«Лишь человек, имеющий группу поддержки, доверия, принятия,
способен на полное самораскрытие и самовыражение.»
К.Роджерс
Актуальность проблемы
У каждого учителя есть свой путь создания оркестрового звучания в классе. Но никуда не уйти от острых вопросов, которые учитель должен задавать себе и ученикам. Требования к современному образованию заставляют меня задумываться над решением следующих вопросов. Как построить современный урок? Как сделать так, чтобы он вооружал учащихся не только знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызвало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, развивало творческое отношение к действительности? К сожалению, урок музыки сегодня, по-моему, мнению, не стоит на должном уровне с другими предметами. Многие учащиеся считают, что это не важный и не актуальный предмет. Дети без интереса слушают классическую музыку на уроке, не умеют рассуждать о ней. Дети враждебно реагируют на критику, не имеют выдержки, терпение из чего следует, что они совершенно не умеют работать коллективно.
Поэтому мне пришлось полностью изменить своё отношение к предмету, найти способы и методы, чтобы интерес у детей стал истинным, неподдельным и приносил не только радость, но и знания.
Я считаю использование групповых форм работы в школе актуальным и эффективным, так как они позволяют не только активизировать учебный процесс, но и создать творческую обстановку, при которой происходит совместная работа ученика с учениками, учителя с учениками, предусматривающая формирование коммуникативных навыков учащихся, осознанного отношения учебному процессу. Способность эффективно кооперироваться с другими людьми – составная часть гражданского образования, подготовки к жизни в демократическом обществе.
Я бы хотела указать несколько причин, определяющих актуальность исследуемой темы:
- плодотворное сотрудничество с другими участниками учебного процесса;
- способность эффективно кооперироваться с другими людьми является подготовкой к жизни в демократическом обществе;
- зона стабильного социального окружения, которое раньше помогало приобрести опыт группового взаимодействия в условиях самодеятельности детского коллектива, существенно сузилась. Навыки кооперации надо осваивать в школе;
- необходимо с первого класса воспитывать коммуникационную компетентность, умение выслушивать друзей и противников, убеждать словом, грамотно отстаивать свою точку зрения;
- высокая педагогическая эффективность надлежащим образом организованной групповой работы.
Условия возникновения опыта
Анализируя проблемы в системе художественно-эстетического образования, я выделяю ряд объективных и субъективных проблем, непосредственно связанных с обучением музыке на уроках:
- противоречие между постановкой глобальных задач духовного воспитания личности и минимизацией учебного времени (один час в неделю);
- снижение интереса к классическому искусству, с одной стороны, а с другой повышение интереса к массовой культуре, которая зачастую не отвечает образовательным и воспитательным целям обучения;
- сложные межличностные отношения, затрудняющие общение учащихся при выполнении творческих заданий и снижающие эффективность обучения;
- падение уровня чувственного восприятия искусства из-за интенсивной интеллектуальной деятельности учащихся (особенно на 5, 6 уроках);
- нестабильность эмоционального фона, вызванная изменениями, происходящими в подростковом возрасте.
Таким образом, перечисленные проблемы раскрывают сложную ситуацию в подходе к обучению музыке и усиливают необходимость поиска оптимальных путей для ее решения.
Самой приоритетной формой работы на уроке учащиеся считают групповую работу. По их мнению, именно в групповой работе развивается сотрудничество, умение работать в команде, стимулируется активная и осознанная деятельность.
Так возникла тема опыта: «Групповые формы работы как средство повышения познавательной активности на уроках музыки»
Ведущая педагогическая идея опыта
Данная идея состоит: в поиске такой организации совместной учебной деятельности учащихся, которая создавала бы наиболее благоприятные условия для включения каждого школьника в активную работу на уроке; в обеспечении развития творческой личности младшего школьника, способного к саморазвитию и самоанализу, на основе уважительного сотрудничества друг с другом, с педагогом.
