Согласно ФГОС среднего (полного) общего образования метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, излагаются, как умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях. Соответственно перед педагогом стоит задача вовлечь ребенка в учебный процесс, побудить его самостоятельно формулировать тему, ставить цели и определять задачи урока.
В методике существует множество приемов мотивации и целеопределения учебной деятельности. Рассмотрим некоторые из них и подробно разберем на практике.
1. «Ребус» или «Загадка»
Тему урока учащиеся смогут сформулировать после отгадывания ребуса (рис.1) или загадки (рис.2). Дети с удовольствием выполняют данное задание, оно помогает развить внимание, творческое мышлению способствует развитию личностных учебных действий.
Пример: - Сформулировать тему урока нам поможет ребус.
- «Прямая, луч, отрезок».
Рисунок 1
Пример:
- Сформулировать тему урока, определите цель и задачи урока нам поможет загадка.
- «Треугольник».
Рисунок 2
2. «Расшифруй»
Данный прием хорош тем, что пробуждается не только интерес к теме урока, но и отрабатывается устный счет. Учащиеся с особым интересом выполняют задание. Чтобы расшифровать тему урока, не обходимо вычислить устно числовые выражения и подставить соответствующие числам буквы в шифр (рис.3).
Пример: - Чтобы сформулировать тему урока, необходимо разгадать зашифрованное слово.
Рисунок 3
- «Дробь».
- А что мы знаем о дробях? Сформулируйте тему, определите цель и задачи урока.
- «Понятие дроби».
3. «Кроссворд»
Прием «Кроссворд» схож с предыдущим методом. Кроме разгадывания темы также можно одновременно актуализировать знания прошлых тем.
Пример: - Сформулировать тему урока нам поможет кроссворд, разгадав главное слово.
- Масса.
- А что мы знаем о массе?
- Масса измеряется в кг, и т.д.
- А кто-нибудь знает другие единицы измерения? Как вы думаете, чем сегодня мы займемся на уроке? Сформулируйте тему урока.
- Единицы массы.
- Арифметическое действия имеющее компоненты множители и произведение.
- Упражнение, в котором надо написать краткую запись.
- Отрезок, соединяющий центр и любую точку окружности.
- Арифметическое действие со знаком плюс.
- Прямая линия, не имеющая ни начало, ни конца.
4. «Лишнее»
Данный прием также позволяет развивать у учащихся внимание, мышление, логику, учит ребенка выделять конкретные признаки объектов, осмыслять и обобщать. Побуждает к грамотному построению речевых высказываний.
Пример: - Сформулировать тему, определите цель и задачи урока нам поможет следующее задание. Выберите из списка единиц измерения «лишнее».
- Километр.
- Для измерения какой величины служит (единица измерения) километр?
- Длина.
- Как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем изучать. Сформулируйте тему урока.
- Единицы измерения длины.
Рисунок 4
5. «Что объединяет?»
Данный прием также направлен на развитие логического мышления. Смысл этого метода заключается в том, что анализируя несколько понятий необходимо выбрать общий признак.
Пример: - Обратите внимание на рисунок, что общего у данных фигур?
- 4 угла.
- Как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем изучать. Сформулируйте тему урока.
- Четырехугольники.
Рисунок 5
6. «Группировка»
Существует два способа применения этого метода. Первый способ, когда учитель предлагает из несколько понятий, выражений, чисел и т.д выделить две (или несколько) группы. Затем просит сравнить получившиеся группы, тем самым подталкивая ребят обратить внимание ребят на изучение нового материала.
Пример: - Обратите внимание на числовые выражения. На какие две группы можно разделить выражения?
- Деление без остатка и деление с остатком.
- Какое действие для нас новое. Сформулируйте тему урока.
- Деление с остатком.
24:8; 40:10; 26:5; 42:7; 68:3; 87:7; 80:4.
Второй способ, когда уже понятия, выражения, числа и т.д. поделены на группы и учитель предлагает назвать по какому признаку их поделили.
Пример: - Как вы думаете, что общего и чем различаются две эти группы выражений?
- Сложение дробей с одинаковыми знаменателями и сложение дробей с разными знаменателями.
- Как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем изучать. Сформулируйте тему урока.
- Сложение дробей с разными знаменателями.
Рисунок 6
7. «Проблемная ситуация»
Данный метод направлен на побуждение познавательной активности среди учащихся, тем самым выполняет основные задачи ФГОС. А также как и вышеперечисленные приемы развивает наблюдательность, логическое мышление, учит детей вступать в дискуссию, выслушивать мнение оппонента и выражать свои умозаключения. Сущность приема состоит в создание учителем ситуации (решение задачи, выражения и т.д.), которую невозможно решить с имеющейся у учащихся базой знаний.
Пример: - Для формулировки темы необходимо решить следующую задачу.
«Найти площадь прямоугольника, если ширина равна , а длина равна .»
- ???
Каких знаний нам не хватает, чтобы решить данную задачу?
- Не умеем умножать дроби.
- Как вы думаете, чем нам необходимо заняться сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока.
- Умножение дробей.