Эффективные методы и приемы обучения английскому языку

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: английский язык


Язык - это достояние всех, но никто
не задумывается о том, какую
роль выполняют иностранные языки.

Когда школьники приступают к занятиям английским языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса. Новизна предмета не оставляют детей равнодушными. Известно, что дети на первых уроках занимаются с большим интересом и верой в успех. Но со временем интерес значительно ослабевает. Возникает вопрос: почему? Как добиться того, чтобы интерес был постоянным и устойчивым.

Задача учителя - выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ребенку проявить свою активность, свое творчество. Интересные формы проведения урока располагают к определенному эмоциональному настрою школьников, что значительно облегчает дальнейшую работу над языковыми и грамматическими аспектами английского языка. Разучивая, воспроизводя, инсценируя реальные жизненные ситуации, стихи, пословицы, песни, сказки на иностранном языке, обучающиеся приобщаются к культуре страны изучаемого языка, овладевают коммуникативным минимумом, достаточным для осуществления повседневного иноязычного общения. Школьники с огромным интересом, любопытством относятся ко всему, что связано со страной изучаемого языка: истории, культуре, искусству, нравам, обычаям, традициям, укладу повседневной жизни народа. Желание поближе познакомиться с реалиями США и Великобритании велико. Этот интерес, любопытство способствует развитию творческого потенциала ребенка.

Многолетняя практика преподавания иностранных языков показывает, что значительная часть учеников слабо мотивирована к изучению иностранного языка. Причины очевидны: языковой среды нет, трудно вызвать иноязычную мотивацию говорения. Для устранения данных причин требуются новые формы и методы обучения. Традиционный подход не может быть единственной формой удовлетворения потребностей в общении на иностранном языке.

Презентация

На уроках иностранного языка требуется быстрая смена видов речевой деятельности. Для того чтобы поддерживать интерес учащихся, приходится использовать упражнения на речемыслительную деятельность: разыгрывать ситуации по ролям, в пересказах текстов использовать возможность представить содержание от разных лиц. Важно вводить и такой компонент, как лингвострановедение (слайд 4):

Чем больше информации будут получать школьники, тем лучше. Важно только тщательно отбирать эту информацию, рекомендовать книги, фильмы, сайты.

(слайд 5)

  • English-test.net - упражнения по грамматике - это не единственный материал этого сайта. Вам также предоставлены упражнения на отработку лексического запаса, идиоматических выражений и др.
  • Englisch-hilfen.de - большая база интересных и разноплановых онлайн-упражнений.
  • Languageguide.org - тематический словарь в картинках с озвучиванием каждого слова.
  • Learnenglish.de - тематический словарь с определениями слов в виде анимационных картинок.
  • Podcastsinenglish.com - прекрасные подкасты с упражнениями разбиты по уровню знаний английского языка.
  • Englishlearner.ru - видео-ролики для тренировки навыка восприятия англоязычной речи на слух.
  • Fonetiks.org - очень полезный сайт для отработки не только восприятия речи на слух, но и правописания.
  • Ego4u.com и correctenglish.ru - два сайта с обширным меню, разделы которого удовлетворят самого требовательного ученика!
  • http://www.agendaweb.org/ - Agendaweb - Сотни лучших упражнений по английскому языку
  • British Council. На этом сайте представлено множество интересных игр.
  • Уроки английского для детей. Все уроки разбиты на несколько подтем. Cambridge English Online, разработанный издательством Кэмбриджского университета. http://www.english-4kids.com/)

В выборе форм и методов организации речевой деятельности я учитываю рекомендации психологов, в соответствии с которыми процесс овладения иностранным языком следует включать в другие виды деятельности, которые являются ведущими для данного возраста.

Для учащихся 5-6 классов ведущей является игровая деятельность, в 7-9 классах на первый план выходит познавательная и ценностно-ориентационная деятельность, в 10-11 классах значение приобретает, помимо этого, и деятельность общения. Следовательно, успех работы на начальном этапе зависит от подбора и организации игр, обеспечивающих прочное усвоение языкового материала и речевое общение на его основе.

Какие же приёмы и способы формирования положительной мотивации учащихся мне удается использовать на своих уроках?

