Современные требования к урокам русского языка и литературы достаточно высоки. Учитель должен не просто давать знания, а учить детей получать эти знания, стимулируя «к учению с увлечением».
В условиях обширного информационного пространства современности ученика очень трудно мотивировать к познавательной деятельности. На мой взгляд, это связано с недостаточным уровнем развития мышления и, прежде всего, критического. А это очень важно. Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определиться с приоритетами в личной и профессиональной жизни. Критическое мышление повышает уровень культуры работы с информацией. Формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них. Позволяет развивать культуру общения и совместной деятельности. Т.е. умение критически мыслить повышает шансы на успех. А вся наша деятельность в школе направлена на воспитание успешной личности.
Технология развития критического мышления на уроках литературы направлена на то, чтобы заинтересовать ребенка, пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.
Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов - осмысление - рефлексия. Практически на любом уроке можно обращаться к технологии развития критического мышления и работать с учениками любого возраста.
Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме, вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности, сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы. На стадии вызова еще до знакомства с текстом (под текстом понимается и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал) ученик начинает размышлять по поводу конкретного материала. На первом этапе определяется цель.
Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить ее, искать ответы на вопросы, поставленные в первой части. На стадии осмысления происходит непосредственная работа с текстом - чтение, которое сопровождается действиями ученика: маркировкой с использованием значков, составлением таблиц. В результате этого ученики получают новую информацию, соотносят новые и имеющиеся знания, систематизируют полученные данные.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является обобщение полученной информации, присвоение нового знания, формирование у каждого собственного отношения к изучаемому материалу. На стадии рефлексии происходит обобщение информации, возрастает роль письма. Письмо помогает не только разобраться в материале и поразмышлять, но и высказать новые гипотезы.
Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. Чтение и письмо — те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию. Следовательно, необходимо научить школьников эффективно читать и писать. Речь идет о вдумчивом, продуктивном чтении, в процессе которого информация подвергается анализу. Тексту отводится главная роль: его читают, пересказывают, анализируют, интерпретируют, сочиняют.
В стадии вызова используем «мозговой штурм». На стадии осмысления можно выбрать метод чтения с остановками, можно провести небольшую исследовательскую работу. На стадии рефлексии готовимся писать эссе.
Хочу поделиться опытом прочтения с восьмиклассниками рассказа М.Зощенко «История болезни». Произведение детям не было знакомо, читали его в классе. Среди приёмов использования технологии критического мышления есть такой, как «чтение с остановками». Это чтение со стремлением многое замечать, делать читательские открытия, осмысливать путь к умению, видеть мастерство писателя. При беглом чтении дети не понимают его содержание. Только «чтение с остановками» помогает понять глубину рассказа. С учащимися этого класса работаю первый год. Не секрет, что дети не читают. Сотворчество способствует преодолению трудностей в учёбе.
Сначала на доске и в тетрадях написала слово «смех». Задание классу:
- Запишите ассоциативный ряд к этому слову.
- При чтении подчеркивайте слова, которые записали и ваши одноклассники. Можно также дописывать те слова, которые считаете «вашими», но которые не сразу пришли в голову.
На экране можно показать фотографии смеющихся от души людей.
- Что обычно вызывает смех?
Актуализация:
Комическое – это средство раскрытия жизненных противоречий через осмеяние. В основе комического – несоответствие норме.
Виды комического: юмор, ирония, сатира (показываем в виде схемы)
- Посмотрите на определения и соотнесите эти понятия с ними:
Добрый смех, незлобная насмешка – это…
Скрытая насмешка, создание комического эффекта от намеренного употребления слов со значением, противоположным тому, что желает сказать автор – это….
Изобличение и гневное осмеяние того, что противоречит нравственным законам – это…
Язвительная насмешка, едкая издевка – это…
- Тема нашего урока: «Средства создания комического в рассказе М.М.Зощенко "История болезни"». Обратимся к нашему рассказу. Считаете ли удачным название рассказа? Почему?
- Ожидаемое содержание (время, место, сюжет) рассказа с таким названием.
Следя за развитием каких-то событий, мы иногда говорим: «Этого я не ожидал!» Мы будем читать рассказ по частям, «с остановками», и посмотрим, к каким писателям относится М.Зощенко - к тем, мысль которых предугадать легко, или к тем, кто умеет заинтересовать, а то и ошеломить читателя неожиданными поворотами сюжета.
Произведение делится учителем на 3-4 части. Читает заранее подготовленный ученик. После прочтения первой части проводим беседу.
- Было ли начало неожиданным?
- Ваш прогноз? Что будет происходить дальше?
Беседуем после чтения каждой части.
- Каков будет финал рассказа?
- Тема нашего урока: «Средства создания комического в рассказе». Какие ассоциации возникают у человека при слове «болезнь»?
