География – один из предметов школьного учебного плана, который часто выбирается выпускниками 9 классов в качестве сдаваемого в ходе ОГЭ. Причины этого кроются в следующем:
- география – предмет, который сдать по силам большинству учащихся 9 класса;
- однотипность заданий и алгоритмов их решения;
- на экзамене разрешается пользоваться Атласами 7-9 классов;
- трудности в изучении более сложных предметов (химия, физика и т.д.);
- многим учащимся просто нравится география.
Структура заданий ОГЭ по географии представлена на слайде № 2.
В своей статье я хочу остановиться на разборе некоторых заданий ОГЭ по географии, в которых выпускники все-же допускают ошибки, иногда нелепые и обидные…
1. Группа заданий к разделу «План и карта»
Проверяемые умения выпускников:
- умение читать условные знаки и масштаб плана местности;
- умение определять расстояние по карте;
- умение определять стороны горизонта;
- умение определять на предлагаемом плане местности участки для занятия человеком какой-либо деятельностью.
Хочу более подробно остановиться на задании № 12 «Определение участка для занятия человеком какой-либо деятельностью».
Вариации задания могут быть следующими:
- определение участка для занятия горнолыжной секции;
- определение участка для игры в футбол;
- определение участка для закладки фермером фруктового сада
На слайде № 4 представлен участок плана местности, на котором обозначено три участка. Текст задачи представлен на слайде № 5 – учащимся необходимо выбрать участок для закладки фермером фруктового сада. Очевидно, что ребята должны выбрать участок № 2. Но что они должны для этого знать?
- необходимо понимать, где на плане север и юг;
- необходимо уметь читать условные знаки и уметь по горизонталям определять неровности форм рельефа (северную и южную экспозицию склонов холмов).
Для закладки фруктового сада больше подходит участок № 2, т.к:
- Участок расположен на южном склоне холма, следовательно, снег там сходит раньше, чем на противолежащем склоне (участок № 1).
- Кроме этого, возле участка № 2 проходит автодорога, и фермеру будет удобно вывозить урожай на консервный завод или ярмарку.
Наличие этих двух элементов ответа даёт возможность учащимся получить 2 балла за это задание. Добиться правильного решения данных заданий можно только многократным упражнением выпускников, а также включением подобных задач в тексты контрольных и самостоятельных работ на этапе тематического и промежуточного контроля усвоения знаний по географии (слайд № 6).
2. Группа заданий к разделу «Климат»
Проверяемые умения выпускников:
- умение читать климатограмму;
- умение определять клиаматограмму, характерную для какого-либо населённого пункта Земли;
- знание общих закономерностей движения воздушных масс;
- умение читать синоптическую карту;
Хочу подробнее остановиться на задании, представленном на слайде № 11. Учащиеся должны проанализировать климатограммы и назвать правильный ответ. Исходя из условия задачи становится очевидно, что данная климатограмма характерна для пункта В.
Что нужно знать учащимся, чтобы быстро решить эту задачу?
- когда в северном полушарии зима, в южном лето, и наоборот, следовательно годовой ход температуры воздуха в северном полушарии изогнут вверх, в южном – вниз (сразу отпадают пункты С, D);
- в Африке зимой (Сахара, побережье Атлантического океана) не могут быть отрицательные температуры), значит пункт А не подходит; кроме этого большое количество осадков (760 мм/год) также не характерно для Сахары). Следовательно, правильный ответ – пункт В (юг Украины).
Учителя географии также могут включать подобные задания в тематический и итоговый контроль знаний (слайд № 12).
3. Группа заданий к разделу «Экономические районы России»
Проверяемые умения выпускников:
- представление географического образа каждого региона России, особенностей его природы, населения и хозяйства.
Задание № 30 является сложным, т.к. для его решения учащийся должен очень много знать из курса 8 и 9 класса. Легче его решают учащиеся, которые много путешествовали по стране, но таких учеников не много. Поэтому для того, чтобы сформировать географические образы регионов России, необходимо использовать практические работы (слайд № 14), где двигаться от общего к частному – повторять общие закономерности природы, населения и хозяйства России, называть черты, характерные для данного экономического района и особо останавливаться на каждом субъекте, в него входящем, характеризовать его уникальные особенности.
Многолетний опыт подготовки к ОГЭ показывает, урочная деятельность, а также курс внеурочной деятельности по географии, направленный на подготовку к экзамену позволяет перешагнуть пороговый балл даже весьма неуспешным учащимся.