Современные методы обучения глухих детей

Разделы: Коррекционная педагогика

Классы: д/с, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: глухие дети, слабослышашие дети


Данная статья посвящена современным методам обучения глухих детей. Тема является актуальной, так как в современной педагогической науке до сих пор нет единой точки зрения по этому вопросу. И тема выбора методов обучения вызывает множество споров между сторонниками того или иного метода.

Цель статьи – познакомиться с основными современными методами обучения глухих детей. Исходя из этого были поставлены следующие задачи:

  • познакомиться с историей обучения глухих детей;
  • выделить основные современные методы обучения глухих;
  • познакомиться с научной базой, лежащей в основе этих методов;
  • выявить, есть ли различия в системе обучения глухих детей в разных странах мира;
  • определить, есть ли на данный момент универсальный метод обучения глухих.

Попытки обучения глухих детей предпринимались ещё в античности. Обычно глухим детям того времени давали элементарные навыки самообслуживания и домашнего труда. Если глухие дети воспитывались в семьях знатных людей, то их могли обучать различным ремёслам и доступным видам искусств. Но систематического обучения этих детей долгое время не существовало.

Со сменой эпох менялось отношение к глухим людям, также менялись взгляды на методы их обучения. Значительные изменения во взглядах на обучение глухих произошли в эпоху Возрождения. Прорыв в обучении таких детей совершил испанский монах-бенедиктинец П.Понсе Де Леон (1508-1584). Он обучил 12 детей устной речи. В процессе обучения он использовал жестовую речь, письмо и дактилологию.

Постепенно сформировались два основных направления в обучении глухих людей. Представители одного из них считали, что в процессе обучения необходимо использовать словесные методы, а представители другого – жестовый язык. В разные исторические эпохи и в разных странах доминирующую роль играла либо одна, либо другая система.

На сегодняшний день в современной сурдопедагогике так и нет единого мнения по вопросу выбора методов обучения глухих детей. В России, по данным Всероссийского общества глухих, насчитывается около 300 тысяч глухих людей и около 13 миллионов людей имеют проблемы со слухом. И глухие дети также имеют право на образование. Поэтому вопрос выбора методов обучения таких людей остаётся и по сей день актуальным. Единого мнения по этому вопросу нет и в разных странах он решается по-разному.

На данный момент существует три основных системы обучения детей с нарушением слуха. Рассмотрим их более подробно.

Первый метод – это устный метод. Он наиболее распространён в России. Основной смысл этого метода заключается в том, что глухого ребёнка учат говорить и понимать обращённую к нему устную речь. Ребёнка учат считывать с губ. Как вспомогательный метод здесь также используется дактиль (Дактиль – это жестовая азбука, когда каждой букве алфавита соответствует определённый жест), важное значение уделяется письменной речи. Смысл этого метода сводится к тому, что глухому ребёнку нужно будет жить в обществе слышащих людей и поэтому для максимальной социализации в слышащем обществе ему нужно научиться говорить и понимать устную речь. Ещё Л.С.Выготский писал, что глухота – это «социальный вывих», т.к. она исключает человека из общества, из социума, потому что человек не говорит и не понимает речи окружающих людей. Речь означивается как «структурный эквивалент сознания» в работах С.Л.Рубинштейна.

У сторонников данного метода обучения есть громадная научная база, доказывающая эффективность этого метода обучения. Очень интересные данные приводит в своём выступлении на Круглом столе «Русский жестовый язык и качество жизни глухих» в рамках международной специализированной выставки «ИНТЕГРАЦИЯ.ЖИЗНЬ.ОБЩЕСТВО» Э.И.Леонгард. Она приводит в пример результаты объёмного сравнительного исследования с участием 327 глухих школьников из школ, работавших в Германии на основе словесной речи, и школ с тотальной коммуникацией (это использование словесного и жестового языков). В исследованиях учащимся давался бессмысленный лексический материал, который нужно было запомнить, а потом воспроизвести. Предъявлялся этот материал разными способами. Вот какие получились результаты:

Способ предъявления материала

Процент воспроизведения

чтение с губ +  восприятие на слух

30,2 %

чтение с губ + жесты + восприятие на слух

26,2 %

чтение  с губ + жесты

26,2  %

только чтение с губ

20,8 %

только жесты

17,0 %

только восприятие на слух

12,6 %

жесты + восприятие на слух

10,2 %

Полученные данные говорят о том, что самый лучший результат получается при использовании именно словесного метода. Хотя обратите внимание на то, что при добавлении к устному методу жестового результаты получились тоже достаточно неплохие.