Все мы знаем, что первое знакомство с грамматикой английского языка часто вызывает разочарование и скуку у детей. Ребёнок, который с радостью осваивал лексику, фонетический материал и основы разговорных навыков, нередко теряет мотивацию к продолжению изучения языка, столкнувшись с необходимостью неоднократного повторения грамматического материала, упорной тренировки грамматических навыков и - что самое сложное для 8-10-летнего ребёнка - выслушивания сухих объяснений преподавателя. Как же быть? Выход один: превратить рутину в игру. По меткому выражению Л.С.Выготского «игра является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни. Ребёнок всегда играет, он есть существо играющее, но игра для него имеет большой смысл, она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений». Вот этот «большой смысл и такие элементы» игры на уроке иностранного языка я смогла найти в использовании сказок. Они максимально облегчают понимание и усвоение грамматического материала, соответствующего уровню начального этапа обучения английскому языку. Сказку ребёнок воспринимает как игру, «большой смысл» которой заключается в развитии не только творческих сил и возможностей, но и в отработке языковых навыков и умений, так как речь в данном случае идёт о языковых сказках. Они условно называются: фонетические, лексические, грамматические. Например грамматическая сказка про глагол to be. (слайд 6)

Как известно, игра - особо организованное занятия, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность.

В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются, порой, более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения - "оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми".

Я сама с удовольствием провожу игры на уроках и вижу, как нравится моим ученикам весело и интересно изучать английский язык.

1. Игра в мяч. (слайд 7)

Игра используется при работе над любой темой. Дети встают в круг. Учитель бросает мяч одному из учащихся и называет какое-либо слово по теме на английском или русском языке. Играющий, поймав мяч, произносит соответственно эквивалент данного слова и возвращает мяч учителю. Учитель бросает мяч другому ученику и произносит новое слово.

T.: Мяч.

Р1.: A ball.

Т.: Машина.

P2.: A car. И т.д.

2. Оборудование: карточки с числами, с изображением животных, членов семьи и т.д.

В игре принимают участие две команды. На столе разложены карточки с числами. К столу одновременно подходят по одному представителю от каждой команды. Учитель называет число по-английски. Задача играющих - быстрее взять нужную карточку.

Побеждает команда, набравшая большее количество карточек.

3. Игра в рифму. (слайд 8)

Учитель называет слово, а учащиеся подбирают к этому слову слово, рифмующееся с ним, например: cat - hat, ball - wall, dog- frog, rose - nose и т.д. Побеждает тот, кто назвал большее количество слов.

4. Пара слов.

Это может быть существительное + прилагательное: cat-fat, fox-red, elephant-big, mouse-little и т.д.; существительное + глагол: frog- jump, bird-fly, fish-swim и т.д.; синонимы: big-large, little-small, slim-thin и т.д.; антонимы: big-little, huge-tiny, black-white.

5. «Собери слово».

При изучении алфавита и обучении чтению очень хороший результат дает игра-соревнование. Малыши, поделенные на команды, с огромным удовольствием принимают в ней участие, работают вместе и сильные и слабые.

Для учащихся постарше овладеть лексическими навыками позволят ролевая игра. Ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения. Ведь она предполагает подражание действительности в её наиболее существенных чертах. В ролевой игре, как и в самой жизни, речевое и неречевое поведение партнёров переплетается теснейшим образом. Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнёрства. (слайд 9)

Создавать ролевые игры на уроках английского языка можно по любой теме и для отработки любого материала. Наиболее широко используемыми вариантами ролевых игр являются интервью и импровизация. В качестве основы для интервью может быть использован любой материал на иностранном языке. Целью данной работы является опрос всех присутствующих на уроке учащихся, с тем, чтобы выяснить их мнения, суждения, ответы на поставленные вопросы. Например, каждый учащийся получает карточку с вопросами на определенную тему (темы в карточках не повторяются). Темы могут быть следующие: Хобби, спорт, музыка, книги, путешествия и т.д. Затем учащийся задает этот вопрос всем ученикам класса по очереди, получает ответы и подводит количественные итоги своего опроса. Одновременно ученик отвечает на адресованные ему вопросы. Этот процесс является средством интенсивной речевой тренировки. (слайд 10)

В соответствии с требованиями ФГОС в школьном образовательном курсе необходимо обеспечить достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. На мой взгляд метод «Синквейн» является важным средством для решения этих задач.(слайд 11)

Синквейн - прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти: в первой строке, определяется тема (одно существительное); во второй дается описание темы (два прилагательных или причастия); в третьей - ее характеристика через действие (три глагола); в четвертой составляется фраза, в которой выражено отношение автора к теме; в пятой строке для обобщения или расширения смысла темы приводится синоним (одно слово).

