Эссе «Культура речи дефектолога»

Разделы: Инклюзивное образование

Ключевые слова: эссе


Размышления на тему моего эссе заставили меня вспомнить одну историю, которая случилась несколько лет назад с одной моей знакомой.

Дело было в роддоме. Знакомая перенесла кесарево сечение, и двое суток её не допускали к ребёнку. Тем не менее, педиатр аккуратно посещала роженицу, рассказывая о состоянии младенца.

Она перечисляла – почему-то с осуждающей интонацией – диагнозы, и делала неутешительные прогнозы, по крайней мере, их так воспринимала моя знакомая. Врач сыпала медицинскими терминами, не уточняя их значение, отчего сказанное было наполовину непонятно молодой матери, и очень пугало и расстраивало её.

Результатом общения педиатра и пациентки стала уверенность последней, что её новорождённый сын не жилец. Она плакала не переставая, рискуя потерять молоко. Стало ухудшаться её физическое состояние.

К счастью другой врач растолковал мамочке значение всех «страшных» слов. Объяснил причины и последствия симптомов, принятых моей знакомой за роковые диагнозы. Оказалось, что для паники причин нет, и действительно, всё завершилось благополучно.

Приведённый мною эпизод иллюстрирует, как непонятная по содержанию (для пациентки) и, по всей видимости, интонационно неуместная речь врача оказала негативное влияние на психическое и физическое состояние роженицы.

Понятность или, другими словами, ясность, доступность, а также интонационная уместность – это качества речи. Они являются показателями речевой культуры человека.

Под выражениями «культура речи», «речевая культура» понимается комплекс коммуникативных качеств речи, позволяющих адресанту (говорящему) производить эффективное воздействие на адресата (слушающего) в соответствии с поставленными целями и задачами конкретного акта общения и с учётом обстоятельств, при которых происходит процесс коммуникации.

Изложенная формулировка показывает со всей определённостью,  что культура речи – важнейший признак профессионализма у представителей многих специальностей типа «человек – человек». Культурой речи должен обладать и врач, и педагог, и юрист, и, конечно же, дефектолог.

Профессиональная деятельность дефектолога осуществляется на пересечении медицины, психологии, педагогики. Культура речи представляется ключевым свойством специалиста в области обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии.

Речь компетентного дефектолога должны характеризовать следующие нормативные, коммуникативные и этические качества:

  • правильность, точность, логичность;
  • уместность, ясность и понятность;
  • чистота, выразительность, богатство;
  • действенность.

Полагаю, необходимо подробнее рассмотреть перечисленные выше качества.

Правильность – это основополагающее качество речи, заключающееся в согласованности фонетической, лексической, грамматической систем русского языка с принятой литературной нормой.

Точность речи – это способность чётко и недвусмысленно излагать свои мысли.

Логичность подразумевает умение обоснованно, связно, убедительно передавать содержание речевых высказываний.

Уместность – стилевая, контекстная, ситуативная – параметр, определяющий соответствие речи целям, задачам и условиям общения. Уместность речи демонстрирует соотнесённость тематики и содержания высказывания с его эмоциональной формой, в определённой коммуникативной ситуации (состав и состояние слушателей/слушателя, место и время).

Понятность (ясность) речи – один из важнейших признаков речевой культуры, означающий доступность и вразумительность. Другими словами, сказанное должно доходить до сознания и усваиваться слушателем без затруднений

Чистота полагает отсутствие в речи высказываний, не отвечающих правилам литературного языка и этическим нормам.

Выразительность – присутствие в речи своеобразных черт, способных поддержать в слушателе внимание и заинтересованность.

Богатство речи подразумевает разнообразие в применении языковых (лексических и грамматических) средств.

Действенность предполагает такое качество речи, которое побуждает её адресата к активизации либо изменению деятельности, как внешней (поступков, действий), так и внутренней (мыслей, установок, настроения).

Итак, культура речи является одним из основных профессиональных качеств дефектолога. Настоящему профессионалу необходимо развивать и совершенствовать все перечисленные коммуникативные качества речи, и на их основе овладевать речевым мастерством как высшим проявлением речевой культуры.

В связи со всем выше сказанным хотелось бы вспомнить крупнейшего древнегреческого теоретика и учителя красноречия Горгия, который говорил, что различные слова влияют на душевное здоровье (сейчас мы бы сказали – психическое состояние) человека так же, как разные снадобья действуют на его физическую оболочку. Слова могут и вдохновить, дать жизнь новым устремлениям, но могут и навредить, и даже уничтожить личность.

Вне всякого сомнения, можно заключить, что культура речи и речевое мастерство, как высшая форма её проявления, оказываются не просто профессиональным качеством, но и мощным инструментарием деятельности специалиста в области дефектологии.