Трудности обучения письма младшего школьника

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Обучение письму, как и сто лет назад, не потеряли своей актуальности и в наши дни! Очень мало внимания уделяется проблеме обучения письму младших школьников и трудностям, возникающим на этапе формирования навыка письма. Между тем на сегодняшний день имеет место объективное увеличение числа детей, испытывающих значительные трудности при овладении письма.

Современные шрифты рассчитаны на безнажимное письмо, не содержит волосных линий, упрощено начертание многих букв, что способствует различение букв при чтении и письме. Новые штрихи, основываются на ритмических движениях руки при письме. Очень важное свойство современного письма - его безотрывность.

Самые распространенные методы обучения письма: копировальный, линейный, генетический, ритмический, метод Карстера.

Копировальный метод заключается в обведении букв. Чаще всего учитель пишет простым карандашом. Умелое применение этого способа может дать определенный эффект, как при обучении письму отдельных букв, так и при исправлении почерка во II–IV классах.

В основе линейного метода лежит шрифтовый подход высоты и ширины букв и ее частей. Графическая сетка применялась в XIX веке. Этот метод не оправдал себя.

Генетический метод заключается в том, что сначала изучаются более простые с точки зрения графические буквы, а затем все более сложные. В обучении письму этот способ применялся Пестолоции. Перенесенный в русскую школу, способ этот стали применять уже после того, как дети научаться писать все буквы, то есть после букварного периода.

Ритмический (тактический) метод - это письмо под счет, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме. Один минус, при длительном и постоянном применении такого способа дети быстро устают.

Метод Карстера заключается в прописывании специальных упражнениях для развития движения руки: пальцев, кисти, предплечья. Этот метод предусматривает письмо в крупном плане. Система упражнений Карстера больше для взрослых при выработке скорости или исправление почерка, отдельные элементы успешно используются и для обучения детей.

В практике широкого обучения ни один из рассмотренных методов в качестве единственного себя не оправдал. Наилучшие результаты всегда достигались путем разумного сочетания этих способов на определенных этапах обучения письму.

Говоря о необходимости более внимательного отношения к проблеме обучения младших школьников письму, следует отметить ряд факторов, которые еще больше ее усложняют, делают особо актуальной в наши дни.

  1. «Изменился психический соматический и речевой статус детей, поступающих в школу, увеличился поток учащихся с нерезко выраженными недостатками слуха, зрения, недостаточным уровня развития познавательной деятельности, высших психических функций».
  2. «Нынешним первоклассникам свойственен синкретизм (слитность), нерасчленённость мышления, низкий уровень развития анализа и синтеза».
  3. Увеличилось количество двуязычных детей (билингвистов).
  4. Завышение требований к детям, поступающим в 1 класс, привело к форсированному обучению дошкольников чтению и письму (отсюда вытекающие - неправильное положение ручки, карандаша при написании, печатании букв.
  5. При многообразии систем и программ обучения младших школьников не всегда правильный их выбор для конкретного ребенка. Без учета его индивидуальных особенностей.
  6. Внедрение интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Все это усложняет процесс обучения вообще и в частности обучения письма. Даже опытные учителя с хорошей общедидактической подготовкой не в состоянии помочь учащимся преодолеть трудности при овладении навыками письма. В дальнейшем, в последующих классах такое письмо усложняет проверку выполненных работ обучающимся. Многократное обведение букв с нижним соединением приводит к тому, что приходиться только догадываться: это А или О и другие… Как найти решение этой проблемы? Ответ один: пересмотреть место обучения работы с карандашом, затем ручкой в детском саду, обучения письму в практике школьного и дошкольного образования в педагогических учебных заведениях. Необходимо вооружить не только учителя, но и воспитателя детского сада знаниями о навыках письма и факторов его усложняющих. Первый навык правильного держания карандаша, а затем и ручки дает воспитатель в детском саду. От этого будет зависеть дальнейшее обучение, как рисования так и написания. Сложно переучивать, а порой и бессмысленно это делать в первом классе.

Необходимо не только создание условий для нормального формирования навыков письма , но и знания о трудностях, и о способах профилактики данных трудностей.

Использованная литература

  1. Нечаева Н.В. Обучение грамоте: Методические пояснения к Азбуке и рабочая тетрадь по чтению, (система 1–4). М.: Центр общего развития, 1999. 79с.
  2. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем детей читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и коррекции письма. М.: АРКТИ, 2007, 360 с.
  3. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего учителя? М.: Просвещение, 1991. 176с.
  4. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. Пос. для студентов высш.пед. учеб. Заведений / М.Р. Львов, В.Г.Горецкий, О.В.Сосновская. М.: Академия, 2000, 464 с.
  5. Ястребова А.В. Бессонова Т.П. Обучаем детей читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей – логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. М.: АРКТИ, 2007, 360с.