Данный мастер-класс предназначен для всех, кто не стоит на месте, а постоянно находится в поиске инновационных технологий и внедряет их в наше Российское образование. Одной из таких инноваций является проектная деятельность, которая помогает подрастающему поколению видеть вокруг себя проблемы и достойно решать их, заставляя властные структуры обратить внимание на эти, выявленные подростками, под чутким руководством взрослых, проблемы. И помочь им в решении этих проблем. Но без помощи педагогов, без помощи взрослых, одним ребятам с этими проблемами не справиться. Этот мастер-класс в дальнейшем поможет Вам понять, насколько важна проектная деятельность, грамотно составить проект и представить его на любом уровне. Занятия проектной деятельностью в школьной жизни помогут ребятам в дальнейшем, когда они уже станут взрослыми.
Мастер-класс сначала покажет Вам действия учителя и учеников в заключительной фазе, чтобы у Вас был пример, чего можно добиться на уроке, а затем проследим все этапы работы с проектом.
Немного о проекте как методе обучения
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.
Сегодня мы поговорим об использовании проектной деятельности как одного из методов обучения, который побуждает ученика занять активную субъектную позицию, самостоятельно добывать, усваивать и применять новые знания и опыт, анализировать свою деятельность и ее результаты, формировать адекватную самооценку. Обязанность учителя – готовить всех учащихся к посильной для каждого, но обязательной активной познавательной деятельности.
Работа над проектом, как никакая другая школьная работа, позволяет реализовать многие личностные потребности учеников. Она дает возможность школьнику применить и нарастить не только свои академические знания, но и использовать свой собственный житейский опыт, заявить о себе как о неповторимой личности, продемонстрировать свои сильные стороны. Чаще всего доминируют потребности в коммуникации со сверстниками, в самопознании. Если дать максимальную самостоятельность, не отпуская на «самотек» работу, это дает возможность учащемуся занять свое место в классной иерархии, узнать границы своих возможностей, увидеть рост своей компетенции. Именно поэтому при правильной организации проектной деятельности в школе появляется возможность решать не только учебные, но и воспитательные задачи. Как любая индивидуальная работа, проектная деятельность дает возможность учитывать особенности каждого учащегося. Работа над проектом поможет развить недостающие навыки и умения. Причем промахи и ошибки будут заметны только самому автору и его руководителю, а удачная презентация позволит повысить самооценку, а возможно, и статус в классе.
Взаимодействие рождает совершенно новый тип отношений учителя и ученика – они становятся соратниками, занятыми одним общим делом. Причем активной стороной становится ребенок, он формулирует запрос к взрослому, как носителю необходимой информации и опыта.
Метод проектов можно рассматривать как учебно-производственный эксперимент, связывающий две стороны процесса познания. С одной стороны, оно является методом обучения, с другой – средством практического применения усвоенных знаний, умений.
Большинство авторов, дающих определение проекта, выделяют ряд характерных особенностей этого метода обучения. Прежде всего, это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы и которая должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения.
Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе работы и также становится средством решения проблемы.
Итак, выяснение исходной проблемы, формулирование цели и создание умозрительного образа проектного продукта – первые характерные особенности проекта.
Еще одно его свойство – предварительное планирование работы. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы, каждый из которых имеет промежуточные задачи, определить способы их решения, найти ресурсы для этого, разработать подробный график работы с указанием сроков реализации каждого этапа.
Осуществление плана работы над проектом, как правило, связано с изучением литературы, других источников, со сбором информации, возможно, с проведением различных исследований, анализом и обобщением полученных данных, формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способов ее решения.
Для воплощения найденного способа решения создается проектный продукт, который должен обладать определенными потребительскими свойствами, т.е. удовлетворять потребности любого человека, столкнувшегося с проблемой, решению которой и посвящена данная работа.
Проект обязательно должен иметь письменную часть – отчет о ходе работы. В нем описываются все этапы работы, начиная с определения проблемы проекта, все принимавшиеся решения с их обоснованием, все возникшие проблемы и способы их преодоления, анализируются собранная информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т.п., подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы работы.
Непременным условием является публичная защита проекта – своего рода презентация, в ходе которой автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации – важнейшая сторона работы, так как она предполагает рефлексивную оценку автором своего труда и приобретенного опыта.
Работа над проектом предполагает очень тесное взаимодействие ученика и учителя. В этой связи возникают две крайности: полностью предоставить учащегося самому себе или, наоборот, постоянно вмешиваясь, направляя, советуя - лишая, таким образом, ребенка инициативы в работе.
Педагогическая тонкость здесь заключается в том, что ребенок должен почувствовать, что проект – это его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных идей и замыслов. Ребенок должен видеть, что учитель с уважением относится к его точке зрения, даже если она не совпадает с точкой зрения учителя. Только совместная с учителем деятельность в ходе работы над проектом даст ученику возможность освоить новые знания, умения и навыки (предметные и общеучебные) и усовершенствовать уже имеющиеся.
Доминирующий метод нашего проекта – ролево-игровой.
Тип проекта – творческий.
Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.);
- договориться с группой или учителем о жанре,
- развивать проект в подчинение жанра конечного результата,
- стремиться получить творческий продукт,
- задать жесткую структуру не самого проекта, а его оформления
Наметим целевые установки данного мастер-класса:
- Практическая значимость метода проектов на уроках русского языка (для чего нужен проект?) Эта часть уже рассмотрена выше.
- Построение проекта и его подготовка при работе в группах.
- Правила работы в группах. (Утверждаются на уроке).
- Презентация проекта на уроке.
Прежде чем приступить к «разбору полетов», хотелось сделать своего рода лирическое отступление. Почему на уроки русского языка и математики идут с тяжелым сердцем, как в наказание? Ведь это очень важные, я сказала бы, основополагающие предметы! Все дело в том, КАК подается материал! А ведь можно и ТАК! Вот один из отзывов на урок по защите проекта.
«Русский язык – мой самый любимый предмет в школе. На уроках, кроме основной работы: диктантов, выполнения упражнений, сочинений и изложений – мы развиваем свои творческие способности, делая «шпаргалки» в рисунках, рваные тексты, презентации, чтобы закрепить пройденный материал, и не только. Недавно мы познакомились с новым видом работы – творческий проект, над которым мне было очень интересно работать – создание школы будущего. Впереди нас ждут еще новые проекты, новые виды творческих работ, но меня это наполняет не страхом, а ожиданием: мне понравилось работать в группе, и я уверена - у нас все получится!» (6А, Дмитриева Юлия)
А вот еще один отзыв, чтобы предыдущий был понятен.
«Рваный текст – задание для одноклассника, точнее, это несколько видов заданий по пройденным темам, дополненные рисунками, кроссвордами или цветной иллюстрацией, в которую «вписано» само задание. Такой вид домашней работы направлен на то, чтобы ученик, который делает эту карточку-задание, сам повторил пройденную тему, потому что, подбирая материал в учебнике, словаре, в художественном тексте, он вынужден это сделать. А тот, кому это задание попадется, оценит знания и творчество друга и проверит свои. И делать такие домашние задания, как рваный текст, гораздо интереснее. Почему он так назван? Потому что там, где нужно вставить орфограмму или знак препинания, стоит пробел. Иногда нужно по значению слова определить само слово, или наоборот. Мне понравился этот вид работы – заставляет думать! Но метод проектов мне понравился еще больше, он подружил нашу группу настолько, насколько это можно, мы сами не ожидали этого! Каждый старался внести в проект свою мысль, свои идеи, а они были разными. И мы узнавали друг друга снова, с другой стороны. Хочется еще раз окунуться в проектную групповую работу». (6А класс, Карабельникова Анастасия)
Именно такие отзывы заставляю учителя работать от души, внося в урок энергию творчества. Для этого иногда нужно перелопатить «тысячи тонн словесной руды» (Маяковский В.В. Поэзия). Но и такой отзыв нужно заработать. Уточняю: ради таких отзывов, ради любви детей к родному русскому языку с такой тщательностью продумываю построение урока. Метод проектов в этом – большое подспорье.
Данный спаренный урок является продолжением урока «Миссия Знания», на котором уже произошла разбивка класса на группы, проработка правил работы в группе. Урок прошел в форме путешествия – полета на экзопланету Земля-2.
Работают ВСЕ!
Задание №2 - ПРИ- или ПРЕ-? Выписать в строчку вставленные буквы.- 3 мин.
Пр_одолев трудности и пр_пятствия пр_ключения, мы пр_близились к пр_красной мечте - и пр_бываем в восторге от увиденного. Ребята пр_обрели опыт перехода через космическое пространство, нам это пр_годится.
Задание №3 - Привести по одному примеру способа образования слова. 3 мин
- Приставочный –
- Суффиксальный –
- Приставочно-суффиксальный –
- Сложение основ слов –
- Сложение слов –
- Переход из одной части речи в другую –
Задание № 4 – ДЗ - Защита своего проекта – 5-6 мин. Оценка соперника. Учитываются: цели и задачи школы, соответствие названия, комфортность, безопасность, здоровьесберегательные технологии и др. Обсуждаем вместе, отвечает один.
Задание 5. – Подведение итогов: что больше всего удалось, что затрудняло.
Ваши впечатления от урока и оценка собственной работы (каждого и в целом команды).
Домашнее задание: написать мини-сочинение – отзыв об уроке “Полёт в космос” (Что узнали, чему научились, чем смогли поделиться с землянами-2 и т.д.). Можно оформить на пол-листа А4, можно в рабочей тетради.
Для желающих – проиллюстрировать любой этап урока.
