Введение
Фольклор в дошкольном учреждений –
источник особой детской радости.
Ребенок открывает для себя красоту музыки,
Её волшебную силу, свой творческий потенциал.
Г.С.Виноградов
Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Один из принципов дошкольного образования это приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Использование малых форм фольклора в работе с детьми помогает реализовывать данный принцип дошкольного образования, обозначенный в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Так же в стандарте обозначены основные направления в развитии и деятельности детей. И одно из этих направлений - речевое развитие.
Использование детского фольклора соответствует данному направлению. В ходе освоения малых фольклорных жанров происходит совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Дети приобретают опыт социального поведения, формируется отношение к окружающему миру, потому как каждое произведение народного творчества имеет нравственную направленность.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения, благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А.Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса. Обращение к хорошо знакомым, любимым детьми жанрам фольклора (например, колыбельная песня) обеспечивает эффективность формирования самостоятельной речи дошкольников. Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для использовании их в речевом общении, театрализованных, сюжетных играх. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Произведения русского народного искусства через особую форму отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить.
Младший дошкольный возраст имеет особое значение для речевого развития ребенка. Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учиться говорить — овладевает умением выговаривать определенные звукосочетания. По мере того как возрастают произносительные способности ребенка, увеличивается и его умение понимать речь окружающих. И через некоторое время, произнося слова, а затем, связывая их между собой в предложения и фразы, ребенок овладевает особенностью ясно и последовательно выражать свои мысли.
Существенную роль в процессе развития речи детей младшего дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитии речи детей раннего возраста необходимо включать: чтение колыбельных песенок, потешек, сказок, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, вводить их в повседневный разговор.
Русские народные песенки, потешки, прибаутки, развлекают и развивают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение. Колыбельные песни вызывают состояние психологического комфорта. Сказки способствуют психическому развитию ребенка, подготавливая положительный эмоциональный фон для адекватного восприятия окружающего мира и отражения его в речевой деятельности.
Паспорт проекта
Проект: «Использование произведений малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста».
Тип проекта: творческо-игровой.
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь – май).
Участники: младшие дошкольники, родители воспитанников, педагоги.
Возраст детей: 3–4 года.
Актуальность проекта
В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Дети младшего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Поэтому проблема развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка.
Как отмечает Н.Гавриш: «В младшем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи».
Одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи и речевого общения. Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится говорить — овладевает умением выговаривать определенные звукосочетания. По мере того как возрастают произносительные способности ребенка, увеличивается и его умение понимать речь окружающих. И через некоторое время, произнося слова, а затем, связывая их между собой в предложения и фразы, ребенок овладевает особенностью ясно и последовательно выражать свои мысли. Однако порой даже умственно и психически здоровые дети испытывают трудности в овладении речи. Большое количество детей к 3-4 годам еще очень плохо говорят. Малыш всему учится в общении с взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слышать и слушать, думать, подготавливает детей к вычленению смысла слов. По меткому определению К.Д.Ушинского, пословицы и поговорки помогают «выломать язык ребенка на русский лад». Так, где же, как не в русском народном фольклоре, и нам черпать материал для всестороннего развития речи, воспитания интереса к художественному слову.
Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его духовного развития. Для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Все это можно найти в народной педагогике. Например, так с помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.
Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности. Время не ждет, работу необходимо начинать сейчас.
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:
В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарный запас, неадекватные эмоции. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка.
Педагоги и психологи отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало, использование в работе с детьми устного народного творчества, создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного и морального опыта в межличностных отношениях.
Если использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способностей детей.
Цель проекта: способствовать речевому развитию детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.
Задачи проекта
для детей:
- знакомить детей с малыми формами фольклора;
- внимательно слушать и запоминать предложенный материал;
- использовать фольклорный материал в повседневной жизни;
- развивая речь, добиваться правильного и четкого произношения слов;
- поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться;
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
- побуждать детей эмоционально воспринимать содержание литературного произведения.
для педагогов:
- проанализировать теоретический материал по данной теме;
- определить основные методы использования малых форм фольклора для развития речи детей младшего дошкольного возраста;
- разработать комплексные мероприятия, способствующие реализации данного проекта.
- помочь детям в освоении разговорной речи, овладеть родным языком;
- способствовать обогащению активного словаря детей;
- самореализация.
для родителей:
- совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы;
- способствовать развитию заинтересованности родителей воспитанников в проводимой работе;
- выявление практических и теоретических умений родителей по развитию речи ребенка, как средства общения.
- определение наиболее интересных методов формирования речевой активности в домашних условиях. Выяснить, насколько активно применяют родители малые фольклорные формы.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: Проведение занятия – развлечения с использованием произведений малых фольклорных жанров.
Название итогового мероприятия проекта: «В гости к бабушке Загадушке».
Ожидаемые результаты по проекту
для детей:
- сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;
- словарь детей к концу году обогатится новыми словами, оборотами, выражениями;
- будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи;
- воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками.
для педагогов:
- повышение теоретического уровня по теме проекта;
- внедрение современных методов и технологий по развитию речи средствами фольклора;
- самореализация;
- обобщение и распространение опыта.
для родителей:
- сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей;
- повышение педагогической компетенции по вопросам речевого развития детей;
- сформируются представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка;
План реализации проекта
I этап – подготовительный
- Подбор материала по теме «Роль малых фольклорных жанров в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».