Данный метод позволяет учителю проверить степень понимания учеником того или иного грамматического явления, а также возможность закрепить данное понятие с помощью ассоциаций, связанных с отношением ученика к данному явлению. Средний школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития. Метод синквейна способствует реализации творческого потенциала учащихся и их самовыражению при изучении грамматических явлений.

Правила написания синквейна

1. Первая строка - одним словом обозначается тема (имя существительное).

2. Вторая строка - описание темы двумя словами (имена прилагательные).

3. Третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия).

4. Четвертая строка - фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи).

5. Пятая строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Примеры синквейна:

1. Spring. (Весна)
2. Green, beautifull. (Зеленая, красивая)
3. Melts, awakens, sing songs. (Тает, пробуждается, поют песни)
4. Nature awakens from winter. (Природа просыпается после зимы)
5. Life. (Жизнь)

Синквейн:

English (английский)
Helpful, interesting (полезный, интересный )
Help, teach, use (помощь, учить, использование)
A lot of people speak (много людей говорят )
Knowledge (знание )

У педагога это тем лучше получится, чем в большей мере ему удастся встать на место ученика, перевоплотиться в него. В этом случае он сможет не только узнавать мотивы деятельности ученика, но и изнутри вызывать, развивать и корректировать их. Обязательным условием такого мысленного перевоплощения является хорошее знание своих учащихся. Учитель должен также представлять себе весь арсенал мотивационных средств, все типы и подтипы мотивации, и их резервы. Тогда можно будет точно соотнести содержание учебного процесса на всем его протяжении с соответствующими типами мотивации, т.е. создать стойкую сопутствующую мотивацию, гарантирующую прогресс в овладении иностранным языком.

Как проверить домашнее задание (слайд 12).

Как с помощью домашней работы и контроля ее развивать мыслительную деятельность обучающихся, познавательную активность, самоанализ и самооценку детей, эстетическое и нравственное начало в детях?

1. Самопроверка, на мой взгляд, очень полезная форма контроля выполнения домашнего задания на уроке, поскольку обучающиеся еще раз анализируют свою работу, оценивают ее, что развивает самоанализ и самооценку.

2. Взаимопроверка - наиболее любимый детьми способ, им всем хочется побыть в роли учителя. Взаимопроверка осуществляется по образцу соседом по парте или по выбору самого проверяемого. Я требую от проверяющих исправления ошибок и вынесения количества ошибок на поля, позволяю им ставить оценку, указывая свою фамилию. Чтение текстов на уроках-довольно скучное занятие, когда один читает, а остальные делают вид, что принимают участие в процессе. Для того, чтобы учащиеся действительно были заинтересованы чтением, я даю им задание: найдите ошибки при чтении вашего одноклассника. Учащиеся, вооружившись карандашами, отмечают те слова и выражения, в которых были допущены неточности при чтении и затем называют и исправляют ошибки, тем самым повторяя правила чтения и произношения слов.

3. Полезен прием, который я называю «Консультант». Проверив работы сильных учеников «консультантов», я предлагаю им проверить работы своих одноклассников и провести объяснение, если у слабого ученика возникли проблемы при выполнении домашнего задания.
Самым главным в изучении иностранного языка является именно практика общения, а не теория грамматики.

У каждого учителя должны быть маленькие изобретения и секреты, как повышать мотивацию учащихся в обучении иностранному языку, как развивать их творческую и речевую активность, что необходимо использовать разнообразные приемы стимулирования учащихся, помогать им изучать и познавать новое и неизведанное.

Таким образом язык является важнейшим средством человеческого общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества.

Список литературы

  1. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. Игра - дело серьезное. М.,Просвещение, 1988г.
  2. Перкас С.В. Ролевые игры на уроке английского языка. Журнал «Иностранные языки в школе» 1999г. № 4
  3. Шубин Э.П. Языковая коммуникация и обучение иностранным языкам. М.: Просвещение, 1972.
  4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С.Выготский. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
  5. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе/ И.А.Зимняя. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.

Интернет-ресурсы

  1. www.kznportal.ru
  2. dcentr-mn.ru
  3. http://omskpress.ru/news/34239/rol_inostrannx_yazkov_v_sovremennoy_jizni/
  4. http://hurrayenglish.ru/k-uroku/igri-na-uroke/
  5. www.pravda-tv.ru
  6. http://odiplom.ru
  7. http://www.moluch.ru/archive/85/15844/