1. Организационный этап. 1-2 мин
- Здравствуйте, дети! Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.
Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.
- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
2 Актуализация знаний. 5 мин
Игра «я знаю - я хочу узнать!»
На доске закреплены понятия. Дети делят их на 2 столбика (1-я знаю, 2-я хочу узнать)
Понятия: Экология, «вторая природа», биосфера, естественное загрязнение, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, смог, исчерпаемые ресурсы, промышленное загрязнение, бытовые отходы, экологическая мораль, человеческое отношение к природе, последствия безответственности, правила экологической морали.
3. Мотивация учебной детальности учащихся, постановка цели и задач урока. 5 мин
Слайд 2
Показ видеоролика.
Вопрос: ребята, о чем сегодня на уроке пойдет речь, и предложите, как можно сформулировать тему урока?
Обучающиеся отвечают на вопрос и предлагают варианты названия темы урока. Выслушав ответы, формулируем тему урока «Охранять природу - значит, охранять жизнь.»
4. Первичное усвоение новых знаний 20 мин.
Слайд 3
План изучения нового материала
1. Что значит относиться к природе по-человечески.
2. Тяжёлые последствия безответственности.
3. Экологическая мораль.
1. Что значит относиться к природе по-человечески?
В мире, где все взаимосвязано исчезновение одного вида ведет к исчезновению нескольких других, что в конечном итоге, неизбежно отразиться на человеке. Посмотрите на пример слайд4
Задание 1. Опираясь на свои знания и наблюдения, составьте свою логическую схему, показывающую последствия уничтожения одного конкретного вида растений или животных. (результат проверяется у нескольких учеников)
Давайте попробуем разобраться, что такое Экосистема (мозговой штурм, все предположения выносятся на доску, впоследствии формируется определение)
Экосистема - функциональное единство живых организмов и среды их обитания.
Предлагаю вам рассмотреть пример одной семьи биологов.
Работа с учебником. (работа в группе 4 человека) стр. 132-133 учебника текст: Вдалеке от больших дорог и поселений, в глубине тверских лесов, живёт одна замечательная семья. Её окружает дикая природа. И почти полная тишина. Разговаривают люди шёпотом, но чаще - жестами. На их руках почти всегда перчатки, а лица скрыты капюшонами. Не подумай, что это охотники или монахи-отшельники. Нет, это известные учёные-биологи Пажитновы - муж и жена, а помогает им их сын. Они работают на государственной биостанции «Чистый лес». Их задача - спасать новорождённых медвежат. К сожалению, в лесу часто случаются трагедии: мать-медведица гибнет на охоте или её губит пуля браконьера. Остаются обречённые на смерть малыши. Спасти их могут только эти люди. И они подбирают, день и ночь выкармливают и выхаживают ещё слепых медвежат не хуже родной матери. А через некоторое время их, окрепших и повзрослевших, отпускают обратно в лес. Работа Пажитновых требует терпения, осторожности, изобретательности. Ведь нужно сделать так, чтобы медвежата не привыкали к людям, даже не увидели их лиц. Расставшись с биологами, звери должны стать полностью самостоятельными, иначе в естественных условиях они не выживут.
2. Обсуждение рассказа о жизни семьи учёных-биологов Пажитновых по вопросам
ВОПРОСЫ:
- Семья Пажитновых. Кто они такие?
- Где живёт семья Пажитновых?
- Как ведут себя на природе?
- Где работают Пажитновы?
- Чем занимаются Пажитновы?
- Почему Пажитновы ведут такой образ жизни?
Постарайтесь объяснить, что же побуждает учёных вести столь непростой образ жизни.
Задание 2. Работа в парах. Составить письменно словесный портрет ответственного человека, заполните таблицу, выбрав из представленного перечня качества, подходящие под данное определение:
Добрый, бессердечный, неравнодушный, заботливый, эгоист, равнодушный, злой, бережливый, сердобольный, глупый. (раздаточный материал)
Ответственный человек
Качества |
Поступки |
1.
|
1.
|
Задание №3. Составить письменно словесный портрет безответственного человека, заполнив таблицу:
Безответственный человек
Качества |
Поступки |
1.
|
1.
|
Проверка по эталону. Слайд 5
Давайте раскроем смысл понятия - ответственность с помощью кластера.
