Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: прививать навыки хорошего тона как залога успеха, свободы в общении с людьми, возможности избежать многих стрессовых ситуаций, которые возникают в результате или чьего-то нетактичного поведения, или неадекватной реакции на него.
Задачи:
- ОБУЧАЮЩИЕ: совершенствовать представления об этикете как необходимости; познакомить с правилами поведения в обществе.
- РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать внимание, воображение, творческие способности;
- ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: совершенствовать навыки культуры поведения, опираясь на диалоги и инсценировки.
На доске большими яркими буквами написано ЭТИКЕТ.
Под слогом ЭТ - картинка с изображением мальчика, под слогом КЕТ - девочки.
- Ребята, сегодня у нас не совсем обычное занятие. Мы будем говорить об этикете.
ЭТИКЕТ - это правила общения людей, правила поведения, которые помогают человеку в самых разнообразных ситуациях. Человек, большой он или маленький, редко бывает один – пожалуй, только когда спит. А всё остальное время его окружают люди. Дома – родные и близкие, на улице – прохожие, в транспорте – пассажиры, в детском саду и школе – друзья, воспитатели и учителя. С некоторыми общаешься каждый день, других увидел раз – и больше никогда не встретишь.
За тысячелетия своего существования люди выработали определённые нормы поведения. Эти нормы, конечно, в каждой стране имеют свои особенности. Но везде и всегда их цель – облегчить людям жизнь, помочь избежать затруднительные ситуации, когда не знаешь, сесть или встать, сказать что-нибудь или промолчать…
Учить правила – это занятие не очень весёлое. Поэтому я решила: пусть об этих правилах расскажут…… кто? Правила какие?
ЭТИКЕТА.
ЭТИКЕТ,
ЭТ и КЕТ,
ЭТ и КЕТ
Ну, конечно, вот они, наши герои, - неразлучные друзья ЭТ и КЕТ!
Под музыку, взявшись за руку, девочка и мальчик (Кет и Эт) движутся по кругу. Они играют в ладошки, потом останавливаются в центре и поворачиваются лицом к зрителям.
КЕТ: Привет, меня зовут Кет! Я живу с мамой в большом доме в большом городе. Мне 7 лет. Я очень люблю маму и хочу, чтобы всё было хорошо, но почему-то это не всегда получается. Когда я не знаю, как поступить, то зову на помощь своего лучшего друга Эта (показывает на стоящего рядом мальчика).
ЭТ: Привет, я – Эт! Я пою и участвую в телевизионных программах , поэтому я занят все дни. Когда родителей нет дома, ко мне приходит заниматься очень строгая Олимпиада Ксенофонтовна. Она хорошо относится ко мне.
КЕТ: Знаешь, Эт, а на меня Олимпиада Ксенофонтовна очень часто сердится!..
Эт: Кет, ты хорошая девочка, просто иногда ты не знаешь, как вести себя правильно.
Кет: Ну, раз так, Эт, я очень прошу тебя рассказать мне, как нужно поступать в разных ситуациях.
Эт: Хорошо! С чего бы нам начать?.. (поднимает вверх указательный палец) Придумал! Кет, хочешь пойти в воскресенье в кино? У меня есть два билета на дневной сеанс.
Кет: Да, конечно. Только мама очень занята в этот выходной.
Эт: Не волнуйся, нас отвезёт мой папа.
Звучит музыка. Выезжает «папа» на машине (бутафорская, вырезанная из картона. В неё садятся Кет с Этом. Под музыку они «едут» по улице, улыбаются , машут зрителям рукой, папа приветственно сигналит).
Папа: Вот и приехали, надеюсь, я свободен?
Эт: Да, папа, всё в порядке. Мы пошли. (выходят из машины, машут рукой, уходят)
Папа: Ведите себя хорошо, я за вами приеду. (машет рукой в ответ, выходит из машины и останавливается в центре зала).
Папа:
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок
Постарайтесь всё понять,
Хорошо запоминать. (уходит)
Далее действие переносится в кинозал. В два ряда стоят стулья. Шумят зрители (в записи). Выходят дети и садятся на стулья. Это зрители. Два места в середине первого и второго рядов свободны. В зал входят Эт и Кет. Кет хватается за спинку предыдущего ряда и начинает пробираться к своему месту спиной к сидящим. Одному она наступает на ногу, другому садится на колени, у третьей цепляет сумочку. Следом за ней идёт Эт.
Эт: Извините! Простите! Извините!
Наконец, они садятся (во втором ряду)
Кет: Фу….. Слушай, а что ты всё время извинялся? Мы же не виноваты, а они расселись тоже…
Эт: Вообще-то, мы поздновато пришли. Слышишь? Уже третий звонок. А потом, мне не трудно извиниться. Это гораздо проще, чем кажется
Раздаётся звонок, он звучит для привлечения внимания. Все участвующие в сценке, замирают.
Выходят девочка и мальчик
Девочка:
Если ты в кинотеатр поздно на сеанс придёшь,
Людям очень помешаешь, одобренья не найдёшь.
Всем вставать придётся на твоём пути,
А иначе к месту тебе не пройти.
Мальчик:
Проходя на своё место будь молодцом,
К зрителям поворачивайся лицом.
Далее проходят лицом к зрителям первого ряда и, подходя к своим местам, мальчик подаёт девочке руку и помогает сесть.
Девочка (встаёт):
Вежливый мальчик – это чудесно,
Всегда поможет сесть девочке в кресло. (садится)
Действие продолжается. Звук демонстрации фильма. Все внимательно смотрят.
В это время Кет раскрывает сумку, достаёт конфеты, толкает Эта и суёт ему в руку конфету.
Зрители (все вместе): СТОП!
Зритель (встаёт): Бумажками шуршать, причмокивать непозволительно, ведь это так мешает зрителям.
Действие продолжается. Звук демонстрации фильма. Кет начинает громко смеяться, звать Эта, показывая на экран.
Зрители (все вместе): СТОП!
Зритель-мальчик (встаёт):
Ни в полный голос, ни вполголоса
Во время фильма не кричи,
А если что-то тебе нужно,
На ушко маме прошепчи.
Отходит в сторону, надевает головной убор – цилиндр и возвращается на своё место в первом ряду. Действие продолжается. Звук демонстрации фильма. Зрители, сидящие в зале, выглядывают с обеих сторон, некоторые встают. Но зритель в цилиндре продолжает с интересом смотреть фильм.
Зрители (все вместе): СТОП!
Зритель-девочка:
Замечательный цилиндр, но высокий, как забор!
В кинозале, ребята, снимайте головной убор.
(произнося последние три слова аккуратно снимает с головы мальчика цилиндр)
Далее все выходят на середину.
Вместе:
Мы повторяем дважды:
Вести себя красиво ВАЖНО!
Звучит в записи конец заставки к киножурналу «Ералаш». Поклон.