У устного метода есть и противники. В основном, противниками данного метода выступают именно глухие люди, которые утверждают, что для полного понимания детьми учебного материала процесс обучения должен вестись на родном для них жестовом языке. Второй метод обучения – это как раз жестовый метод. Но в школах мира этот метод почти нигде не применяется в чистом виде, потому что практика его использования показала, что без развития речи, пусть даже и минимального, не идёт развитие ума.

Сторонники жестового метода утверждают, что «при использование устного метода у неслышащих и слабослышащих падает интерес и мотивация к изучению предмета, в результате предмет плохо усваивается» [21]

Наиболее оптимальный на мой взгляд – это третий метод – билингвистический. Данный подход сочетает в себе устный и жестовый методы. В школах, которые работают по данному методу, обычно работают сурдопереводчики, учителя также владеют жестами. При проведении урока материал излагается устно, затем учитель, чтобы проверить насколько ученик понял излагаемый материал, просит его продублировать информацию жестами.

Чаще всего, уроки делятся на три вида:

  1. уроки со слышащим учителем, знающим жестовую речь;
  2. уроки с глухим учителем;
  3. уроки со слышащим учителем и сурдопереводчиком.

Наиболее распространена такая система обучения в странах Европы.

Данная система на мой взгляд является наиболее продуктивной и приемлемой. Ведь здесь используется и устный метод, который даёт наилучшие результаты, а также для понимания глухими детьми информации она также преподносится на жестовом языке.  Даже Лев Семёнович Выготский считал, что полиглосия — «неизбежный и наиболее плодотворный путь развития и воспитания». Но, к сожалению, в нашей стране есть сложности с практической реализацией этого метода. Так как институтов, которые готовят сурдопедагогов, в нашей стране всего два. И с глухими детьми чаще всего работают обычные педагоги, которые уже самостоятельно обучаются жестам в течение своей профессиональной деятельности. А глухие родители глухих детей с большим недоверием относятся к педагогам, плохо владеющим жестами.

Хотя и здесь ситуация возникает крайне неоднозначная. Современный уровень медицины позволяет уже на ранних стадиях выявить проблемы со слухом у ребёнка. И если они действительно есть, то родители могут сделать ребёнку операцию, которую полностью оплачивает государство. В результате операции ребёнку в голову вживляют специальный чип, который позволяет ему слышать практически на том же уровне, что и обычные дети. Но, к сожалению, такие операции в нашей стране делают только слышащие родители. Так как глухие родители считают, что глухота не является физическим недостатком, а глухие люди, в свою очередь, являются носителями уникальной культуры.

Поэтому полностью отказаться от специальных коррекционных школ в ближайшее время вряд ли удастся. И проблему выбора действительно адекватных методов обучения глухих детей надо решать. И решать желательно так, чтобы это устроило и ту, и другую сторону и при этом никак не ущемляло ничьи права. Но на данный момент в нашем государстве не созданы условия, которые позволили бы на практике использовать наиболее оптимальный билингвистический метод.

Список литературы

  1. Зайцева Г.Л. Жест и слово: научные и методические статьи. М., 2006. Комарова А.О состоянии исследований русского жестового языка. М., 2014.
  2. Леонгард Э.И. Место жестового языка в разные периоды жизни детей с нарушением слуха [Электронный ресурс]. – Клуб родителей Phonak. – Электрон. журн., 2014. – режим доступа к журн.: http://phonak-kids.ru/articles/support/mesto-zhestovogo-yazyka-v-raznye-periody-zhizni-detey-s-narusheniem-slukha/.
  3. Молоток А.М. История формирования педагогических подходов обучения неслышащих до времени возникновения отечественной сурдопедагогики // Христианское чтение. - 2017. - №4. – С. 344-352
  4. Соловьева Т.А. Использование разных форм речи в современной системе образования глухих обучающихся / Т.А.Соловьева, Е.З. Яхнина // Наука и школа. – 2017. – № 1. – С. 99–108.
  5. Соловьева Т.А. Новые возможности коммуникативного развития обучающихся с нарушением слуха при получении основного общего образования // Т.А.Соловьева, Н.С. Отдельнова, Е.З.Яхнина // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина. – 2016. – № 4. Часть II. – С. 331–342.
  6. Яковлева М.Г. Жестовый язык: быть или не быть? Записки дефектолога // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2018. - №4. – С. 47-49.