Расширяя границы обычного урока…

Разделы: Математика, Внеклассная работа

Класс: 10

Ключевые слова: одаренные дети


В погоне за новомодными современными технологиями как-то сейчас в образовании забываются традиции. А ведь не зря народная мудрость гласит что «новое – это хорошо забытое старое».

Выявить, в какой области одарен ребенок, развить его способности, помогает внеурочная деятельность.

Одной из форм развития познавательной активности студентов является проведение предметных недель по математике. Сейчас многие считают предметные недели пережитком прошлого. А я, учась в школе в конце семидесятых годов прошлого столетия, до сих пор помню, какой восторг мы испытывали, участвуя в неделях математики. Как старались рисовать газеты, как оценивало их строгое жюри из старшеклассников. Мне в шестом классе учитель математики предложила тему необычного сочинения: «Математика в моем хобби» (Чем не современная проектная деятельность?) И я старательно описывала четность и нечетность рядов в вязании, симметричность узоров и кратность петель в рисунках и схемах.

Участие в предметной неделе дает возможность студентам и школьникам проявить свои способности, раскрыть многогранность своих интересов. Для учителя же это возможность раскрыть свой предмет с новой стороны, возможность показать межпредметную связь, отнестись к предмету с юмором. Я стараюсь охватить все группы студентов в техникуме: это и математические газеты, и конкурс рисунков «Математика в моей профессии», и конкурс проектов «Математика вокруг нас».

Несколько лет назад, в год юбилея нашей области, я предложила ребятам конкурс фотографий «Геометрия в архитектуре родного края». Тут прослеживается связь и с историей, и с географией. На конкурс было представлено такое количество фотографий, очень трудно было определить победителей.

И, конечно, ежегодно я провожу математический вечер. Это уже стало традицией. Было у нас и «Путешествие в страну Геометриоландию», и «Царство креативной математики». Часто я провожу математический КВН. Он интересен тем, что подходит для разных возрастных групп и студентов с разными математическими способностями.

Сценарий (разработка) математического КВН

Цели:

  • Развивать и пробуждать у студентов интерес к предмету через внеклассную работу.
  • Систематизировать, повторить и закрепить знания, полученные студентами на уроках.
  • Расширить кругозор студентов через дополнительные математические сведения.
  • Воспитывать у студентов чувства коллективизма, дружбы, взаимопомощи, ответственности.
  • Развивать устную речь, творческое мышление и воображение студентов.

Вступление (ведущий или учитель): М.И.Калинин в своем выступлении подчеркивал: «какую бы вы науку ни изучали, в какой бы ВУЗ ни поступали, в какой бы области ни работали, если вы хотите оставить там какой-нибудь след, то для этого везде необходимо знание математики. Кто из вас не мечтает теперь стать моряком, летчиком или строителем? Но все эти профессии требуют хорошего знания математики. И потому, если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность».

Ведущий:

Почему торжественность вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?
Это о царице всех наук
Начинаем мы сегодня вечер.
Не случайно ей такой почет,
Это ей дано давать ответы,
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку,
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю, и смекалку.
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов!

I. Написаны цифры 1, 2, 3, 4, 5.

Не меняя порядка цифр, вставьте между ними знаки, употребляемые в математике, так, чтобы получить 100. (ОТВЕТ: (1*2+3)*4*5 =100)

КОМАНДА 1:

Этот турнир ждали мы.
По нему стосковались умы.
Дружно будем задачи решать – 
Мы хотим математику знать!
Как же нам не веселиться?
Не смеяться, не шутить?
Ведь сегодня на турнире
Мы решили победить!

КОМАНДА 2:

Сегодняшний турнир мы выиграть хотим!
И просто вам победу не дадим.
Придётся попотеть и постараться.
За каждое очко мы будем драться.
Смекалку мы проявим и отвагу
и просим разгадать сию бумагу.
А если вдруг не повезёт –
Победа всех кого-нибудь найдёт!

II. РЕБУСЫ

Для решения большинства задач недостаточно одних знаний.

Необходима ещё и внимательность. С чего начинается решение задачи?

Правильно, с условия. Но условие можно читать по-разному: прочтёшь невнимательно – вот и утеряна главная ниточка. Ну-ка, кто из вас быстрее решит такую задачу К.И.Чуковского:

Шёл Кондрат в Ленинград.
А навстречу 12 ребят
У каждого по 3 лукошка
В каждом лукошке – кошка
У каждой кошки – 12 котят
У каждого котёнка – по 4 мышонка
И задумался старый Кондрат:
Сколько мышат и котят
Ребята несут в Ленинград?
(12*3*12*4)
Глупый, глупый Кондрат.
Он один и шагал в Ленинград.
А ребята с лукошком,
С мышами и кошками.
Шли навстречу ему –
В Кострому.

