Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся 5–6-х классов на уроках математики

Разделы: Математика, Мастер-класс

Классы: 5, 6

Ключевые слова: мотивация к обучению


Согласно ФГОС среднего (полного) общего образования метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, излагаются, как умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях. Соответственно перед педагогом стоит задача вовлечь ребенка в учебный процесс, побудить его самостоятельно формулировать тему, ставить цели и определять задачи урока.

В методике существует множество приемов мотивации и целеопределения учебной деятельности. Рассмотрим некоторые из них и подробно разберем на практике.

1. «Ребус» или «Загадка»

Тему урока учащиеся смогут сформулировать после отгадывания ребуса (рис.1) или загадки (рис.2). Дети с удовольствием выполняют данное задание, оно помогает развить внимание, творческое мышлению способствует развитию личностных учебных действий.

Пример: - Сформулировать тему урока нам поможет ребус.

- «Прямая, луч, отрезок».

Рисунок 1

Пример:

- Сформулировать тему урока, определите цель и задачи урока нам поможет загадка.

- «Треугольник».

Рисунок 2

2. «Расшифруй»

Данный прием хорош тем, что пробуждается не только интерес к теме урока, но и отрабатывается устный счет. Учащиеся с особым интересом выполняют задание. Чтобы расшифровать тему урока, не обходимо вычислить устно числовые выражения и подставить соответствующие числам буквы в шифр (рис.3).

Пример: - Чтобы сформулировать тему урока, необходимо разгадать зашифрованное слово.

Рисунок 3

- «Дробь».

- А что мы знаем о дробях? Сформулируйте тему, определите цель и задачи урока.

- «Понятие дроби».

3. «Кроссворд»

Прием «Кроссворд» схож с предыдущим методом. Кроме разгадывания темы также можно одновременно актуализировать знания прошлых тем.

Пример: - Сформулировать тему урока нам поможет кроссворд, разгадав главное слово.

- Масса.

- А что мы знаем о массе?

- Масса измеряется в кг, и т.д.

- А кто-нибудь знает другие единицы измерения? Как вы думаете, чем сегодня мы займемся на уроке? Сформулируйте тему урока.

- Единицы массы.

  1. Арифметическое действия имеющее компоненты множители и произведение.
  2. Упражнение, в котором надо написать краткую запись.
  3. Отрезок, соединяющий центр и любую точку окружности.
  4. Арифметическое действие со знаком плюс.
  5. Прямая линия, не имеющая ни начало, ни конца.

4. «Лишнее»

Данный прием также позволяет развивать у учащихся внимание, мышление, логику, учит ребенка выделять конкретные признаки объектов, осмыслять и обобщать. Побуждает к грамотному построению речевых высказываний.

Пример: - Сформулировать тему, определите цель и задачи урока нам поможет следующее задание. Выберите из списка единиц измерения «лишнее».

- Километр.

- Для измерения какой величины служит (единица измерения) километр?

- Длина.

- Как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем изучать. Сформулируйте тему урока.

- Единицы измерения длины.

Рисунок 4

5. «Что объединяет?»

Данный прием также направлен на развитие логического мышления. Смысл этого метода заключается в том, что анализируя несколько понятий необходимо выбрать общий признак.

Пример: - Обратите внимание на рисунок, что общего у данных фигур?

- 4 угла.

- Как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем изучать. Сформулируйте тему урока.

- Четырехугольники.

Рисунок 5

6. «Группировка»

Существует два способа применения этого метода. Первый способ, когда учитель предлагает из несколько понятий, выражений, чисел и т.д выделить две (или несколько) группы. Затем просит сравнить получившиеся группы, тем самым подталкивая ребят обратить внимание ребят на изучение нового материала.

Пример: - Обратите внимание на числовые выражения. На какие две группы можно разделить выражения?

- Деление без остатка и деление с остатком.

- Какое действие для нас новое. Сформулируйте тему урока.

- Деление с остатком.

24:8; 40:10; 26:5; 42:7; 68:3; 87:7; 80:4.

Второй способ, когда уже понятия, выражения, числа и т.д. поделены на группы и учитель предлагает назвать по какому признаку их поделили.

Пример: - Как вы думаете, что общего и чем различаются две эти группы выражений?

- Сложение дробей с одинаковыми знаменателями и сложение дробей с разными знаменателями.

- Как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем изучать. Сформулируйте тему урока.

- Сложение дробей с разными знаменателями.

Рисунок 6

7. «Проблемная ситуация»

Данный метод направлен на побуждение познавательной активности среди учащихся, тем самым выполняет основные задачи ФГОС. А также как и вышеперечисленные приемы развивает наблюдательность, логическое мышление, учит детей вступать в дискуссию, выслушивать мнение оппонента и выражать свои умозаключения. Сущность приема состоит в создание учителем ситуации (решение задачи, выражения и т.д.), которую невозможно решить с имеющейся у учащихся базой знаний.

Пример: - Для формулировки темы необходимо решить следующую задачу.

«Найти площадь прямоугольника, если ширина равна , а длина равна

- ???

Каких знаний нам не хватает, чтобы решить данную задачу?

- Не умеем умножать дроби.

- Как вы думаете, чем нам необходимо заняться сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока.

- Умножение дробей.