Раннее выявление и коррекция недостатков развития ребенка становится все более актуальной, т.к. первые три года являются очень важным периодом в развитии дошкольника. В раннем возрасте необходим контроль за психическим развитием ребенка для раннего выявления отклонений, планирования индивидуальных мер коррекций и профилактики, направленных на создание условий для полноценного развития психических процессов у дошкольника.
При диагностике детей раннего возраста я использовала методику «Психологическая диагностика и коррекция в раннем возрасте», автором которой являются педагоги - психологи высшей квалификационной категории, сотрудники центра консультирования и диагностики «Диалог» Московской области - Руденко Лариса Геннадьевна, Павлова Наталья Николаевна, предназначена для диагностической и коррекционной работы с детьми в возрасте от 2,5 до 3-х лет. В ходе обследования ребенку предлагается выполнить 8 заданий, в результате чего выявляются: понимание речи ребенком; общая осведомленность ребенка; сенсорное развитие (умение различать цвета, величину, форму); умение группировать предметы; развитие мелкой моторики.
Задание №1. «Узнай и покажи»
Цель: выявление понимания речи взрослого; умение узнавать и показывать названный объект и его части, побуждение к повторению за взрослым названий.
Процедура проведения: перед ребенком выкладывают картинки и предлагают показать называемых персонажей, а затем узнать и показать части тела каждого животного.
Критерии оценки результатов:
- Высокий уровень: ребенок по словесному указанию взрослого находит все объекты, их части и повторяет названия без помощи взрослого.
- Средний уровень: ребенок самостоятельно находит не все объекты и их части, но при помощи взрослого справляется с заданием.
- Низкий уровень: ребенок плохо понимает инструкцию, не может воспользоваться помощью взрослого, не справляется с заданием.
Задание №2. «Закрой окошко»
Цель: выявление умения сравнивать и подбирать предметы по форме и соотносить друг с другом.
Процедура проведения: перед ребенком выкладываются изображения домиков, у каждого домика есть свое окошко. Ребенку предлагают закрыть окна подходящими геометрическими фигурами.
Критерии оценки результатов:
- Высокий уровень: ребенок самостоятельно подбирает геометрические фигуры и закрывает окна, помощь не оказывается;
- Средний уровень: ребенок справляется с заданием при помощи взрослого;
- Низкий уровень: ребенок не понимает инструкцию и не справляется с заданием даже с помощью взрослого.
Задание №3. «Заборчик»
Цель: выявить умение чередовать предметы по цвету в определенной последовательности. Для этого необходимо 8 полосок желтого и 8 полосок зеленого цвета.
Процедура проведения: перед ребенком выкладываются в ряд полоски в определенной последовательности, называя цвета: желтый - зеленый - желтый - зеленый….а затем предлагают ребенку помочь животным, т.е самостоятельно продолжить построить заборчик.
Критерии оценки результатов:
- Высокий уровень: ребенок продолжает выкладывать полоски, соблюдая чередования по цвету;
- Средний уровень: ребенок справляется с заданием с помощью взрослого;
- Низкий уровень: ребенок не понимает инструкцию и не справляется с заданием даже при помощи взрослого.
Задание №4. «Подбери по цвету»
Цель: выявление сформированности восприятия цвета, умения называть основные цвета, соотносить предметы по цвету.
Процедура проведения: перед ребенком выкладывают изображения машинок и картинки с животными. Затем предлагают выбрать для каждого персонажа машинку соответствующего цвета и назвать цвета.
Критерии оценки результатов:
- Высокий уровень: ребенок правильно соотносит цвета шарфиков и машинок, называет основные цвета без помощи взрослого;
- Средний уровень: ребенок справляется с заданием с помощью взрослого;
- Низкий уровень: ребенок не понимает инструкцию и не справляется с заданием.
Задание №5. «Угощения для друзей»
Цель:
- выявление уровня общей осведомленности,
- понимания речи,
Процедура проведения: перед ребенком выкладывают картинки с изображением животных и угощений для них в произвольном порядке. Затем предлагают выбрать для каждого животного любимую еду, ответив на вопрос «Кто из животных что любит?».
