Пояснительная записка
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта возникла необходимость пересмотреть подход и структуру проведения итоговой промежуточной аттестации по математике.
Необходимо пересмотреть формы проведения промежуточной итоговой аттестации и критерии проводимых работ и изменить традиционную форму (контрольную работу) проведения итоговой работы на тестирование с выбором ответа, кратким ответом и развернутым решением, отвечающее формату ОГЭ.
Такую работу в виде теста мы разработали к учебнику Никольского С.М. в 5-6 классах. В нее мы включили четыре задания с выбором ответа, 3 задания с кратким ответом и три задания с полным развернутым решением. (таблица 1.1, 1.2). Были разработаны критерии оценивания заданий с развернутым решением (таблица 3.1.). Постарались распределить задания итоговой работы по темам КИМов ОГЭ (пункт 7.1, 7.2). Для диагностики обученности и корректировки дальнейшего процесса обучения разработан развёрнутый анализ заданий итоговых работ (Приложение 1, Приложение 2)
Прежде чем делать какие-то выводы о положительной динамике, необходимо провести такую работу не только в 5 классе, а на протяжении всего курса обучения в 5-9 классах.
Для реализации данного подхода на каждом этапе обучения необходимо уже с 5 класса знакомить обучающихся со структурой работы, заданиями из открытого банка заданий ОГЭ, формировать умения заполнять бланки (Приложение 3) и вносить ответы в соответствии с предъявляемыми нормами. То есть, задача сводится к тому, что создаются условия для успешной сдачи экзаменов на итоговой аттестации в 9 классе.
Аттестационная итоговая работа (в форме тестирования) составлена в соответствии с действующей программой по математике на основании государственного образовательного стандарта общего образования и предназначена для проведения промежуточной аттестации по математике в 5-6 классах.
Цель: Выявление уровня усвоения курса математики на ступени основного общего образования.
Задачи:
- Оценить достижения базового уровня подготовки, соответствующего ФГОС;
- Спрогнозировать обучение с внесением коррективов в дальнейший процесс обучения.
- Создать условия для успешной сдачи экзаменов на итоговой аттестации в 9 классе.
1. Документы, определяющие содержание итоговой работы. Структура и содержание итоговой работы
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Рабочая программа по математике для 5-6 классов, составленая в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования, на основании требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования МБОУ «ИСОШ №1», соответствует учебникам С.М.Никольского, М.К.Потапова, Н.Н.Решетникова, А.В.Шевкина «Математика, 5» и Математика, 6», - М.: Просвещение.
Итоговая работа по математике для 5-6 классов содержит 10 заданий, проверяющих базовый уровень знаний учащихся на данном этапе. Среди них также имеются более сложные задания. Однако эти задания не требуют знаний каких-либо дополнительных разделов. Они также как и остальные, проверяют уровень владения программным материалом. В каждом варианте итоговой работы проверяется уровень подготовки школьников по всем элементам содержания курса математики 5 и 6 классов. Соотношение числа заданий по разным элементам содержания опирается на примерную программу по математике и отражает учебное время, отводимое в процессе изучения предмета на тот или иной вопрос темы. В таблице 1.1 приведено распределение заданий работы по элементам содержания курса математики, изучаемым в 5 класс, в таблице 1.2 - в 6 классе.
Таблица 1.1
№ задания | Содержание, 5 класс |
1 |
Сравнение обыкновенных дробей |
2 |
Сложение смешанных чисел |
3 |
Вычитание смешанных чисел |
4 |
Возведение числа в степень |
5 |
Площадь прямоугольника |
6 |
Нахождение части от числа |
7 |
Нахождение числа по его части |
8 |
Нахождение значения выражения |
9 |
Задача на движение по воде |
10 |
Задачи на совместную работу |
Таблица 1. 2
№ задания | Содержание, 6 класс |
1 |
Действия с десятичными дробями |
2 |
Сравнение десятичных дробей |
3 |
Расположение чисел на координатной прямой |
4 |
Работа с графиками и диаграммами |
5 |
Задачи на проценты |
6 |
Решение линейных уравнений |
7 |
Задачи на части |
8 |
Нахождение значения выражения |
9 |
Задачи на прямую и обратную пропорциональную зависимость |
10 |
Задачи на составление уравнения |
При разработке содержания итоговой работы учитывается необходимость проверки не только усвоения элементов содержания, указанных в таблице 1.1-1.2, но и, в равной мере, проверки овладения видами деятельности, перечисленными в таблице 2.1-2.2 соответственно.
