Методика использования творческих заданий на уроках технологии

Разделы: Технология, Общепедагогические технологии


Творчество – это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека. При решении каких-либо задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое, требуется развитие особых качеств ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и воображать все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Исследованием этого вопроса занимались многие педагоги и психологи, такие как: В.И.Андреев, Д.Б.Богоявленская, В.А.Левин, Я.А.Пономарев, Г.С.Альтшуллер и другие авторы. Они углубили теорию развития творчества и научно обосновали процесс решения творческих задач, охарактеризовали условия, способствующие и препятствующие нахождению правильного решения.

Задача педагога - организовать педагогический процесс таким образом, чтобы у учащегося, повышался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась самостоятельность в работе. Чтобы в процессе обучения учащиеся не только овладевали установленной системой научных знаний, получали и отрабатывали учебные умения и навыки, но и развивали свои познавательные способности, накапливали опыт творческой деятельности, развивали творческое воображение.

Развитие творческой потенции ученика можно только при непосредственном включении его в творческую деятельность. Учителю нужно не только ставить перед школьниками проблему, но и побуждать их к ее решению. Никакой рассказ о творческой деятельности других людей и даже показ её не может научить творчеству. Согласимся с русским классиком Л.Н.Толстым, который считал: “Если ученик в школе не научился творить, то в жизни он будет только подражать, копировать”. Эти слова актуальны и сейчас.

В процессе творческой деятельности учащемуся может оказываться определенная помощь, например, через предъявление ему определённых эвристических предписаний. Осуществление таких предписаний может быть реализовано через творческие задания на уроках технологии через совместную деятельность педагога и учащихся. С дидактической точки зрения творческие задания представляют собой логически взаимосвязанные с друг другом задания, которые предлагаются учащимся в определенной последовательности, от простого к сложному. По нашему мнению творческие задания должны включать обязательный элемент тренинга и элемент новизны.

В рамках образовательной области «Технология» учащиеся приобретают разнообразные знания и навыки по преобразованию материалов, энергии и информации, изучить технику и культуру дома, уточнить свои профессиональные планы. При этом введение творческого задания как средства активизации технологического образования школьников, даст школьникам дополнительный шанс исследовать, по-новому решать проблему, создавать изделие, испытывать его и оценивать в реальных условиях.

В этой связи можно выделить следующие виды творческих заданий:

  • творческие задания, несущие новую информацию для учащихся;
  • творческие задания, знакомящие учащихся с новым для них методом решения;
  • творческие задания, в которых происходит создание нового (самостоятельное составление задач, примеров и пр. оригинального содержания, аналогичных ранее решенным задачам);
  • творческие задания, которые могут быть выполнены разными способами;
  • творческие задания на нахождение закономерностей и составление своих закономерностей;
  • творческие задания, которые подразумевают организацию практической познавательной деятельности: нарисовать, составить, разрезать, зашифровать, начертить, заполнить таблицу и др.;
  • творческие задания занимательного характера, на смекалку;
  • творческие задания, содержащие игровой момент;
  • творческие задания с элементами тренинга;
  • творческие домашние задания;
  • творческое задание «Конструирование изделия с обязательной заданной деталью»;
  • творческое задание «Конструирование изделий по определению»;
  • творческое задание контрпримеров альтернативных и конкурирующих изделий;
  • творческое задание на функции и свойства;
  • творческое задание на признаки;
  • творческое задание на способы решения;
  • творческое задание на решение «стандартных» проблем;
  • творческое задание на использование «ресурсов».

Рассмотрим подробнее некоторые виды творческих заданий, используемые в учебном процессе на уроке технологии.

1. Творческие задания, которые подразумевают организацию практической познавательной деятельности

Методика использования: учащимся предлагается нарисовать рисунок, составить кроссворд, (сканворд), зашифровать слова, начертить, заполнить таблицу и др.

Например: Раздел «Проектирование и изготовление конической или клиньевой юбки» 6 класс. Учащимся предлагается нарисовать эскиз, модель юбки, которую они бы хотели сшить, проявляя свое творчество.

2. Творческие задания, содержащие игровой момент

Методика использования: на уроке ученики разбиваются по командам, каждой из которых раздаются разнообразные анаграммы, чайнворды. За определенное количество времени, дети выполняют данные задания.