Критерии оценки результатов
- Высокий уровень: Ребенок правильно выбирает для каждого животного угощение и отвечает на вопрос без помощи взрослого.
- Средний уровень: Ребенок самостоятельно подбирает угощение не для всех животных, затем справляется с заданием с помощью взрослого.
- Низкий уровень: ребенок не понимает инструкцию и не справляется с заданием.
Задание №6. «Подарки для девочки Маши»
Цель: умение находить предметы по двум признакам - форме и цвету, умения отвечать на вопросы.
Перед ребенком выкладывают картинки и предлагают по описанию найти и показать, кто и что подарил девочке Маше.
Критерии оценки результатов
- Высокий уровень: ребенок правильно выбирает картинки с изображениями по двум признакам (цвет, форма).
- Средний уровень: ребенок правильно выбирает картинки с изображениями по одному признаку; использует помощь взрослого;
- Низкий: ребенок не понимает инструкцию и не справляется.
Задание №7. «Разберем вещи»
Цель: выявление умения распределять предметы по принадлежности к группе (игрушки, одежда, посуда).
Процедура проведения: перед ребенком выкладывают картинки с изображением шкафов. Затем картинки с изображением посуды, игрушек и одежды в произвольном порядке. И после этого предлагают разложить предметы по шкафам.
Критерии оценки результатов:
- Высокий уровень: ребенок правильно раскладывает картинки по принадлежности к группе без помощи взрослого.
- Средний уровень: ребенок справляется с заданием, используя помощь взрослого.
- Низкий уровень: ребенок не понимает инструкцию и не справляется.
Задание № 8. «Картинки в подарок»
Цель: изучение способности к ритмичному воссозданию изобразительных элементов, развитие мелкой моторики рук.
Процедура проведения: перед ребенком выкладывают цветные карандаши и листы бумаги, на которых он должен будет нарисовать на память девочке Маше подарки: от петушка - зернышки (точки), от заики травку (вертикальные линии), от кошки - ленточки (горизонтальные линии), от медведя - шарики (круги). Перед этим ребенка просят выполнить движения сначала в воздухе, потом пальцем по картинке-образцу и затем карандашом на отдельном листе бумаги (на каждое изображение дается половина альбомного листа).
Критерии оценки результатов:
- Высокий уровень: ребенок самостоятельно повторяет изобразительные действия и соотносит изображения с наименованием.
- Средний уровень: ребенок выполняет изображения при помощи взрослого.
- Низкий уровень: ребенок не понимает инструкцию и не справляется с заданием.
Чтобы процедура диагностики не была для ребенка утомительной, для обследования дошкольников используется диагностическая сказка «Девочка Маша и ее друзья», в содержание которой включены вышеуказанные субтесты. Данная диагностика удобна в использовании и нравится детям. Дошкольники, показавшие низкий результат, находятся под контролем воспитателей и специалистов дошкольного учреждения. Для работы с этими детьми выстраивается индивидуальный образовательный маршрут с целью коррекции выявленных в процессе диагностики недостатков.
Список используемой литературы
- Павлова Н.Н, Руденко Л.Г. Психологическая диагностика и коррекция в раннем возрасте (2,5-3 года). - М.: Генезис, 2014.
- Альконина Ю.А. Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Первая младшая группа. - Волгоград; Учитель, 2012.
- Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно - методическое пособие. - М.; Гном-Пресс, 1999.
- Камышанова К.И. Ребенок от рождения до двух лет. Популярное пособие для родителей. - Ярославль: Академия развития, 1997.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). - СПб.: Речь, 2006.
- Мухина В.С. Психология детства и отрочества. -М., 1998. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. -2-е изд., испр. И доп. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2011.
- Первые шаги. Материалы московского городского конкурса. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2002.
- Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. - М.: ВЛАДОС, 2002.
- Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: ВЛАДОС, 2006.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. - М., Воронеж, 1995.
- Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 - 3 лет. - М.: Теревинф, 2009.