Методические приемы обучения лексике

Разделы: Иностранные языки

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: английский язык, УМК «Английский в фокусе»


Процесс обучения иностранному языку характеризуется тем, что не только предоставляет знания и формирует навыки и умения, но и оказывает непосредственное влияние на формирование личности. В связи с этим проблема эффективного обучения иностранному языку приобрела новые приоритеты и оттенки. На первый план выходят современные педагогические технологии, которые ориентированы на учащегося, учитывают его интересы, потребности, возможности и уровень знаний. В новых стандартах в преподавании иностранных языков основное внимание уделяется развитию коммуникативных умений во время общения, умению анализа и самоанализа, саморазвитию и самосовершенствованию, самостоятельному усвоению новых знаний, умению работать в группе.

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции предполагает владение лексикой иностранного языка в плане семантической точности, синонимического богатства, адекватности и уместности ее использования. Формирование лексических умений и навыков предполагает не только учет сведений формально-структурного характера, но и знание ситуативных, социальных и контекстуальных правил, которых придерживаются носители языка. За курс обучения учащиеся должны овладеть навыками лексического оформления порождаемого текста при говорении и письме и научиться понимать лексические единицы на слух и при чтении. На каждом уроке английского языка проводится работа с лексикой. Обучение лексике иностранного языка - это процесс расширения словарного запаса, включающий в себя три стадии:

- ознакомление с новым материалом (введение и объяснение слов, словосочетаний);

- тренировка в употреблении лексических единиц (первичное закрепление);

- развитие навыков и умений использования лексики в разных формах устного и письменного общения, употребление лексических единиц (включение слов в речевую деятельность).

Выбор приемов обучения зависит от ряда факторов: от этапа обучения, языковой подготовки класса, от качественных характеристик слова. Учителя используют весь арсенал способов и подходов: карточки, списки, картинки, кубики, презентации, настольные игры и так далее.

Одной из продуктивных и интересных технологий является технология Mind-map. Интеллект-карты представляют собой графическое выражение процессов восприятия, обработку и запоминание информации, являются способом развития памяти и мышления, которые были разработаны и предложены Т.Бьюзеном, писателем, лектором и консультантом по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.

Интеллект-карты могут служить основой для самостоятельной работы, выполняя которую обучающиеся учатся пользоваться словарями, справочниками и другими источниками письменной и устной информации с целью поиска необходимых значений. Применение мыслительных карт на уроках английского языка позволяет: формировать навык составления планов, структурировать информацию, находить логические ассоциативные связи между словами, обеспечивать повторение изученной лексики.

Авторы УМК «Английский в фокусе» с 5 класса включают работу с такими картами, начиная с простого: допишите слова, относящиеся к этой теме, сгруппируйте по темам, расскажите по карте. Проводя планомерную работу по обучению лексике с использованием подобных заданий, к 7 классу ребята уже могут создавать свои интеллект-карты индивидуально, а потом и в группе.

Необходимо подчеркнуть, что интеллект-карта или карта мышления (mind map) – это отображение на бумаге эффективного способа:

  • думать;
  • запоминать;
  • вспоминать; 
  • возможность представить и наглядно выразить свои внутренние процессы обработки информации.

Использование карт на уроках английского языка способствует:

  • активизации познавательной деятельности;
  • развитию навыков самообразования и самоконтроля у учащихся;
  • повышению активности и инициативности учащихся на уроке;
  • развитию информационного мышления учащихся.

Сегодня на урок английского языка возвращается такая форма работы как диктант. Под диктантом понимается определенная форма записи звучащей речи, предполагающая те или иные преобразования исходного текста (реконструкцию, видоизменения, сужение, расширение). Таким образом, диктант включает в себя работу с текстом. В методической литературе предлагаются разные формы. На своих уроках я часто использую Keyword dictation. При изучении лексики очень эффективный способ – включение слов в контекст, поиск антонимов или синонимов. Дается определенное количество слов (5-7) и предлагается составить небольшой текст. На начальном этапе тематика не ограничивается только изученной темой. Как показывает практика, тексты составляются очень интересные и практически никогда не совпадают с рассказом учителя. Как вариант можно предложить самим выбрать 5-7 изученных слов и составить связный текст. После этого автор зачитывает, а остальные записывают изученные слова, использованные учеником.

Диктант - «Вставьте букву». На карточках или на классной доске написаны слова из активного словаря, в которых пропущены одна или несколько букв. Задача учащихся – заполнить пропуски и перевести слово. Данное упражнение активизирует учащихся, помогает настроиться на работу с лексикой иностранного языка. Следующее задание – составьте слова, используя буквы данного слова, например, encyclopedia. Это можно предложить на последнем уроке в четверти, словарем пользоваться нельзя.

Для развития навыка правильного написания слова на начальном этапе проводится диктант Spelling Dictation. Одному ученику показывается карточка со словом, тот диктует классу слово по буквам, все его записывают. На доске другой ученик пишет продиктованное слово. Можно использовать игру «Лото»: подпиши картинки. Проведение разнообразных форм диктанта служит:

  • улучшению правописания
  • повторению изученных ранее лексических и грамматических конструкций
  • развитию языковой догадки
  • развитию навыков аудирования.

