Учебно-методическая разработка “Психолого-педагогическое сопровождение родителей и учащихся «группы риска»”

Разделы: Начальная школа, Социальная педагогика

Классы: 1, 2, 3


Введение

Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена значимостью проблемы психолого-педагогического сопровождения учащихся «группы риска» в силу необходимости обеспечения их психологической и социальной адаптации в условиях общеобразовательной организации. Эффективность проведения профилактических мероприятий по ослаблению и устранению социально-эмоциональных проблем зависит от своевременного выявления детей, которые принадлежат к «группе риска». Указанные аспекты сделали учащихся «группы риска» предметом всестороннего междисциплинарного исследования, основанного на изучении проявления возрастных кризисов, характеристик среды и причин принадлежности к данной категории, методов семейного воспитания, а также социально-психологических характеристик детей и их окружения.

Актуализировали изучение проблемы психолого-педагогического сопровождения учащихся «группы риска» современные социально-экономические условия жизни населения, стирающие границы ответственности между семьей и обществом в воспитании ребёнка, а также влияние средств массовой информации через распространение ценностей, противоречащих установкам формирования нравственного общества. Важным фактором, доказывающим необходимость проведения эмпирического исследования по рассматриваемой теме, следует назвать несостоятельность государственных органов и служб в части решения проблем детства, а также отсутствие эффективных механизмов материальной и социально-педагогической поддержки семьи.

К рассматриваемому психолого-педагогическому феномену в современной психологии, педагогике, социологии и социальной педагогике относят детей, находящихся в критической ситуации под влиянием некоторых нежелательных факторов, что приводит к трудностям в обучении, психическом развитии, к трудностям в социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации в целом.

В работе с детьми «группы риска» в условиях общеобразовательной школы для педагога становится актуальным не только знание общих подходов к изучению рассматриваемого феномена, но и возможность выявления ключевых факторов риска в сложившейся жизненной ситуации, анализ причин неблагополучия учащихся, а также последующая разработка индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения. Актуализируется проблема оказания практической помощи детям «группы риска», основанная на рациональном подборе средств, методов и направлений психолого-педагогического сопровождения, направленных на предупреждение и устранение нежелательных факторов.

Изменение сущности современного педагогического образования, его трансформация в образование психолого-педагогическое, означает такое его содержание, которое позволяет педагогу осуществлять в процессе профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учитывать индивидуальные особенности детей, всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. При этом задачей общеобразовательной организации выступает создание эффективных социально-организованных, психолого-педагогических условий, способных обеспечить гармоничное развитие личности каждого учащегося. Особая роль в образовательном процессе отводится психическому здоровью учащихся, индивидуализации образовательных маршрутов, созданию психологически безопасной и комфортной образовательной среды.

Указанные аспекты привели к необходимости разработки и применения программ психолого-педагогического сопровождения, интегрирующих в себе диагностику, консультирование, тренинги и иные формы педагогической, психологической и социально-педагогической работы, включающие сопровождение всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, родителей и педагогов. Комплексный характер процесса психолого-педагогического сопровождения позволит обеспечить формирование у детей «группы риска» стремления к личностному развитию и социализации в обществе.

Степень изученности проблемы. Следует отметить, что психолого-педагогическое сопровождение родителей и учащихся «группы риска» сегодня ещё недостаточно изучено. При видимой актуальности проблемы ее решение затруднено тем, что подходы, а также, конкретные методы и направления разработаны не в полной мере. Главной причиной можно назвать многообразие событий, которые происходят в психической жизни учащихся, обладающее разной степенью привлекательности для исследователей, что объясняет неравномерное исследование.

Так, например, сущность понятия «дети группы риска» как социальной группы и основные факторы риска раскрываются в исследованиях таких авторов, как А.Д.Андреева [7], Е.Е.Данилова [7], И.В.Железнова [27] и др.

Психологические особенности детей «группы риска» и причины их принадлежности к данной категории освещены в работах В.Г. Баженова [9], М.О.Егоровой [26], А.В.Карушевой [30], Е.В.Тремаскиной [30] и др.

Вопросами психолого-педагогического сопровождения детей «группы риска» в условиях общеобразовательной организации занимались такие исследователи, как О.С.Кузнецова [35], М.В.Маслова [37], И.Н.Назаров [40] и др.

Основные направления, формы и содержание деятельности общеобразовательных организаций по психолого-педагогическому сопровождению детей «группы риска» широко освещены в трудах И.С.Нестеренко [42], М.П.Нечаева [43], Е.И.Фадеевой [43] и др.

Проблемы и пути решения социализации учащихся «группы риска» через разработку и внедрение эффективных программ психолого-педагогического сопровождения раскрываются в исследованиях таких учёных, как Е.В. Хребтова [62], В.Г. Суслов [58], Е.А. Дьяченко [25] и др.

Проблема выпускной квалификационной работы заключается в выявлении содержания и методов психолого-педагогического сопровождения родителей и учащихся «группы риска» младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной организации.

Объект эмпирического исследования: дети младшего школьного возраста, учащиеся «группы риска», их родители.

Предмет эмпирического исследования: психолого-педагогическое сопровождение родителей и учащихся «группы риска» в условиях общеобразовательной организации.

