Проблема одарённости в системе образования в современной школе на организационном уровне обычно решается путём создания специальных школ для одарённых и талантливых или специальных («гимназических», «лицейских» и др.) классов для одарённых. Это, безусловно, позитивное явление, но существует возможность и другого решения – не удалять одарённого ребёнка из естественной для него микросреды. Обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его одноклассников. Для работы с обучающимися, проявившими выдающиеся способности при поступлении ребенка в первый класс использую педагогическую диагностику стартовой готовности к обучению в школе «Хочу, могу, действую»1. Диагностика помогает мне «настроить» учебный процесс на индивидуальный уровень готовности каждого ученика и класса в целом, оказать адресную педагогическую помощь и психологическую поддержку каждому ученику, создать условия для достижения образовательных результатов и спроектировать программу формирования УУД. На рисунке 1 показаны результаты обучающегося, прошедшего диагностику «Хочу, могу, действую». Охарактеризовав личностную («хочу») и инструментальную («могу») готовность ребенка, определяю уровень развития умений, необходимых для успешного освоения учебного материала. Обучающийся готов выполнять задания высокого уровня сложности, демонстрирует высокий интерес к учебному процессу, будет стремиться преодолевать учебные трудности. Он умеет выделять признаки в образе наблюдаемого объекта (анализ), находить сходства и различия при сравнении объектов, выполнять простые действия по аналогии (подобным образом), относить наблюдаемый объект к известному понятию, устанавливать логические связи «причина — следствие», оперировать информацией с помощью схем и образов.
________________
1 М.Р.Битянова, Т.В.Беглова «Хочу, могу, действую».
Рисунок 1. Диагностика стартовой готовности «Хочу, могу, действую»
Но традиционные программы и учебники страдают рядом существенных недостатков. Если проанализировать их, то не трудно заметить, что упор в них делается на типовые задания, в которых требуется лишь применение решения определенного алгоритмического вида. После прохождения педагогической диагностики составляю индивидуальный образовательный маршрут обучающегося, проявившего выдающиеся способности.
Занятия проводятся учителем и психологом школы. Они направлены на развитие общеинтеллектуальных умений, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Именно поэтому среди общих целей образования центральное место занимает развитие абстрактного мышления, необходимой компонентой которого является логическое мышление – как дедуктивное, в том числе и аксиоматическое, так и продуктивное – эвристическое и алгоритмическое мышление. Совокупность их, выраженная в определенной последовательности, позволит комплексно решить образовательные задачи:
- сформировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов;
- сформировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
- развивать образное мышление;
- развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;
- развивать творческие способности;
- увеличить концентрацию внимания и объема памяти;
- содействовать воспитанию интереса к предметам и процессу познания в целом.
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося, проявившего выдающиеся способности
Занятия планируются таким образом, чтобы у обучающегося оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду его одаренности. Кроме того, занятия, проводимые с ребенком, проявившим выдающиеся способности, предполагают обучение разнообразным приемам умственной работы, способствует формированию таких качеств, как инициатива, самоконтроль, критичность, широта умственного кругозора и т.д., обеспечивают индивидуализацию обучения за счет использования дифференцированных форм предъявления учебной информации.
Список литературных источников
1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2015 г.
2. Беглова Т.В., Битянова М.Р. Методические рекомендации. Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе.- Из-во «Учебная литература», 2013 г.
3. Беглова Т.В., Битянова М.Р. Методические рекомендации. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий. - Из-во «Учебная литература», 2012 г.
4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Из-во «Учебная литература», 2015 г.
5.http://pravolimp/ru/ и http://opk.pravolimp/ru/
6. http://ovio.pravolimp/ru