Учебно-исследовательская работа как средство формирования аналитического мышления одаренных и талантливых детей

Разделы: Общепедагогические технологии

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: исследовательская деятельность, системно-деятельностный подход, УУД, образовательная технология


Проектные технологии позволяют вовлечь, заинтересовать обучающихся, активизировать их учебную деятельность, пробуждают интерес к познанию, а следовательно и стремление четко выполнять задания и формулировать мысли, быть собранным, грамотно строить речь, то есть выступать активным участником учебного процесса [1].

В Концепции модернизации российского образования основная цель, стоящая перед современной школой, определяется так: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования, активную учебно-познавательную деятельность учащихся».

ФГОС ориентирует на формирование у школьников в процессе обучения универсальных учебных действий. УУД дают учащимся возможность самостоятельно осуществлять учебную деятельность: ставить учебные цели, находить средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и её результаты.

В современном стремительно меняющемся мире развитое исследовательское поведение рассматривается уже не как узкоспециальная деятельность, требующая для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме и компетентности в любой сфере деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.

Цель данной работы: оценить преимущества учебно-исследовательской технологии как средства формирования аналитического мышления школьников.

Современная школа формирует у школьников аналитическое мышление, способность к самостоятельной работе, умение применять теоретические знания на практике, таким образом закладывает основу для подготовки творческой личности к жизни в обществе. В значительной мере решению этой задачи способствует привитие учащимся навыков исследовательской деятельности.

Педагог новой российской школы должен признать учебно-исследовательскую работу школьников неотъемлемой частью современного образования.

Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.

УИР школьников систематически выполняемые в течение достаточно длительного времени под руководством опытных наставников, а это позволяет индивидуально подходить к развитию личности школьников: не только через организацию учебного процесса, но и в отборе содержания. Роль учителя при организации исследовательской и проектной работ школьников – быть партнером в обучении. Самообучение происходит в процессе деятельности. Такой психолого-педагогический подход, получивший развитие в русле гуманистической образовательной концепции, принято называть личностно-деятельностным.

Исследовательская работа, основанная на личностно-деятельностном подходе, очень гибка и предполагает индивидуальную «настройку» каждого проекта или исследования каждого его участника. Однако есть общие принципы, которые и задают исследовательскую работу учащихся как педагогические технологии. Это принципы: доступности, посильности, сотрудничества, открытого образования, личной значимости, которые определяют характерные черты исследовательских работ учащихся.

Исследовательская деятельность учащихся – это образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование, которая предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы .

Современная школа формирует у школьников способность к самостоятельной деятельности. В значительной мере решению этой задачи способствует привитие учащимся навыков исследовательской работы.

Исследовательская деятельность – не сиюминутный процесс. Как и любой другой вид деятельности она проводится в несколько этапов:

мотивация; выбор направления и темы исследования; формулирование цели, предмета, объекта, гипотезы и задач исследования; фиксация и предварительная обработка данных; обсуждение предварительных результатов исследования, проверка гипотез; оформление результатов исследования. На первых этапах преподаватель консультирует, координирует, подсказывает важную информацию, исправляет недочеты, а на последнем этапе, во время презентации результатов работы преподаватель выступает в роли эксперта, оценивает представленную презентацию.

Все эти компетенции тесно переплетаются с универсальными учебными действиями и формируются, развиваются в течение всего периода обучения в школе при помощи разнообразных технологий обучения. Но, все-таки, во главе угла на сегодняшний день стоит именно самостоятельная работа учащихся, их способность добывать, обрабатывать, анализировать и систематизировать ту или иную информацию самостоятельно либо при минимальном вмешательстве учителя.

Исследовательская деятельность формирует коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные УУД.

Основу метода проектов составляет его направленность на результат. Конечный продукт проектной деятельности обучающихся может быть представлен в разных формах: доклад, альбом, сборник, план-карта, фильм, постер, электронная газета, журнал, коллекция; дизайн-макет; модель, рекламный проспект и т.д.

Считаю, что при организации учебно-исследовательской работы необходимо помнить: любые действия должны быть осмысленными, развитие внутренней мотивации – это движение вверх,задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е. они должны быть значимы для него.

Классификация проектов, которая рассмотрена Е.С.Полат и М.Ю.Бухаркиной [7] включает несколько критериев: на основе доминирующей деятельности учащихся: практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны), исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования, информационный проект — сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории, творческий проект — максимально свободный авторский подход в решении проблемы, ролевой проект — литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца. По характеру контактов — внутренними и международными. По содержательной области они могут выполняться как внутри одного предмета (монопроекты), так и как межпредметные проекты.

Смена концепции вызывает процесс локальных изменений в системе образования в целом и в каждом ее звене в отдельности. Каждый учитель может внести свой вклад в совершенствование нашего образования, применяя новые приемы и методы обучения.

Литература

    1. Абрамова С.В. Проектная работа старшеклассников. 9-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.В.Абрамова. – М.: Просвещение,2011.
    2. Бельфер М. Несколько слов об исследовательских работах школьников / М. Бельфер // Литература: изд. дом Первое сентября. - 2006. - N 17. - С. 13-15.
    3. Громова Т.В. Организация исследовательской деятельности / Т.В.Громова // Практика административной работы в школе. - 2006. - № 7. - С. 49-53.
    4. Копанева Г.А. Организация исследовательской деятельности учащихся в многопрофильной гимназии / Г.А.Копанева, Н. П.Ломакина, О.И.Чуб // Завуч. - 2006. - № 6. - С. 47-52.
    5. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышен. квалифицир. пед. кадров [Текст] / Е.С.Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров. — М.: Академия, 2000. — 272 с
    6. Федоровская Е.О. Мотивы и ценностные ориентации подростков, увлеченных исследовательской деятельностью / Е.О.Федоровская, Л.Ю.Ляшко // Дополнительное образование. - 2005. - № 9. - С. 49-53.