Теоретическая база опыта
История возникновения групповых форм работы в учении и обучении теряется в глубокой древности. Уже в Талмуде говорилось, что для его верного изучения учащийся должен иметь партнера. Высказывания о пользе взаимного обучения можно найти у Квинтилиана и Сенеки. Ян Амос Каменский был уверен, что ученикам полезно учить своих товарищей и учиться у них. У ученых не вызывает сомнения, что групповая работа имеет огромное значение для стимулирования осознанной и активной деятельности учащихся, для формирования «коммуникации, без которой невозможны обмен и взаимопонимание в группе».
- фронтальная работа в классе, направленная на достижение общей цели;
- работа в парах;
- групповая работа;
- межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание);
- фронтально-коллективная деятельность.
Всем известно, что самый большой дефицит – дефицит человеческого общения. Групповая работа его компенсирует, делает урок более интересным, воспитывает у учащихся сознательное отношение к учебному труду. Это наиболее эффективная форма организации учебного процесса:
- во-первых, на уроке создается определенный эмоциональный настрой, при котором ребенок не боится высказывать свои мысли о чем-то незнакомом, неизвестном;
- во-вторых, дети успешнее овладевают малознакомыми действиями и знаниями именно при сотрудничестве со сверстниками;
- в-третьих, к детям приходит понимание своей значимости: «…мои знания необходимы всей группе для успешного выполнения задания»;
- в-четвертых, только сотрудничая в группе, ребенок учится оценивать объективно собственную работу т работу своих сверстников.
В группе каждый находит свою «психологическую нишу». Групповой метод формирует навыки общения, активизирует деятельность учащихся: тут уже не отсидеться, ученик неизбежно вовлекается в учебную работу.
Групповой метод предполагает разнообразные формы и виды работы:
- урок-дискуссия;
- урок-игра;
- урок-представление;
- урок-исследование;
- урок-отчет.
Различные структуры группового взаимодействия могут включать в себя одновременно или порознь различные формы взаимозависимости:
- по результату;
- по успеху;
- по задаче;
- по ресурсу;
- ролевую.
Технология опыта
Цели:
- развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через организацию групповых форм работы;
- создание на уроках условий для совместных коллективных действий учащихся, формирующих коммуникативные навыки каждого ученика;
- развитие творческих способностей, музыкального слуха, памяти, чувства ритма.
Задачи:
Образовательные:
- прививать учащимся интерес к познанию нового;
- способствовать расширению кругозора учащихся через использование дополнительных источников по предмету;
- способствовать процессу овладения умениями слушать, исполнять, анализировать, сравнивать, обобщать.
Развивающие:
- развивать слушательскую культуру, музыкальный слух, творческую фантазию;
- способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроках;
- активизировать творческую деятельность учащихся;
Воспитательные:
- способствовать развитию коммуникативных навыков, умения слушать других людей;
- воспитывать самоорганизацию, тактичность ведения дискуссий, личную ответственность за общее дело;
- формировать межличностные отношения в творческом коллективе.
Прогнозируемый результат:
- решение поставленных задач через организацию групповых форм работы;
- повышение уровня развития учащихся;
- активизация учебной деятельности учащихся на уроках;
- развитие способности кратко и четко выражать свои мысли;
- создание комфортного микроклимата на уроке.
Содержание образования
Мой опыт работы в школе позволил мне сделать вывод, что в использовании групповых форм работ необходима система, так как эпизодический характер данных видов работ не позволяет лучше освоить материал и дальше его помнить. В своей практике я достаточно часто использую групповую, парную и коллективную формы обучения, поскольку они до сих пор несут в себе черты инновационного обучения - самостоятельное «добывание» учащимися знаний в результате организации поисковой деятельности, создают ученику ситуацию успеха, активности, способствуют повышению учебной мотивации, развитию творческих способностей. Моим ученикам работа в группах очень нравится, думаю, что их отношение вполне осознанное.
Групповая форма обучения есть способ организации совместной деятельности учащихся в малых группах при опосредованном руководстве и в сотрудничестве с учителем. Суть групповой работы выражается в наличии непосредственного взаимодействия между учащимися; учитель взаимодействует не с каждым учеником в отдельности, а с группой учащихся: предъявляет ей задание, контролирует и оценивает работу в целом. Внутри же группы по отношению к каждому ученику все эти функции выполняют сами учащиеся.