Цель выпускной квалификационной работы: на основе теоретического анализа и эмпирического исследования вывить направления психолого-педагогического сопровождения родителей и учащихся «группы риска» младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной организации.

В соответствии с поставленной целью задачами выпускной квалификационной работы являются:

1. В ходе проведения теоретического анализа исследуемой проблемы раскрыть сущность понятия учащиеся «группы риска» как психолого-педагогического феномена.

2. Охарактеризовать специфику психолого-педагогического сопровождения в современном образовательном процессе, рассмотреть основные направления, методы и формы работы.

3. Изучить особенности взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса при осуществлении психолого-педагогического сопровождения родителей и учащихся «группы риска».

4. Провести анализ существующих программ психолого-педагогического сопровождения родителей и учащихся «группы риска» младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной организации.

5. Разработать программу эмпирического исследования принадлежности детей младшего школьного возраста «группе риска».

6. Разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения родителей и учащихся «группы риска».

7. Провести анализ результативности разработанной программы психолого-педагогического сопровождения родителей и учащихся «группы риска».

Гипотеза эмпирического исследования: психолого-педагогическое сопровождение родителей и учащихся «группы риска» в условиях общеобразовательной организации будет результативным:

  • если будет обеспечено своевременное выявление проблемных зон (определение социометрического статуса; уровня самооценки; школьной мотивации и тревожности);
  • если будет разработана и внедрена модель совместной деятельности специалистов общеобразовательной организации (учителя, педагога-психолога) и самих родителей по психолого-педагогическому сопровождению учащихся «группы риска»;
  • если согласованная работа специалистов общеобразовательной организации и родителей будет выстроена в русле комплексного системного подхода и направлена на снижение степени воздействия факторов риска, снижение педагогической запущенности, выраженной в дезадаптации и десоциализации детей «группы риска».

Методы выпускной квалификационной работы. При выполнении работы применялись следующие методы исследования.

1. Общенаучные методы:

  • теоретико-методологический анализ проблемы изучения психолого-педагогического сопровождения родителей и детей «группы риска»;
  • обобщение и систематизация информации по проблеме исследования;
  • уточнение и определение понятийно-категориального аппарата.

2. Эмпирические методы диагностики степени педагогической запущенности детей младшего школьного возраста:

  • беседы с педагогом-психологом, учителем и родителями для построения социального портрета класса;
  • анкетирование родителей;
  • анкетирование учителя.

Методы обработки данных:

  • качественный анализ (анализ полученных данных, их систематизация и сравнение);
  • количественный анализ (построение таблиц и диаграмм).

Для решения эмпирических задач исследования применен комплекс диагностических методик, взаимодополняющих друг друга.

1. С целью выявления учеников младшего класса, относящихся к «группе риска», проводится экспертная диагностика социально-педагогической запущенности детей (Р.В.Овчарова). Методика позволяет определить детей, имеющих некоторые отклонения в деятельности, общении и поведении, с помощью шкал: свойства самосознания, свойства общения, свойства учебной деятельности, общая тревожность, воспитательный микросоциум, достоинства ребенка.

2. С целью более углубленного исследования детей (по выявленным признакам педагогической запущенности) и последующего определения задач и направлений психолого-педагогического сопровождения, используются вспомогательные психодиагностические методики, позволяющие выявить дисгармонии личности ребенка, которые были вызваны социально-педагогической запущенностью:

  • методика «Cоциометрия» (Дж.Морено) - диагностика межличностных и межгрупповых отношений у учеников начальных классов (социометрический статус);
  • методика «Лесенка» (В.Г.Щур) - диагностика уровня развития самооценки младшего школьника (самооценка младшего школьника);
  • методика «Оценка уровня школьной мотивации» (Н.Г.Лусканова) - выявление отношения учащихся к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию (школьная мотивация младшего школьника).

Диагностика эффективности психолого-педагогического сопровождения детей «группы риска» в параметрах, которые характеризуют изменения в личности учащегося начальной школы, осуществлялась по тем же методикам.

База выпускной квалификационной работы: МБОУ Обуховская СОШ (г.о. Солнечногорск, д. Кривцово).

В исследовании приняли участие 1 педагогический работник, педагог-психолог, 22 родителя, 22 ребёнка младшего школьного возраста, ученика 2а класса.

Практическая значимость эмпирического исследования заключается в уточнении понятийного аппарата, определении сущностных характеристик такого психолого-педагогического феномена, как «дети группы риска», а также, выявлении причин принадлежности детей к данной категории, их психологических особенностей, основных направлений, методов и форм работы в процессе психолого-педагогического сопровождения. Результативность проведенного эмпирического исследования доказывает возможность использования разработанной модели совместной деятельности учителя и педагога-психолога в условиях общеобразовательного процесса при психолого-педагогическом сопровождении родителей и учащихся «группы риска» с целью предупреждения и преодоления педагогической запущенности. Основные положения и выводы эмпирического исследования могут послужить основой для разработки новых программ и совершенствования  существующих. Могут применяться на практике в работе семейных психологов и психологов-консультантов, которые сталкиваются в своей профессиональной деятельности с проблемами детей «группы риска».

Структура и объём выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 69 источников. Общий объем работы 95 страниц. Текст работы включает в себя 14 таблиц, 14 рисунков, 14 приложений.

Cм. продолжение методической разработки