Например: Раздел «Домашняя экономика и основы предпринимательства». Учащиеся разбиваются на 2-3 команды, каждой из которых дается задание составить и нарисовать рекламу своего предприятия. Побеждает та команда, у которой будет самая красочная и яркая реклама.

3. Творческое задание «Конструирование изделия с обязательной заданной деталью»

Методика использования: задаются детали изделия, учащемуся предлагается с помощью выбранной самостоятельно, либо по рекомендации преподавателя детали составить соответствующее описание модели, разработать возможные эскизы изделия, технологическую последовательность его изготовления.

Например: Раздел «Проектирование и изготовление плечевого изделия на основе ночной сорочки». Учащиеся создают банк идей, предлагают общие виды отделки, производят построение одной базовой основы для нескольких изделий, изготавливают образцы изделий.

4. Творческое задание «Конструирование изделий по определению»

Методика использования: дается описание готового изделия или детали, сложного узла соединения деталей изделия.

Анализ выполнения творческого задания используется для изучения характерных особенностей изделия, оценки его возможной новизны, выявлении достаточно обоснованных критериев этой новизны.

Например: Раздел «Проектирование и изготовление плечевого изделия на основе ночной сорочки». Учащихся знакомят с видами, моделями ночных сорочек. На базе этого ученики должны внести что-то новое, свое, что ранее не использовалось.

5. Творческое задание на признаки

Методика использования: вводится на этапе изучения нового материала с целью встраивания в систему уже изученных или выявленных необходимых и достаточно конструктивно-технологических построений в базовой основе проектируемого (анализируемого) изделия.

В творческом задании дано описание модели, определено назначение изделия, требуется найти признаки, по которым можно отличить данное изделие среди других схожих изделий.

Например: Раздел «Рукоделие» 7 класс. В творческом задании дано описание модели с различными видами образцов вязания крючком, определено назначение изделия, требуется найти признаки, по которым можно отличить данное изделие среди других схожих изделий.

6. Творческое задание на способы решения

Методика использования: собирается несколько признаков и свойств, пользуясь которыми можно работать с данным заданием.

Определяется количество эскизов, используемых для разработки изделия, возможных различных способов его изготовления.

Например: Раздел «Интерьер жилого дома» Проводится исторический экскурс в историю создания жилища, при этом делается упор на способы решения возникавших ранее проблем и задач, что при этом могло быть незаслуженно забыто и почему.

Проводится исторический экскурс в историю изделия и связанных с ним решений, при этом делается упор на способы решения возникавших ранее проблем и задач, что при этом могло быть незаслуженно забыто и почему.

Результаты обобщаются и анализируются всей группой учащихся, при этом оцениваются разные способы решения задачи, предлагаются дополнения, новые проблемы и задачи.

7. Творческое задание контрпримеров альтернативных и конкурирующих изделий

Методики использования: предлагается описание (с различной степенью детализации), либо – изображение модели.

Например: Раздел «Рукоделие» 7 класс. Учащиеся составляют описание изделия, при этом отмечаются существенные признаки этого изделия (состав, материал, фасон, стиль, историческая эпоха, функциональное назначение, нюансы и т. д.).

Им предлагается подобрать примеры, не удовлетворяющие потребителя (используется изделие данного класса, используются не все существенные признаки, заменяются похожими), желательно – с обоснованием причин введения новшества. Проводится генетический (исторический) анализ, выявляются закономерности, делается прогноз на будущее.

Творческие задание играют большую роль в обучении технологии, а в частности на уроках раздела «Рукоделие». Они способствуют развитию творческого потенциала учащихся, развитию умения работать в команде, является связующим звеном между теорией и практикой в технологическом образовании школьников.

Выполняя творческие задания, учащиеся развивают навыки мышления, они учатся искать информацию, анализировать, экспериментировать, принимать решения, работать самостоятельно и в группах. Они занимаются моделированием, приобретают навыки изготовления изделий. У них углубляются знания по использованию материалов, происходит знакомство с производственными процессами и новыми профессиями. Дети способны применить и углубить знания, полученные в области естественных наук, математики, искусства и гуманитарных наук. Благодаря этим заданиям развиваются творческие, активные личности, способные учиться самостоятельно.