Главная задача учителя – воспитать активную, творчески мыслящую личность. Поэтому, рассмотрев социальные потребности у учащихся, пришла к выводу, что в целях стимулирования активной и осознанной деятельности учащихся нужно создавать такие условия, чтобы их учебная деятельность опиралась на следующие аспекты:
- принадлежать к коллективу;
- чувствовать свою значимость;
- самостоятельно достигать успеха;
- стремиться к самореализации «Я»;
- видеть в окружающих друзей и помощников.
Организация учебно-воспитательного процесса
Групповую форму работы я применяю уже с 1 класса, конечно, дозировано, с чётким инструктажем и соответственно возрастными особенностями детей, согласно программному материалу. Принцип формы заключается в том, что весь класс делится на 3-4 группы. В каждой группе по 6-8 человек. Допускается, что учащиеся комплектуют группы по интересам и симпатиям. На каждую группу учитель выдаёт оценочный лист. Учащиеся выбирают своего руководителя (проходит голосование быстро и демократично). Каждый руководитель обычно выбирается из лидеров или учащихся с хорошими показателями в учёбе. Задача руководителей состоит в том, чтобы своевременно фиксировать правильные отчеты учащихся «+» напротив фамилии в графах. Таким образом, отслеживается эффективность работы каждого ученика. Помимо того, что учащиеся соревнуются за большее количество «+», которые влияют на оценку в конце урока, а также помогают учителю выявить малоактивных учащихся, которым необходимо уделять больше времени, давать индивидуальные задания, дополнительно побуждать их ответы и поощрять за выступления. Помимо оценки каждого учащегося, группы соревнуются между командами и получают баллы за правильные ответы. Полученные баллы фиксируются на доске учителем (при начальной форме работы по группам). В оценочном листе руководители групп могут самостоятельно выставлять баллы, но только когда учитель понимает объективность выставленных баллов. В конце каждого урока совместно команды подсчитывают общие баллы, заработанные в процессе урока, группы получают свои места: 1, 2, 3, которые фиксируются на оценочном листе, учитель фиксирует итоги своей подписью. В зависимости от полученных мест, команды получают оценки, которые предварительно обсуждаются и выставляются в группах, обсуждаются учителем и после выставляются в классный журнал (не более 3 минут времени на всё). По количеству заработанных «+» выявляется самый музыкальный ученик (фиксируется в листке). В конце каждой четверти выбирается лучшая команда.
Примерные задания по музыке для работы в группах:
Задание «Ходит песенка по кругу»
Цель: развитие музыкального слуха, ритма, памяти на основе исполнения знакомых песен, изученных ранее, воспитание интереса к музыке. Задание направлено на формирование умений взаимодействовать в процессе творческого исполнения.
Возраст: 9–14 лет.
Учебные дисциплины: музыка.
Форма выполнения задания: работа в группах.
Этапы проведения:
1. Пение известных песен по кругу (по группам).
2. Учащиеся рассаживаются по командам в круговом направлении, и каждый запевает песню по предлагаемому заданию. Команда получает максимально 3 балла, за быстроту выполнения задания, чёткость и правильность исполнения песни.
Задания:
а) спеть песню, припев или куплет которой начинается на слово:
- «Во»
- «Пусть»
- «Я»
б) спеть песню, где есть числительные.
в) спеть песню, где есть мужские, женские имена.
3. Учитель направляет деятельность детей, при невыполнении условий задания указывает на нарушение.
4. Подведение итогов по набранным баллам.
Задание «Юный музыкант»
Цель: формирование умения проводить теоретическое исследование на материале анализа музыкальных героев, с использованием знакомых музыкальных инструментов.
Возраст: 8–11 лет.
Учебные дисциплины: музыка.
Форма выполнения задания: работа в группах по 5—8 человек.
Описание задания: учащимся предлагается провести самостоятельную работу по распределению ролей, после прослушивания музыкальных фрагментов.
Этапы проведения:
1. Формулирование задачи учителем.
2. Систематизация ранее полученных знаний:
- Кто из композиторов является «Сказочником», почему? (Н.А.Римский-Корсаков, написал много музыкальных сказок). Какие оперы вы можете назвать, созданные по известным сказкам?
- Распределите героев сказки с номерами музыкальных фрагментов?