Кластер на доске. Формируем определение.
Ответственность - это обязанность человека отвечать за свои поступки и действия, а так же их последствия.
Подумайте, к чему может привести безответственное отношение к природе?
(Экологические проблемы, примеры)
Приводим 5 основных экологических проблем:
Глобальное потепление, разрушение озонового слоя, загрязнение мирового океана, загрязнение воздуха, недостаток питьевой воды. слайд 6
3. Экологическая мораль
Задание 4. Прочитайте материал учебника на стр. 136-137 и заполните схему.
Люди издавна по-разному относятся к природе. Есть сторонники господства над ней. Они считают, что человек - царь и властелин природы и может распоряжаться её богатствами, как ему заблагорассудится. А ещё они любят повторять, что природа враждебна и равнодушна к людям. Чтобы она служила человеку, её нужно постоянно покорять, заставлять работать на себя. А моральные правила существуют только для людей и на природу не распространяются. Но есть и другие люди - сторонники сотрудничества с природой. Они считают человека частью природы и абсолютно не согласны с тем, что природа враждебна и равнодушна к людям. Всё как раз наоборот: природа щедро и бескорыстно отдаёт людям всё, что имеет. Нужно только потрудиться, как можно глубже понять её законы и не нарушать их, иначе природа может и наказать. Сторонники сотрудничества уверены, что моральные правила должны распространяться на отношения человека с природой.
Слайд 7.
Господство (человек - царь, властелин природы и может распоряжаться ее богатствами, как ему заблагорассудится) и сотрудничество (человек - часть природы)
Проверка схемы. слайд 8
И так, можем ли мы применить золотое правило морали в отношении природы? (конечно)
Но существует понятие «экологическая мораль». Давайте найдем три основных правила экологической морали. Посмотрите на слайд и зафиксируйте в тетрадь. Слайд 9
5. Первичное закрепление. 5 мин
Давайте проверим, как мы усвоили информацию, полученную на уроке.
Задание 5
Слайд 10
Задание 1. Правильно назови слова, расставляя ударение.
Экология, экосистема, ответственность, экологическая мораль.
Задание 2. Дайте определение понятиям.
- Экосистема - это _________________________
- Ответственность - это ____________________
Два типа отношения человека к природе
- проверка по эталону слайд 11
- критерии оценивания слайд 12
6. Рефлексия. 3 мин (Прием 6 шляп мышления)
На ваших рабочих листах вы найдете шляпы, у каждого она разным цветом.
В зависимости от цвета выполните задание шляпы и опишите свое мнение об уроке (слайд 13)
- Красная шляпа - вырази свои чувства, эмоции по поводу изученного материала.
- Белая шляпа - перечисли новые сведения.
- Черная шляпа - выдели сложности, проблемы, связанные с изученной темой.
- Желтая шляпа - обобщи все положительные аспекты темы
- Зеленая шляпа - в оригинальной форме представь результаты изученного.
- Синяя шляпа - сформулируй общие философские выводы, идеи. Извлеки уроки.
Теперь обратимся с нашей схеме - «знаю-хочу узнать». Посмотрите, можете ли вы перенести какие-то понятия из графы «хочу узнать» в графу «знаю».
Переносят.
7. Домашнее задание
Слайд 14
На отметку 3
- параграф 16 прочитать ответить на вопросы на стр.139
На отметку 4
- параграф 16 прочитать
- Выучить записи в тетради.
- Придумать и оформить на листе знаки по охране природы (не менее5)
На отметку 5
- параграф 16 прочитать
- Выучить записи в тетради.
- Составить кроссворд по теме охраны природы
Спасибо за работу на уроке, было приятно с вами поработать!