Для предупреждения школьной дезадаптации пятиклассников на этапе перехода из начальной школы на ступень общего образования используются различные психолого-педагогические средства.
По определению В.Н.Ефименко [1], психолого-педагогические средства обеспечивают успешную реализацию организационного, предметного, содержательного, методического компонента учебного процесса, формы и методы педагогической работы.
Педагогические средства – это материальная среда, предметы, действия, способствующие формированию личности обучающихся. Включают предметную (материальную) поддержку образовательного процесса (программы, разработки, дидактический материал, схемы, демонстрационный, раздаточный материал и др.).
Психологические средства – приемы стимулирования личности к саморазвитию и самореализации в разных видах деятельности. Включают поддержку деятельности педагогов (идеальную) в процессе обучения, взаимодействия и общения с детьми, и детей со сверстниками (ситуации успеха, тренинги общения, игровые упражнения на взаимодействие, театрализация, обсуждение проблемных ситуаций, правил групповой работы, поведения в классе, школе, на уроках и переменах и др.).
В.Д.Толкачева [3] выделяет следующие группы психолого-педагогических средств, которые могут быть использованы в период школьной адаптации пятиклассников:
- информационно-организационные (организация психолого-педагогического сопровождения, разработка памяток, рекомендаций, ориентирующих детей в потоке новой информации);
- психолого-аналитические (проведение тренингов, решение проблемных ситуаций, кейсов);
- социально-коммуникативные (использование групповых форм работы, игр, игровых упражнений, коллективных творческих заданий и др.).
Большую группу психолого-педагогических средств составляют игры, игровые упражнения, которые также могут быть включены в психолого-педагогическое сопровождение школьной адаптации пятиклассников.
Игровые технологии помогают развить позитивную «Я–концепцию»; повысить уровень ответственности, самостоятельности. произвольностей действий (играть по правилам, обсуждать игровой результат, определять оценку игровых усилий); учить самоуправлению действий, поведения; развивать мотивацию к коллективной учебной работе, разным формам взаимодействия с окружающими.
Игровые технологии могут включать ситуационно–ролевые, дидактические, творческие, организационно-деятельностные, деловые игры и др.
Ролевые (ситуационно-ролевые) игры позволят моделировать различные проблемные ситуации, с которыми сталкиваются пятиклассники в учебном процессе, на перемене («Начинается урок», «Идем в столовую», «Идем в раздевальную» и др.). Сущность ролевой игры заключается в том, что человек временно «принимает» определенную социальную роль и демонстрирует поведенческие модели, которые, как он считает, соответствуют ей. Она не сводится к разыгрыванию дословно описанных действий персонажа, как при игре пьесы. Задается только социальная роль, конкретные же действия, подразумеваемые ею, участники определяют сами.
Дидактические игры способствуют систематизации знаний детей о предметных образовательных областях, обладают развивающим эффектом. Кроме того, дидактические игры формируют самоконтроль и самооценку, приучают действовать по правилам (лото, домино, лабиринты, головоломки, пазлы и др.).
Творческие игры развивают воображения, мышление, память, внимание и восприятие (логические игры, игры с красками, словесные игры, театрализация и др.).
Организационно-деятельностные способствуют развитию организационных качеств, самостоятельности («Мы – дежурные», «На школьном участке», «Ухаживаем за цветами» и др.).
Деловые игры способствуют развитию аналитической деятельности, умению определять этапы деятельности, проводить их обсуждение, оценку («Собираемся на экскурсию», «Внимательный пешеход, «Как написать письмо» и др.).
В большинстве случаев в игре участвует одновременно несколько человек, каждый из которых выступает в своей роли. Как правило, участника просят «взять на себя роль, не характерную для исполнителя либо характерную для него, но в абсолютно другой обстановке», что позволяет получить новый опыт поведения.
Одним из эффективных средств психолого-педагогической помощи в период адаптации пятиклассников могут выступать кейс-технологии, «основанные на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы» [3].