Таблица 1.3
№ задания | Проверяемый вид деятельности, 5 класс |
1 |
Проверка сформированности навыков сравнения обыкновенных дробей: |
2 |
Проверка сформированности навыков сложения обыкновенных дробей: |
3 |
Проверка сформированности навыков вычитания обыкновенных дробей: |
4 |
Проверка сформированности навыков возведения числа в степень: |
5 |
Проверка умений решать задачи геометрического содержания, усвоения сведений о единицах измерения геометрических величин на примерах вычисления площади прямоугольника |
6 |
Проверка умений решать задачи на части числа: |
7 |
Проверка умений решать задачи на части числа: |
8 |
Проверка умений выполнения арифметических действий с обыкновенными дробями: |
9 |
Проверка умений решать текстовые задачи на движение по воде: |
10 |
Проверка умений решать текстовые задачи на совместную работу: |
Таблица 1.4
№ задания | Проверяемый вид деятельности, 6 класс |
1 |
Проверка сформированности навыков выполнения действия с десятичными дробями: |
2 |
Проверка сформированности навыков сравнения десятичных дробей: |
3 |
Проверка сформированности навыков расположение чисел на координатной прямой: |
4 |
Проверка сформированности навыков работы с графиками и диаграммами: |
5 |
Проверка умений решать текстовые задачи на проценты: |
6 |
Проверка сформированности навыков решения линейных уравнений: |
7 |
Проверка умений решать текстовые задачи на части: |
8 |
Проверка умений выполнения арифметических действий с обыкновенными и десятичными дробями: |
9 |
Проверка умений решать текстовые задачи на прямую и обратную пропорциональную зависимость: |
10 |
Проверка умений решать текстовые задачи на составление уравнения: |
2. Время выполнения работы
На выполнение всей работы отводится 45 минут.
3. Критерии оценивания
Итоговая работа содержит 10 заданий, общее количество баллов – 14.
- За верное решение каждого задания первой части – 1 балл (всего 7 баллов);
- за верное решение первого и второго задания второй части – 2 балла (всего 4 балла);
- за верное решение третьего задания второй части – 3 балла (всего 3 балла).
Таблица 3.1
№ п/п | Кол-во баллов |
Критерии |
8 |
2 |
Обосновано получен верный ответ |
1 |
Ход решения правильный, все его шаги присутствуют, но допущена вычислительная ошибка ИЛИ описка. С учётом этой ошибки или описки решение доведено до конца верно. |
|
0 |
Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше. |
|
9 |
2 |
Обоснованно получен верный ответ. |
1 |
Верно расставлен порядок действий. Решение доведено до конца, но допущена одна вычислительная ошибка или описка. С учётом этой ошибки или описки решение доведено до конца верно. |
|
0 |
Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше. |
|
10 |
3 |
Решение верное, все шаги обоснованы. |
2 |
При верных рассуждениях допущена вычислительная ошибка, приводящая к неверному ответу. |
|
1 |
Получен верный, но необоснованный ответ. |
|
0 |
Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше. |
4. Критерии выставления отметки
Таблица 4.1
Баллы | 14-12 |
11-9 |
8-6 |
5 и менее |
Отметка |
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
5. Ответы к итоговой работе, 5 класс
Таблица 5.1
Вар | №1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
№6 |
№7 |
№8 |
№9 |
№10 |
1 |
4 |
1 |
3 |
3 |
54 |
90 |
120 |
1 7/18 |
2 ч |
10 дней |
2 |
2 |
3 |
3 |
1 |
36 |
100 |
90 |
2 4/15 |
3 ч |
15 дней |
6. Ответы к итоговой работе, 6 класс
Таблица 6.1
Вар | №1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
№6 |
№7 |
№8 |
№9 |
№10 |
1 |
8,4 |
2 |
3 |
1 |
25 |
-3 |
50 |
6,25 |
9,8 кг |
600 т, 1800 т |
2 |
6,3 |
4 |
1 |
2,5 |
125 |
-2 |
30 |
2,75 |
105 |
28 вагонов, 56 вагонов |
7. Распределение заданий итоговой работы по темам КИМов ОГЭ, 5 класс
Таблица 7.1
Элемент содержания, 5 класс | № задания КИМов ОГЭ |
Сравнение обыкновенных дробей |
2 |
Сложение смешанных чисел |
1 |
Вычитание смешанных чисел |
1 |
Возведение числа в степень |
1 |
Площадь прямоугольника |
19 |
Нахождение части от числа |
7 |
Нахождение числа по его части |
7 |
Задача на движение по воде |
22 |
Нахождение значения выражения |
1 |
Задачи на совместную работу |
22 |
Распределение заданий итоговой работы по темам КИМов ОГЭ, 6 класс
Таблица 7.2
Элемент содержания, 6 класс | № задания КИМов ОГЭ |
Действия с десятичными дробями |
1 |
Сравнение десятичных дробей |
2 |
Расположение чисел на координатной прямой |
2 |
Работа с графиками и диаграммами |
5 |
Задачи на проценты |
7 |
Решение линейных уравнений |
6 |
Задачи на части |
7 |
Нахождение значения выражения |
1 |
Задачи на прямую и обратную пропорциональную зависимость |
7 |
Задачи на составление уравнения |
21 |