- Анкета для родителей: «Что вы знаете о русском народном фольклоре».
- Разработка перспективного плана к проекту.
- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
- Подборка произведений малых фольклорных жанров.
- Создание предметно - развивающей среды.
- Привлечение родителей к текущему проекту. Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению их творческих способностей в различной деятельности.
II этап – практический
Для того чтобы использовать малые фольклорные формы в речевом развитии, по мнению Сазоновой С.Е., Малининой О.В. воспитатель должен:
- знать уровень развития своих воспитанников;
- научиться владеть художественными средствами;
- обеспечить понимание смыслового содержания народного произведения;
- петь и танцевать;
- использовать элементы артистичности (эмоциональную окраску речи, изменение тембра голоса);
- использовать красочность и богатство зрительных образов;
- применять забавный сюжет;
- больше использовать словесные, наглядные, игровые методы;
- варьировать методическими приемами.
Постепенное поэтапное усвоение малых фольклорных форм включает в себя следующие задачи:
- Первичное понимание предъявляемого материала.
- Выполнение аналитических и синтетических упражнений на ограниченном фольклорном материале.
- Заучивание или повторение текстов.
- Последующее использование усвоенного фольклорного материала в игровой и речевой деятельности.
Малые фольклорные формы фиксируют свойства и состав языковых единиц и, являясь чувственной опорой мыслительных процессов, программируют операционный состав анализа и порождения речевого высказывания, т.е. служат основой развития когнитивно-речевой деятельности.
Использование малых фольклорных форм не требует выделения отдельного времени и поиска особых форм работы, а органично сочетается с программой воспитания и обучения дошкольников. Отбор фольклорного материала осуществляется в рамках изучаемых лексических тем с учетом активного и действенного познания детьми окружающего мира, уровня их речевого развития, а так же тематического принципа и взаимосвязи разделов программы.
Использование малых форм фольклора в режимных моментах
Режимные моменты | Фольклорный материал |
Прием детей |
Потешки, прибаутки, песенки, утешалочки |
Утренняя гимнастика |
Пальчиковые игры, артикуляционная, зрительная, дыхательная гимнастика |
Умывание |
Потешки, песенки, шутки, прибаутки, приговорки |
Трудовые поручения |
Скороговорки, чистоговорки. |
Подготовка к приему пищи. |
Потешки, песенки, шутки, прибаутки, приговорки, загадки. |
Подготовка к занятиям. Занятия |
Потешки, песенки, шутки, прибаутки, приговорки, загадки, небылицы, считалки, заклички |
Подготовка к прогулке. Прогулка |
Заклички, Потешки, песенки, шутки, прибаутки, приговорки, загадки, небылицы, считалки |
Подготовка ко сну |
Колыбельные, пестушки, потешки |
Игры, самостоятельная деятельность детей |
Народные игры, игры-имитации, считалки, загадки, дразнилки, мирилки |
Все что пришло к нам из глубины веков, принято называть народным творчеством. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Поэтому не случайно, что важным моментом в воспитательной работе является возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа, широкое знакомство детей с его фольклорным творчеством.
В работе с детьми младшего возраста используются следующие малые фольклорные формы: пестушки, колыбельные песенки, прибаутки, скороговорки, пословицы, поговорки, потешки, загадки, сказки, считалки, заклички. Это первые художественные произведения, которые слышит маленький ребенок. Они разнообразны по содержанию: колыбельные - успокаивают, веселые - радуют, в них звучит любовь к ребенку и забота о нем. Знакомство с устным народным творчеством расширяет кругозор детей, обогащает их чувства, речь, благотворно действует как на физическое, так и на психическое развитие ребенка, формирует доброжелательное отношение к окружающему миру.
Проблема, связанная с развитием речи детей особо остро встала в последнее время. Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать. При этом общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешения любого конфликта. А ведь устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь бледнеет, тускнеет.
Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создаёт необходимые основы для овладения детьми разными видами деятельности, обогащение словарного запаса и развитие связной речи, помогает овладевать первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности.
Жизнь детей – это в первую очередь питание, сон, прогулки, гигиенические процедуры, поэтому для работы с ними мы отобраны потешки, пестушки, колыбельные, которые могут быть использованы в режимных моментах.
Литература
- От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой. – 6-е изд., доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. 2020 – 368 с.
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000.
- Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1986.
- Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981.
- Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
- Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе.- М.: Мозайка - Синтез, 2010
- Гризик, Т.И. Развитие речи детей 3-4 лет [Текст] : метод. пособие для воспитателей дошкол. образоват. учреждений / Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук.– М. : Просвещение, 2007. – 224 с.
- Ефремова, Е.Ю. Малые фольклорные формы как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Е.Ю. фремова, А. Ю.Мирнова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2012. – № 24-2. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/-n/malye-folklornye-formy-kak-sredstvo-razvitiyarechi-detey-mladshego-oshkolnogo-vozrasta
- Князева О.Л. , Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. М: «Просвещение», 2009г.
- Козырева, Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет [Текст] / Л.М.Козырева. – Екатеринбург: УФактория, 2005. – 224 с.
- Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть: Русский детский игровой фольклор [Текст: кн. для учителя и учащихся / сост. М.Ю.Новицкая, Г.М.Науменко. – М. : Просвещение, 1995. – 224 с.