- Какой бы музыкальный инструмент подошёл бы для изображения характера зайца, медведя?
3. Инструктаж и изложение задачи учителем.
4. Выдача иллюстраций по теме урока (по 3-5 иллюстрации на группу)
5. Самостоятельная работа учащихся в группах.
6. Слушание музыкальных фрагментов.
7. Оценивание по 3- х балльной шкале.
8. Совместный анализ.
Задание «Сочиняем сказку»
Цель: развитие музыкального воображения на основе овладения приёмом сочинения оригинального текста, формирование интереса к фольклору и музыке.
Возраст: 9–14 лет.
Учебные дисциплины: музыка.
Форма выполнения задания: работа в группах.
Описание задания: учащимся предлагается на основе опорных слов создать оригинальный текст художественного типа (сказку). Сказка создаётся в группах в результате совместного обсуждения и затем представляется классу. Для создания мотивации можно использовать приём организации соревнования между группами-командами.
Этапы проведения:
1. Учащимся предлагается сочинить сказку с использованием двух произвольно и независимо друг от друга взятых слов (слова должны быть связанные с музыкой: мажор, скрипичный ключ; мюзикл, квартет; контрабас, минор).
2. Двум детям (по желанию) предлагается произнести любое слово (из музыкальных терминов) так, чтобы его никто не слышал, кроме учителя.
3. Затем эти два слова учитель записывает на доске, и ученики по группам сочиняют истории, в которых эти два слова, обозначающие предмет или понятие, были бы связаны общим смыслом и играли главную роль.
4. Каждая группа сочиняет свою сказку и потом представляет её всему классу. Учитель выполняет организующую функцию и стимулирует активность детей.
5. Сказка оценивается общим открытым (3-х балльным) голосованием учащихся.
Задание «Логические цепочки»
Цель: развитие музыкального воображения, памяти, формирование интереса к музыке.
Возраст: 9–14 лет.
Учебные дисциплины: музыка.
Форма выполнения задания: работа в группах.
Описание задания: учащимся предлагается определить о каком произведении, композиторе идёт речь по логической цепочке.
Этапы проведения:
1. Каждая группа получает на обсуждение «цепочку», если отвечает сразу и правильно, то получает 3 балла максимально.
2. примеры цепочек:
- С.С. Прокофьев, 1242 год, Ледовое побоище, хор «Вставайте, люди русские»
- Тар, кувички, саз, колокольчики
- Канты, коломыйка, заклички
- Краковяк, кадриль, трепак
- Бобыль и бобылиха, Мизгирь, Купава, леший, Лель.
Задание «Узнай и спой песню по рисунку»
Цель: развитие творческого и музыкального воображения, памяти, слуха, ритма, формирование интереса к музыке.
Возраст: 9—14 лет.
Учебные дисциплины: музыка.
Форма выполнения задания: работа в группах.
Описание задания: учащимся предлагается по рисункам спеть песню своей командой.
Этапы проведения:
По заранее подготовленным рисункам (см. Приложение с фото) 1. каждая команда должна вспомнить песню (за 30 секунд отведённого времени). Исполнить один куплет песни или припев совместно с командой.
2. Оценивание исполнения по 3-х балльной системе.
3. Итоги подводятся в конце по командам, по количеству набранных баллов.
Организация работы в группах
1. «Круглый стол». Члены группы поочередно высказываются.
2. Обсуждение по кругу. Члены группы высказываются в заранее установленном порядке (например, по часовой стрелке).
3. «Трехшаговое интервью». Работа в парах: один интервьюирует другого (затем меняются).
4. «1-2-Все». Каждый работает над подготовкой материала самостоятельно, все обсуждают, готовят итоговый вариант материала.
5.«Номера». Учитель устанавливает порядок нумерации учащихся в группе, затем вызывает нужный номер для ответа.
6.«Мозайка». Вся работа разделена между исполнителями с последующей сборкой результатов.
Таким образом, данная работа показала, что, сотрудничая друг с другом, дети осваивают задания гораздо более эффективно, чем сотрудничая со взрослыми. Ребята, выполняя свою часть работы, чувствуют ответственность не только за себя, но и за своего соседа, им интересно работать сообща друг с другом. А это главное!