Аналитическая информация |
||
Обоснование целесообразности использования технологии АМО для: |
Урок по теме «Словообразование» Применение АМО содействует обобщению и систематизации изученного материала, занимательные задания, представленные в форме путешествия, формируют умение применять полученные знания в новой учебной задаче; весь ход урока и АМО направлены на развитие интереса к русскому языку как предмету школьного преподавания, игровая технология и групповая работа содействуют развитию памяти, внимания и сообразительности. |
|
Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия |
Ожидаемые результаты обучения: владение обучающимися знаниями по теме «Словообразование», умение ставить цели и решать творческие задачи, развивающие филологические способности обучающихся. |
|
Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения). |
В ходе урока с успехом реализовывался компетентностный подход в образовании, направленный на формирование ключевых компетентностей обучающихся: коммуникативной и учебно-познавательной. Использование в уроке слайдов формировало эмоциональность и эстетические чувства учащихся. Работа над темой в сочетании групповой и индивидуальной работы обеспечивала деятельностный подход в обучении. Смена видов деятельности, игровые ситуации обеспечивали элемент здоровьесберегающих технологий. |
|
Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО |
Повышение интереса к работе со словом, формирование культуры речи и творческой активности. За счёт применения АМО повышается уровень дивергентности мышления и эмпатии, а также формированию УУД и компетентностей, что способствовало реализации принципов ФГОС. |
|
Методическая ценность урока/занятия |
Практика новой технологии АМО |
|
Дополнительная информация |
||
Указание приложений к уроку/занятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы. |
Приложения: маршрутные листы, презентация «Миссия-2», видеоролик с физминуткой. |
|
Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок). |
Т.В. Лазарев. Образовательные технологии новых стандартов. Часть 1. Технология АМО. Петрозаводск. Verso.2012 |
|
Примечания автора/ов |
Этот АМО-урок может быть взят за основу для проведения уроков систематизации знаний по морфемике, при повторении какой-либо изученной части речи на уроках русского языка в 5-7 классе. Авторские АМО соответствуют типу комплексного урока обобщения и повторения изученной темы по морфемике и словообразованию. |
Фотографии с урока по защите проектов
Отзывы на проект «Школа будущего»
- Наконец-то все подготовки завершены, можно отправляться на Землю-2! Ученые уже создали новейшие корабли, способные переносить людей на сотни миллионов световых лет. В путь впервые отправляются школьники из разных уголков мира, чтобы познакомиться с жителями далекой планеты и самим поделиться своими знаниями.
Пожелаем нашим смельчакам удачи! (6Б класс, Косогор Максим) - Прозвенел звонок. Ученики телепортируются на урок изучения космоса. В кабинете нет парт в привычном смысле слова, ученики садятся в капсулы и включают мониторы. В классе по потолку движутся отражения планет и астероидов. На стенах-экранах сверкает наша галактика. Сегодня ребята готовятся к сочинению о Марсе, а потом отправятся к нему на звездолетах, чтобы изучить его вблизи.
Урок изучения космоса – самый любимый у школьников! (6Б класс, Стаценко София) - Групповая работа в команде очень эффективно отразилась на наших знаниях, а также научила нас работать в коллективе. (6А класс, Дмитриева Ю.)
- 23.11.2018г. нашей группой №1 6Б класса совместно с группами №2, 3 и 4 был осуществлен полет в космос на Землю-В условиях и с учетом территориальности космоса мы создавали проекты школ будущего.
Всем без исключения было интересно работать в своей группе, воплощая свои идеи. По завершении работы каждая группа защищала свой проект. По итогам защиты капитаны получили в подарок от землян-2 шариковые ручки, похожие на самих инопланетян! (6Б класс, Ананьева Ксения) - Школа мечты
У каждого ребенка наступает момент, когда он первый раз переступает порог школы. Как сделать так, чтобы детям хотелось приходить в школу каждый день? Как сделать ее интересной для каждого ученика? Как должна выглядеть школа мечты?
В каждой школе должен быть кинотеатр, в котором можно, оставшись после уроков, смотреть кинофильмы по программе или развивающие. Так же и буфет, в котором можно выбрать все, что ты любишь и хочешь, и оплатить эту покупку картой. Что было бы, если при школе был бы большой аквапарк с горками и бассейнами? Это было бы просто замечательно! Ведь плавать можно было бы даже зимой!
Самая главная прелесть школы – это знания, которые мы там получаем. Без наших учителей это было бы невозможно. Я бы хотела, чтобы наши учителя были требовательными, но добрыми! А помогали им в рутинной работе роботы, например, при проверке тетрадей, при проведении лабораторных работ.
Вот такой я вижу школу будущего. (Иваницкая Варвара, 6Б класс)
Урок давно закончен, а ребята все еще «живут» им, обсуждают, какой должна быть школа будущего… Наверное, это зависит и от нас, по крайней мере, на уроке.
Использованные источники
- Электронный сборник АНО ДПО «Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки «Мой университет» Образовательный портал «Мой университет», Присяжных Роза Мансуровна, Калмыкова Светлана Николаевна, Зеленин Олег Юрьевич, Гейм Людмила Георгиевна, Мастер-класс «Проект от А до Я». Методические рекомендации для педагогов, начинающих осваивать проектную деятельность. Петрозаводск, 2016.
- Приемы и формы работы, активизирующие деятельность учащихся на уроках русского языка. Борисова Светлана Геннадьевна. http://nsportal.ru
- Синицын В.А. Праздник творческого вдохновения, или Практическая методика развития детского речевого творчества. http://slovo.mosmetod.ru
- Материалы и фотографии с уроков автора статьи.