Использование интерактивных разноуровневых заданий, направленных на формирование предметных математических результатов в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: разноуровневые задания, развивающее обучение, интерактивные задания


С марта 2020 года школы оказались в сложной ситуации, в связи с резким переходом на дистанционное обучение. Многие школы стали использовать платформы «Учи.ру», «ЯКласс» и другие. Однако в системе развивающего обучения данные платформы не могут быть применены, в связи с разными подходами к освоению предметного содержания.

МБОУ «Гимназия №7» города Красноярска оформила заказ на сборник интерактивных заданий по ключевым разделам математики студентам педагогического колледжа. В интервью с ее представителями выяснили, что основанием заказа сборника интерактивных разноуровневых заданий является отсутствие методического сопровождения в системе развивающего обучения, отсутствие времени или его малое количество для разработки и подбора методического материала, а также переход учащихся на дистанционное обучение.

Актуальность также определена ФГОС НОО, так как он устанавливает требования к результатам обучения детей, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: требования к освоению предметных результатов, которые в период дистанционного обучения намного сложнее формировать у учащихся [1].

Под предметными результатами педагогический словарь подразумевает конкретные элементы социального опыта – знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета [5].

Приведем примеры формирования предметных результатов в 3 классе по теме «Деление чисел» в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова с помощью интерактивных заданий.

В программе по математике системы развивающего обучения Александрова Э.И. выделяет следующие предметные результаты, связанные с темой "деление":

  • делят многозначное число на многозначное с опорой на таблицу умножения (и только умножения!) однозначных чисел от 0 до 9;
  • знают и применяют основные приемы устных вычислений при выполнении деления;
  • понимают смысл деления как действия, направленного на определение промежуточной мерки или числа этих мерок;
  • строят графические модели действия деления, и осуществляют переход от этих моделей к буквенным формулам и обратно;
  • используют схему умножения (она же и деления) при решении текстовых задач, составляя выражение или уравнение; по схеме придумывают или подбирают текстовые задачи [2].

Помимо данных предметных результатов мы выделили дополнительные, которые, по нашему мнению, стоит отметить:

  • Выделяют первое неполное делимое;
  • находят «подсказки» при делении многозначных чисел, с опорой на которые происходит подбор цифры в частном;
  • находят количество цифр в частном;
  • подбирают компоненты деления с учетом «подсказок».

При анкетировании учителей развивающего обучения, мы смогли выяснить, что у учащихся наблюдаются проблемы с пониманием смысла деления, построением графической модели действия деления и использовании схемы деления для решения текстовых задач, поскольку данные варианты ответов опрашиваемые выбирали чаще всего. Все вышеперечисленные результаты будут формироваться за счёт выполнения интерактивных заданий. Но условием заказа были не просто интерактивные задания, а именно задания разного уровня, так как в классе могут присутствовать учащиеся с разными интеллектуальными возможностями и пcихичеcкими оcобенностями. Чаще всего учителя в работе с учащимися ориентируются на «среднего» учащегося и сильные учащиеся работают не в полной мере своих возможностей. Повлиять на данную проблему возможно, используя разноуровневые задания.

Под разноуровневыми заданиями мы понимаем задания для самостоятельной работы по одной теме с разной степенью сложности, выполняемые одновременно разными учениками.

В рабочей программе по математике Александрова Э.И. не разделяет предметные результаты по уровню сложности, в связи с этим нами было выделено два уровня сложности задания – повышенного и базового уровней.

Задания базового уровня направлены на припоминание и актуализацию уже имеющихся усвоенных знаний без их видоизменения, проверяется умение действовать по образцу. Задания повышенного уровня проверяет умения действовать в измененной ситуации, задания направлены на овладение способом.

Интерактивные задания создавались на платформе LearningApps.org. Данная платформа создана для поддержки обучения и преподавания с помощью небольших общедоступных интерактивных модулей (далее - упражнений). Данные упражнения создаются онлайн и в дальнейшем могут быть использованы в образовательном процессе. Для создания таких упражнений на сайте предлагается несколько шаблонов (упражнения на классификацию, тесты с множественным выбором и т.д.). Данные упражнения не являются законченными учебными единицами и должны быть интегрированы в сценарий обучения [6].

Рассмотрим интерактивные задания по математике по системе РО.

Рисунок 1. Скриншот задания базового уровня

Данное задание базового уровня, в котором учащийся демонстрирует умение делить многозначные числа с опорой на таблицу умножения [3].

Рисунок 2. Скриншот задания повышенного уровня

Данное задание направлено на проверку овладения способом нахождения количества цифр в частном и определение первого неполного делимого [4]. Задание повышенного уровня, поскольку учащемуся необходимо самостоятельно воспроизвести информацию (способ определения количества цифр в частном) и применить ее.

Задания разных уровней можно распределять в блоки разных цветов (если сборник электронный), давая учащимся возможность выбирать уровень задания по инструкции. «Кто хочет закрепить свои знания» - выбирает задания, например, в блоке зеленого цвета (базовый уровень). «Кто чувствует, что освоил материал по теме прочно и хочет проверить свои силы и возможности» - выбирает задания из блока желтого цвета (повышенный уровень).

Разноуровневые интерактивные задания можно использовать на уроке решения частно-практических задач, на уроке контроля и оценки при проверке усвоения пройденного материала; в самостоятельных работах; при организации рабoты над oшибками; в качестве домашней работы.

В условиях дистанционного обучения подобные задания являются лучшим средством для формирования предметных результатов. Они обеспечивают обратную связь (учащийся может сразу проверить выполненное задание и увидеть ошибки), помогают поддерживать интерес к изучению предметов, способствуют активизации мыслительнoй деятельности учащихся, при этом возникает положительная мoтивация в процессе учения. Учащиеся ощущают себя уверенными и успешными.

Библиографический список

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2000 г. № 373// Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 5 с.
  2. Александрова Э.И. // Методика обучения математики в начальной школе. Методическое пособие 3 класс / М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. - 232 с.
  3. Образовательный сервис «LearningApps»; задание базового уровня [Электронный ресурс]. –
    Режим доступа: https://learningapps.org/display?v=pbryoga6320 - LearningApps.org.
  4. Образовательный сервис «LearningApps»; задание повышенного уровня [Электронный ресурс]. –
    Режим доступа: https://learningapps.org/display?v=pes7bb0yc20 - LearningApps.org.
  5. Педагогический терминологический словарь [Электронный ресурс]. -
    Режим доступа: https://rus-pedagogical-dict.slovaronline.com/
  6. Образовательный сервис «LearningApps» [Электронный ресурс]. –
    Режим доступа: https://learningapps.org/display?v=pes7bb0yc20 - LearningApps.org.