В результате правильно организованная групповая работа имеет ряд преимуществ:
- повышение уровня осмысления материала;
- рост числа нестандартных решений;
- перенос знаний и умений, приобретенных в группах, в ситуацию индивидуальной работы школьников;
- позитивное отношение к изучаемому материалу;
- готовность не отвлекаться от решаемой задачи.
Итак, учение – не только личный, но и групповой процесс.
Диапазон опыта
Диапазон опыта по использованию групповой работы очень широк. Это и отдельные педагогические ситуации, и система уроков с использованием данных видов работы, и внеклассная работа.
Приемы стимулирования
- cоздание ситуации успеха;
- проявление доверия и толерантности в учебных действиях;
- учет личностных особенностей учащихся;
- стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора вида задания, формы его выполнения;
- создание условий для осознанной, активной деятельности школьников.
Результативность опыта
Результативность изложенного опыта доказывает, что использование групповых форм организации учебно-воспитательного процесса на уроке положительно сказывается на развитии активной и осознанной деятельности школьников. При такой организации учебного процесса:
- повышается мотивация обучения;
- формируются коллективистские отношения;
- происходит общее развитие личности; формируется познавательная самостоятельность, воля, внимание, наблюдательность, различные виды памяти, воображение;
- уровень правильности и быстроты выполнения заданий при коллективной работе выше, чем при фронтальной работе;
- общение в группах содействует обмену опытом и знаниями.
Анализируя специальные тесты для учащихся, можно проследить динамику роста развития умения слышать, слушать, анализировать, умения общаться.
Родители к новым формам обучения относятся положительно, так как дети дома с удовольствием делятся впечатлениями от уроков, с удовольствием выполняют домашнюю работу. Вырос уровень познавательной активности учащихся, осознанной творческой деятельности в учебном процессе.
Я пришла к выводу, что коллективная форма обучения более эффективная в системе развивающего обучения, так как:
- выросла активность учащихся на уроке;
- появился интерес к знаниям, способам приобретения знаний, интерес к творчеству, дополнительным источникам знаний;
- изменилась эмоциональная атмосфера в классе: ребята стали активнее, добрее, с пониманием относиться друг к другу; стали предлагать помощь нуждающимся одноклассникам.
Результаты моего опыта работы по данной проблеме обсуждались на заседаниях школьного методического объединения учителей эстетического цикла, я давала «открытые уроки» и мастер-классы на муниципальном и региональном уровнях.
Таким образом, можно сделать выводы: в коллективной форме обучения помимо развития музыкальной грамотности, происходит положительный эмоционально-нравственный отклик учащихся на уроки музыки, повышается эффективность уроков. Групповая форма работы призвана не только пробудить неподдельный интерес учащихся к музыке, но и создать условия для духовной «самореализации личности» и средствами искусства в школьнике «Сформировать человека и гражданина», обеспечить «адекватный мировому уровень» музыкального образования, интегрировать» личность школьника в национальную и мировую культуру (закон РФ «Об образовании»).
Список литературы
1. А.А.Леонтьев Сборник «Школа 2000…, М.1997 статья «Педагогика здравого смысла», - с. 2-3.
2. И.А. Перфильева «Через игру на уроках музыки – к познанию эстетической сущности человека» Москва-Самара 1996, с. 12-13.
3. Д.Б. Эльконин «Психология игры» М. 1978, с. 23-25.
4. Васильченко П.А. Обучение на коллективной и индивидуальной основе. //Начальная школа. – 1993. - №4.
5. Давыдов В.В. Виды общения в обучении. – М., 1983.
6. Дьяченко В.К., Попов А.И. Организация коллективных учебных занятий. //Начальная школа. – 1990. - №1.
7. Занков Л.В. Беседы с учителем. – М., 1970.
8. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1990.
9. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников. – М.: Педагогика, 1985..
10. Котов В.В. Организация на уроках коллективной деятельности учащихся. – Рязань, 1977.
11. Полякова А.В. Особенности учебника для начальных классов в условиях развивающего обучения. – М., 1995.
12. Уварова А.Ю. Кооперация в обучении.