплексного курса, который преследует одну общую цель – воспитание ответственного, нравственного гражданина России. Содержание курса не только не противоречит общепризнанным в нашем обществе нравственным ценностям и нормам, закрепленным в Конституции России и законе РФ «Об образовании», но и оказывает положительное воздействие на их формирование у детей. Это воспитание российской гражданственности, патриотизма, любви к семье, природе, Родине, уважения к правам и законным интересам сограждан, других людей вне зависимости от их социального положения, этнической, религиозной и иной принадлежности. [3]
3. Выбор изучения ребёнком в школе модуля ОРКСЭ
Комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики» введен в систему школьного образования как обязательный предмет, однако выбор одного из шести модулей для изучения осуществляют родители учащихся. [2]
Иногда возникает такой вопрос: а зачем вообще все эти новые предметы, не только религиозные, но и нерелигиозные? Как быть, если родители, семья, не хотят, чтобы их ребёнок изучал любой из этих модулей? Получается, что всё равно изучение если не религиозных культур, так этики или религиоведения оказывается обязательным?
Такое решение Министерства образования и науки связано с наличием убеждения у подавляющего большинства граждан, семей в нашем обществе, что какое-либо духовно-нравственное образование и воспитание в школе, так или иначе, необходимо, что без этого компонента общее образование не может достигать своей цели.
Поэтому родителям необходимо обдуманно сделать выбор того или иного модуля. Причем при этом выборе целесообразно руководствоваться исключительно своими внутренними убеждениями и потребностями, а не возможностями школы или ещё чем-либо. И в этом случае большое значение отводится работе образовательного учреждения по популяризации знаний об учебном курсе, результатом которой является осознанный выбор определенного модуля для дальнейшего изучения учащимися. [5]
4. Роль учителя в преподавании ОРКСЭ
В воспитании все дело в том, кто воспитатель! Д.Писарев
Вести курс могут только педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку.
Личностная мировоззренческая позиция самого педагога не должна быть доминирующей в преподавании предмета, она должна быть социальна – это позиция диалога, уважительного отношения к мировоззрению другого, позиция «недавления», «ненавязывания» своего собственного мировоззрения или подачи материалов школьного курса с позиции доминирующего собственного отношения к вере. [6]
Кроме того, обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания. Приоритетными в преподавании данного курса являются воспитательные задачи. [2]
Список использованной литературы
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения [Текст]. – М.: Просвещение, 2011.
- Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы [Текст]. - М.: Просвещение, 2010.
- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений/ [Б.Х.Бгажноков, О.В.Воскресенский, А.В.Глоцер и др.]; под ред. В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой [Текст]. – М.: Просвещение, 2010.
- Основы религиозных культур и светской этики. Лекционный материал [Текст]. – Ставрополь, 2010.
- Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений [Текст]. – М.: Просвещение, 2010.
- Особенности преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики». Тематические планы и практические занятия [Текст]. – Ставрополь, 2010.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения [Текст]. – М.: Просвещение, 2010.