Место и роль урока в изучаемой теме: урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений.
Цели урока: Контроль знаний по темам: грамматическая основа предложения, простое/сложное предложение, вид односоставного предложения, обособленные члены предложения, вводные слова, орфография русского языка, средства художественной выразительности, определение основной мысли предложения.
Задачи:
- Обучающая: проконтролировать уровень знаний учащихся, активизировать и совершенствовать навыки по применению грамматического материала в режиме подготовки к ОГЭ.
Развивающие: развитие умений работы с материалами ГИА. Развитие познавательных способностей. - Воспитывающие: формирование у учащихся мотивации к обучению и познавательной деятельности, развивать настойчивость и умение преодолевать трудности для достижения намеченной цели.
Планируемые результаты:
- Личностные: умение контролировать и оценивать свои знания, навыки.
- Предметные: умение использовать знания для решения заданий ГИА, грамматический навык.
Метапредметные:
- Выделять основную мысль, применять приёмы сжатия текста
- Коммуникативная грамотность: владение словом, использование читательского опыта для аргументирования своих мыслей, владение приёмами сампроверки.
- Информационная грамотность: работа с текстом.
В предложенном файле 6 вариантов заданий (№№2-9) в формате ОГЭ на основе демоверсий ФИПИ. Задания вариантов и Ответы на них частично изменены, таким образом, невозможно воспользоваться ответами из банка заданий.
В конце – ключи к вариантам.
Вариант 1
Ответами к заданиям 2–8 являются слово (несколько слов), цифра или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. |
2. Синтаксический анализ
Прочитайте текст.
(1)Перед человечеством стоят глобальные проблемы: рост населения мира, ликвидация социального неравенства, проблемы использования Мирового океана и космического пространства, природных ресурсов и защиты окружающей среды. (2)В связи с этим сотрудничество учёных различных стран призвано сыграть свою роль в решении этих проблем. (3)Говоря о значении научных открытий и изобретений, следует помнить и о возросшей ответственности учёных за будущее человечества. (4)К сожалению ученых, в мире всё больше растёт непонимание места и роли науки, а мистические представления вытесняют целостное научное мировоззрение. (5)Поэтому вопрос о месте науки в общественном сознании, в выработке новых ценностей современного мира основной. |
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
- Предложение 1 осложнено однородными членами предложения с обобщающим словом.
- Предложение 2 односоставное безличное.
- Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.
- Предложение 4 осложнено вводным словом.
- Предложение 5 содержит составное именное сказуемое.
3. Пунктуационный анализ
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Может быть(1) нам предстоит сегодня узнать (2) новейшие данные об элементарных частицах(3) о «белых карликах» и «черных дырах» Вселенной(4) с роскошными созвездиями (6) пульсирующими над головой(7) с белоснежностью Млечного пути(8) указывающего человечеству дорогу к новым открытиям.
4. Синтаксический анализ
Замените словосочетание «Санькины чувства», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
5.Орфографический анализ
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
- БЕСПЕЧНЫЙ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С..
- ПРИВОКЗАЛЬНАЯ (площадь) — Приставка ПРИ- пишется в значении неполноты действия.
- ИЗВЕСТНЫЙ – непроизносимая согласная в корне слова проверяется словом известен.
- ДОСРОЧНО – в наречии написание суффикса зависит от ударения.
- ПРОКОПАЕТ (траншею) — проверяемая гласная в корне слова
Прочитайте текст и выполните задания 6–9.
(1)Отца своего, который погиб на фронте, Авалбёк не помнил. (2)Первый раз он увидел его в кино, когда мальчику было лет пять.
(3)Фильм был про войну, Авалбёк сидел с матерью и чувствовал, как она вздрагивала, когда на экране стреляли. (4)Ему было не очень страшно, а иногда даже, наоборот, весело, когда падали фашисты. (5)А когда падали наши, ему казалось, что они потом встанут.
(6)Вот на экране появились артиллеристы. (7)Их было семь человек. (8)Один из них был смуглым, черноволосым, небольшого роста.