- А что вызвало ваш смех после прочтения рассказа, что показалось смешным?
- Как же можно в одном рассказе сочетать комическое и трагическое?
С помощью каких средств удается писателю заставить читателей улыбаться, смеяться? Вы можете ответить на этот вопрос?
Чтобы ответить на поставленные вопросы, проведем небольшое исследование, поработаем в группах, где у каждого из вас будет своя определенная роль.
Вопросы для каждого из членов группы (распределяются по желанию):
I. Выпишите фразы, предложения, словосочетания, характеризующие деятельность медицинского персонала больницы.
Например: плакат: «Выдача трупов от 3-х до 4-х»
Выпишите данные слова и фразы. Прикрепите результат вашей работы на общий лист, посмотрите, какие средства преобладают в вашем отрывке. Подготовьте учащегося, который представит результаты совместной работы.
(Только больного привезли, записывают его в книгу; на стене: выдача трупов от 3-х до 4-х; если, говорит, вы поправитесь, что вряд ли, тогда и критикуйте; а не то мы… от 3-х до 4-х выдадим вас в виде того, что тут написано, вот тогда будете знать; и то ему, нахалу, не нравится, и это ему нехорошо;наверно, вы не выздоровеете, что во все нос суете; первый раз вижу такого привередливого больного; я больше люблю, когда к нам больные поступают в бессознательном состоянии; у них маленькие больные, как правило, в больших рубахах, а большие – в маленьких; может быть, вы прикажете положить в отдельную палату и приставить к вам часового, чтоб от вас мух и блох отгонять; мы вас специально положили возле открытого окна, и то вы неожиданно стали поправляться; у нас тут некоторые выздоровевшие по три недели не выписываются, и то они терпят; из больницы пришло извещение «По получении сего срочно явитесь за телом вашего мужа)
II. Проанализируйте речь героев в данном отрывке. Выпишите просторечные, разговорные слова, слова-паразиты, пословицы, фразеологизмы.
Например: хворать, дома и солома едома.
Подготовьте учащегося, который представит результаты совместной работы.
(Просторечные слова: хворать, торчит голова, всех распатроню, шляются, прихворнули, поднимаете тарарам; фразеологизмы: на волоске висит, во все нос суете, видит как сквозь сито, поднял крик, с ног сбился; слова-паразиты: конечно, слов нет, в общем, как говорится; поговорки: дома и солома едома, не лошадь, чтоб меня обмывать)
III. Выпишите слова высокого стиля, канцеляризмы. Например: предпочитаю, воззвание, тогда и критикуйте.
Прикрепите результат вашей работы на общий лист. Подготовьте учащегося, который представит результаты совместной работы.
(высокие слова: воззвание, предпочитаю, морально унижало человеческое достоинство, речи слушать, не доставляет интерес; канцеляризмы: калорийность пищи более предусмотрена, в моем организме, обмывочный пункт, началось движение жён больных, наводит самокритику, претензия)
IV. Обратите внимание на синтаксис, используемый автором в данном отрывке. Определите, какие предложения преобладают: простые или сложные, короткие или длинные? Выпишите эти короткие фразы. Посмотрите, есть ли вводные слова и словосочетания. Выпишите такие слова. (Вводные слова: и тут сестричка подскочила, как говорится, в общем, наверное, говорю; обращения: больной, собаки, гражданин; односоставные предложения)
Каждая группа вывешивает свои сводные таблицы, комментирует выбор средств и делает вывод: к какому типу комического можно отнести рассказ М.М.Зощенко.
– Подтверждение правильности сделанных выводов (просмотр видеозаписи, где сам Зощенко говорит о своем языке).
"Я почти ничего не искажаю. Я пишу на том языке, на котором сейчас говорит и думает улица". В этом проявилось новаторство Зощенко-сатирика.
– Подведение к составлению общей схемы: какие средства в рассказе помогают создать комическую ситуацию?
Итак, получаем следующую схему: Средства комического: 1) несоответствие ситуации; 2) смешение стилей языка; 3) использование коротких фраз; 4) несуразица, мимика, жесты.
Подведение итогов. Рефлексия
– Проанализировав средства создания комического в рассказе, давайте ответим на вопросы:
– Что или кого высмеивает Зощенко в этом рассказе?
– О какой болезни идет речь?
– Можем мы теперь определить: что использовал Зощенко в своем рассказе: юмор, иронию или сатиру?
Следующий этап работы – создание эссе. Задание можно дать на дом.
Модель написания эссе:
- Р – роль (То есть, от чьего имени вы будете писать?)
- А – аудитория (Кому вы будете писать?)
- Ф – в какой форме вы будете писать (эссе)
- Т – тема (На чем будет сосредоточен ваш текст? Какова его основная идея?)
Технология развития критического мышления через чтение и письмо помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе и тем самым повысить эффективность занятий.