Вариантом диктанта является грамматический диктант, или диктоглосс, встречающийся прежде всего в зарубежной лингводидактике. Он представляет собой метод, при котором учащиеся стараются точно зафиксировать то, что они услышали, в виде ключевых слов, сравнить полученные записи сначала между собой, а затем с оригиналом. Такие грамматические диктанты предназначены для развития и совершенствования грамматических навыков, аудирования, говорения и письма.

Написание диктоглосса осуществляется в следующем порядке:

  • прослушивание короткого текста дважды с естественной скоростью;
  • письменные пометки, запись известных слов или фраз;
  • работа в небольших группах с целью восстановления текста общими усилиями;
  • написание каждой группой своего варианта текста, где особое внимание уделяется грамматически правильной передаче основного содержания, и не ставится цель точного воспроизведения оригинала;
  • сравнительный разбор представленных вариантов прослушанного текста, внесение исправлений или уточнений после совместного обсуждения.

При проведении занятий с использованием диктоглосса ученики получают возможность использования имеющегося у них грамматического материала на практике. Данный вид работы направлен на повышение эффективности использования языковых умений посредством сравнительного анализа и исправления созданных вариантов текстов. Более того, «грамматический диктант» способствует совершенствованию навыков устного восприятия и моментального конспектирования, что является необходимым универсальным учебным действием.

Эффективность проведения диктоглосса зависит во многом от подготовленности учащихся, их мотивации, психологического климата в учебном коллективе и, в значительной мере, от педагогического мастерства учителя, умения выбрать «правильный» текст. Диктоглосс значительно отличается от традиционных диктантов, но его использование является одним из эффективных интерактивных средств для развития умений аудирования, чтения, говорения и письма.

Учебник Spotlight, Unit 4 a “My family”, 5 класс. Текст учебника написан в форме дневника девочки, рассказывающей о своей семье. После того, как работа по тексту закончена, на следующем уроке проводится диктоглосс с целью закрепления лексических структур, глагола to be, Present Simple Работа проводится в парах. Учитель читает текст, ученики заполняют таблицу, затем пишут текст, проверяют записи друг друга, дополняют, затем зачитывают текст перед классом.

name

age

can

hobby

adjectives

Jessica

36

speak English

cook

clever, beautiful

 

 

 

 

 

Учебник Spotlight, Unit 6 “Newspapers”, 11 класс. (здесь приведен конкретный этап урока – написание диктоглосс)

Подготовка:

name

newspaper

Number/week

employment

TV/radio

entertainment

 

 

 

 

 

 

1. Разделите класс на группы, раздайте листы с таблицей для работы.

2. Каждая группа заполняет таблицу и возвращает лист учителю.

3. Обработайте результаты и сообщите ученикам.

Грамматика:

  • Present simple tense for general statements
  • Present modals: can and may

Vocabulary: treasure, to find out, forecast, real estate, entertainment, to wrap up.

Text

1. Yesterday's newspaper is worthless but today's is a treasure. 2. You can find out the news in your city or in the world. 3. You can also find out the daily weather forecast. 4. In addition, newspapers offer financial news, employment advertisements, real estate, special features (like food, health, and travel), entertainment, and TV and radio guides. 5. So, while tomorrow you may wrap up your rubbish in it, for today at least your daily newspaper is a mine of information.

2. Текст читается 2 раза, далее каждая группа пишет свой вариант текста, где особое внимание уделяется логичности изложения, грамматически правильному изложению. Здесь не требуется точного воспроизведения текста, необходимо применить и экстралингвистические знания.

Несмотря на несложный текст, этот вид работы требует от ученика знания лексики, грамматики, умения применить свои навыки в изложении. Это достигается не на одном уроке, а на целой серии уроков данного модуля.

Лексика – это центральная часть языка, которая является именующей, формирующей и передающей знания о каких-либо объектах, явлениях. Изучение лексики – неотъемлемая составляющая обучения иностранному языку, без которой его невозможно изучить. В связи с этим, корректная подача лексического материала ведет к успешному овладению знаниями, а разнообразие методов обучения позволяет сделать образовательный процесс более увлекательным. Активные методы и формы можно считать универсальными, интересными, увлекательными. Они помогают сделать урок динамичным, более насыщенным, создают позитивный эмоциональный настрой учащихся.

Список литературы

1.Бьюзен Т. Думайте эффективно. – Мн.: Попурри, 2009. – 96 с.

2. Баранова Н. А., Игнатенко Э. В. Диктоглосс как средство активизации речемыслительной деятельности учащихся на уроке английского языка// Научно-методический электронный журнал «Концепт». –2016. –No S12. –0,3п. л. –URL: http://e-koncept.ru/2016/76137.htm.

3.Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. Пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб.заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2005. – 336 с.

4. Коробейникова Л.Я. Диктоглосс как методический прием реализации комплексного подхода в развитии коммуникативных языковых компетенций.http://www.rusnauka.com/10._ENXXIV_2007/Philologia/21821.doc.htm

5. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991.

6. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций. – М.: Просвещение, 2002. – 239 с.

7. Английский язык. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ О.В.Афанасьева, Д.Дули, И.В.Михеева и др. – 5-е изд. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2017. – 244 с.

8. Английский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Ю.Е.Ваулина, Д.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс. – 7-е изд. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2016. – 164 с.

9. Wajnryb R. Grammar Dictation. - Oxford University Press, 1995. – 142 p.