(9)И вдруг мать тихо сказала:
– Смотри, это твой отец...
(10)Почему она так сказала? (11)Зачем? (12)Может быть, случайно или потому, что вспомнила мужа. (13)И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома.
(14)И мальчик поверил. (15)Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности. (16)Как он гордился своим отцом! (17)И война с этой минуты уже не казалась мальчику забавной, ничего весёлого не было в том, как падали люди. (18)Война стала серьёзной и страшной, и он впервые испытал чувство страха за близкого человека, за того человека, которого ему всегда не хватало.
(19)А на экране шла война. (20)Появились немецкие танки. (21)Мальчик испугался. (22)«Папа, танки идут, танки!» – кричал он отцу. (23)Танков было много, они двигались вперёд и стреляли из пушек. (24)Вот упал один артиллерист, потом другой, третий... (25) И вот остался только отец, он медленно шёл навстречу танку с гранатой в руках.
– (26)Стой, не пройдёшь! – крикнул отец и бросил гранату.
(27)В этот момент в него начали стрелять, и отец упал.
– (28)Это мой отец! (29)Вы видели? (30)Это моего отца убили... – закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он.
(31)И тогда соседский мальчишка, школьник, первым решил сказать ему правду.
– (32)Да это не твой отец. (33)Что ты голосишь? (34)Это артист. (35)Не веришь – спроси у киномеханика.
(36)Но киномеханик молчал: взрослые не хотели лишать мальчика его горькой и прекрасной иллюзии.
(37)Мать наклонилась к сыну, скорбная и строгая, в глазах её стояли слёзы.
– (38)Пойдём, сынок, пойдём. (39)Это был твой отец, – тихо сказала она и повела его из зала.
(40)Сердце мальчика было наполнено горем. (41)Только сейчас он понял, что значит – потерять отца. (42)Ему хотелось плакать. (43)Он посмотрел на мать, но она молчала. (44) Молчал и он. (45)Он был рад, что мать не видит его слёз.
(46)Он не знал, что с этого часа в нём начал жить отец, который давно погиб на войне.
(По Ч.Т. Айтматову*)
* Айтмáтов Чингúз Тореку́лович (1928–2008) – советский киргизский писатель.
6. Анализ содержания текста
В каком варианте ответа содержится главная мысль текста?
- Авалбёк, глядя на экран, впервые испытал чувство страха за близкого человека.
- Авалбёк хорошо помнил своего отца.
- Авалбёк смотрел фильм с матерью и чувствовал, как она вздрагивала, когда на экране стреляли.
- Война во время просмотра фильма уже не казалась Авалбёку забавной, ничего весёлого в том, как падали люди, не было.
- Взрослые и мать объяснили Авалбёку, что в фильме убили не его отца, а просто артиста.
7. Анализ средств выразительности
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.
- Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности.
- Сердце мальчика было наполнено горем.
- И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома.
- – Это моего отца убили... – закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он.
- Он был рад, что мать не видит его слез.
8. Лексический анализ
Замените просторечное слово «голосишь» из предложения 33 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Часть 3
9.3 Как Вы понимаете значение выражения СИЛА ДУХА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чём проявляется сила духа?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из литературного произведения.
Объём сочинения должен составлять не менее 150 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
КЛЮЧИ
|
Вар 1 |
Вар 2 |
Вар 3 |
Вар 4 |
Вар 5 |
Вар 6 |
2 |
154 |
234 |
234 |
145 |
123 |
145 |
3 |
13678 |
23458 |
23467 |
1345678910 |
12367 |
123456789 |
4 |
Чувства Сани |
Стена из бетона |
Армейский штаб |
Мелодия народа |
Колодезная вода |
Полковой командир |
5 |
135 |
124 |
345 |
135 |
124 |
125 |
6 |
3 |
5 |
2 |
3 |
2 |
3 |
7 |
2 |
2 |
4 |
2 |
5 |
3 |
8 |
Плакать/рыдать |
передаёт тебе привет |
Беспощадный/ Злейший |
уносить ноги |
влепить |
он пренебрёг |