В ходе обсуждения той или иной проблемы, которая возникает в жизненной ситуации учения, свободной деятельности, предлагаются и анализируются разные варианты ее решения, выбирается оптимальный из них, выстраиваются шаги по его реализации.
К психолого-педагогическим средствам психолого-педагогической помощи пятиклассникам можно также отнести и тренинги, среди которых выделяются: обучающие; коммуникативные; развивающие и др.
Тренинги способствуют формированию различных умений, навыков и активизацию познавательной, творческой. коммуникативной деятельности учащихся, стимулируют развитие мотивации, познавательного интереса; активизируют развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи и др. Например: «Творческая лаборатория», «Творческая мастерская» и др.
Еще одним психолого-педагогическим средством является упражнения по релаксации, рефлексия, обучение самоконтролю и самоанализу («Что сначала, что потом», «Все ли достиг», «Что хотелось сделать» и др.).
Для поддержания и повышения мотивации обучающихся к учебной деятельности, в том числе и в период адаптации на этапе перехода из начальной школы в основное звено обучения образовательной организации, одним из эффективных психолого-педагогических средств выступают ситуации успеха.
Ситуация успеха – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации [1].
Переживание пятиклассниками ситуации успеха в период школьной адаптации при переходе из начального звена в основную школу, по мнению В.Н.Ефименко, повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет обучающимся почувствовать удовлетворение от учебной деятельности; стимулирует к высокой результативности труда; обеспечивает преодоление тревожности, неуверенности, повышает самооценку; развивает самостоятельность, творчество, активность личности; поддерживает в процессе взаимодействия с педагогом благоприятный психологический климат.
О.С.Каширина [2] предлагает большую группу психолого-педагогических средств, способствующих школьной адаптации обучающихся, которую составляют алгоритмы решения проблемных ситуаций, задач, например, «Фишбоун» (рис. 1).
Рис. 1. Схема анализа проблемных ситуаций «Фишбоун» (по О.С.Кашириной)
Схема «Фишбоун» (рыбий скелет) состоит из 4 блоков: 1) «голова»; 2) «верхние косточки»; 3) «нижние косточки»; 4) «хвост».
В ходе проведения анализа с детьми определяется проблемы (что надо изменить?), которая записывается в «голову»; на «верхних косточках» размещают ряд причин, которые вызвали проблему; на «нижних косточках» записываются примеры их проявления; на «хвост рыбы» записывают шаги по решению проблемы, выводы. Как отмечает О.С.Каширина [2], «фришбоун» приобщает детей к анализу проблемных ситуаций, развивает критическое мышление, адекватное и продуктивное реагирование на стрессовые ситуации
Таким образом, психолого-педагогические средства – это комплекс педагогического (материального и идеального) инструментария педагога, который может успешно использоваться в период школьной адаптации пятиклассников. Данный комплекс может включать следующие группы психолого-педагогических средств: информационно-организационные (организация психолого-педагогического сопровождения, разработка памяток, рекомендаций, ориентирующих детей в потоке новой информации); психолого-аналитические (проведение тренингов, решение проблемных ситуаций, кейсов); социально-коммуникативные (использование групповых форм работы, игр, игровых упражнений, коллективных творческих заданий и др.).
Список использованных источников
- Ефименко В.Н. Социально-педагогическое и психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей к условиям общеобразовательной школы: монография/ В.Н.Ефименко. – Петропавловск-Камчатский: Изд-во КамГУ им. Витуса Беринга, 2014. –144 с.
- Каширина О.С. Решение проблемных ситуаций / О.С.Каширина – URL: http://rcoko.khb.ru/reports _personal.pdf (дата обращения 12.09.2020)
- Толкачева В.Д. Исследование проблем школьной адаптации пятиклассников/ В.Д.Толкачева. – URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/86624/1/m_th_v.d.tolkacheva_2020.pdf (дата обращения 03.10.2020)