III. ВЕСЁЛАЯ РЫБАЛКА

На столе – «озере» разбросаны в разных местах рыбки, к каждой прикреплена задача скрепками.

Ребята должны удочкой (палочка или линейка, к ней – нить с магнитом) достать рыбу.

1 балл – за то, что поймал и время, чтобы решить. Рыб не видно – ширма.

Задачи:

  1. Спутник Земли делает 1 оборот за 1 час 40 минут, а другой оборот – за 100 минут. Как это объяснить? (1 час = 100 минутам)
  2. Из Москвы в Ленинград вышел поезд со скоростью 50 км/ч, а из Ленинграда в Москву – со скоростью 60 км /ч. Какой из поездов будет дальше от Москвы в момент встречи? (на одном и том же расстояние)
  3. Двое играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл каждый? (2 часа)
  4. Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько км пробежала каждая лошадь?
  5. 3 разные числа сначала сложили, потом их перемножили. Сумма и произведение оказались равными. Какие это числа? (1+2+3=1*2*3)
  6. От куска материи длиной 200 м каждый день отрезали по 20 м. Через сколько дней отрезали последний кусок? (через 9 дней)
  7. По стеблю растения, длина которого 1 м ползёт улитка. Днём она поднимается на 4 дм, а ночью спускается на 2 дм. На какой день она будет на вершине? (на 4 день)
  8. Книга в переплёте стоит 1 р. 20 коп. Сколько стоит книга, если она на 1 р. дороже переплёта (1 р. 10 коп.)
  9. Одно число в 4 раза больше другого. Сумма этих чисел 20. Найти меньшее число. (4)

IV. ВНИМАНИЕ

Прослушайте индусскую причту, которую любил рассказывать один из создателей Московского художественного театра К.С.Станиславский.

Махараджа выбирал себе министра. Он объявил, что возьмёт того, кто пройдёт по стене вокруг города с кувшином, доверху наполненным молоком, и не прольёт ни капли. Многие ходили, но по пути их отвлекали, и они проливали молоко. Но вот пошёл один. Вокруг него кричали, стреляли. Его пугали и отвлекали. Он не пролил молоко. «Ты слышал крики, выстрелы?» – спросил его потом махараджа – ты видел, как тебя пугали?
«Нет, повелитель, я смотрел на молоко!»

Теперь мы проверим внимание участников (по 1 человеку)

Слушай одновременно нескольких:

Двое говорят 2 разных слова, а участник должен угадать, кто какое слово сказал, затем трое говорят 3 слова, четверо 4 слова и т.д. Кто больше слов услышал – выигрывает.

Каждой руке – своё дело:

Левой рукой нарисовать 3 треугольника, а правой 3 окружности.

Шагай – соображай:

Шагают с ведущими – на 1 шаге число ведущий называет: 7,

Следующие шаги – называет все числа кратные 7: 14, 28,…

Кто ошибается – останавливается.

КОНКУРС КАПИТАНОВ

  1. В воде оказалась 10-я ступенька пароходной верёвочной лестницы. Начался прилив: вода в час поднимается на 30 см, между ступенями лестницы 15 см. Через сколько часов вода скроет 6-ю ступеньку? (не будет этого – пароход поднимается)
  2. Электропоезд идёт с востока на запад со скоростью 60 км/ ч. В том же направлении, но со скоростью 50 км/ ч дует ветер. Куда откланяется дым поезда? (дыма нет)
  3. 2² - 4; 3² - 9. Чему равен угол в квадрате? (90º)
  4. Величина угла 30º. Чему она будет равна, если посмотреть на угол в лупу с двукратным увеличением? (30º – угол не увеличивается)
  5. В семье у каждого из 6 братьев есть по сестре. Сколько человек в семье? (7)
  6. Петух, стоя на одной ноге весит 5 кг. Сколько он будет весить, стоя на 2 ногах? (5 кг)

VI. ИГРА «ЦЕПОЧКА СЛОВ»

1-й капитан называет слово – 2-й это слово и своё, и т.д. Кто больше слов – выиграл.

VII. ИГРА «ЦИФРЫ»

Цифры на карточках – каждому участнику: 0, 1, 2…, 9 и запятые.

Команда А: Команда В:

45,2 + 8 =
6,24 : 6 =
110,07 – 23, 37 =

Кто быстрее наберёт ответ – выиграл.

VIII. АУКЦИОН

Аукцион пословиц и поговорок с числами:

  • «Одна голова хорошо – две лучше»,
  • «У 7 нянек дитя без глаз»,
  • «7 раз отмерь – 1 раз отрежь».

IX. КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ

Любое слово (желательно математический термин), например, «гипотенуза», составить из нее как можно больше других слов. Каждое слово 1 балл.