Цели:
- Расширение знаний детей о дружбе.
- Развитие умения аргументировать свою точку зрения.
- Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
- Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.
Предварительная работа.
- Чтение рассказов и сказок, в которых раскрывается тема дружбы.
- Подбор пословиц и поговорок о дружбе.
- Выставка книг разных писателей о дружбе.
- Рисунки детей.
- Разучивание новых песен.
- Проведение анкетирования среди учащихся класса.
Оборудование:
- Музыкальные записи инструментальной музыки и детских песен.
- Компьютерная презентация.
- “Цветик-семицветик” из листов цветной бумаги.
- Карточки со словами пословиц.
- Эмблемы и иллюстрации.
- “Волшебная конфета”.
- Папка с файлами для сбора подготовленного материала по проекту.
Ход классного часа
1. Организационный момент
(под музыку «Встаньте дети, встаньте в круг» дети встают в круг, держатся за руки)
Учитель: Ребята! Встаньте в круг. Возьмитесь за руки. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь своим соседям, подарите им свою самую лучезарную улыбку. Подарите тепло своих ладошек и мысленно пожелайте своим одноклассникам всего самого наилучшего, доброго, светлого на этом занятии. Подарили?
Молодцы!
А сейчас я прошу вас сесть по своим группам.
II. Вступительное слово учителя
(На фоне музыки.)
Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое.
– Хижина у меня маленькая, войдет только один. А кто вы? – спросил пастух.
– Мы – дружба, счастье и богатство. Кому открыть дверь – выбирай сам!
Пастух выбрал дружбу. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.
Учитель: Ребята, какая проблема стояла перед пастухом? (Кому открыть дверь.)
– Какое решение он принял? (Ответы детей.)
– Значит, о чем мы будем говорить сегодня на нашем занятии?
А поможет вам ответить на этот вопрос замечательная радуга, которая спряталась в волшебных лепестках цветка.
Читая первую букву каждого слова, вы узнаете тему, нашего занятия.
– Итак, сегодня мы должны сказать лучшие слова о дружбе, друзьях. А начнем мы наш разговор с одной из версий возникновения слова друг.
(Ученица 1 читает стихотворение.)
Когда еще никто не знал и слова -
Ни “здравствуйте”, ни “солнце”, ни “корова”, –
Соседям древний человек привык
Показывать кулак или язык
И корчить рожи, (что одно и тоже),
Но, словом стал гортанный звук,
Осмысленней лицо, умнее руки,
И человек придумал слово “друг”,
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
Ему спасибо за друзей моих.
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей – людей, которых я люблю,
Я никогда ничем не оскорблю.
(Ученица 2 читает «Монолог о дружбе».)
Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает это слово?
Значит, что оно?
Учитель: Какое прекрасное слово – “дружба”!
Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своём.
Произносишь слово “дружба” - и сразу вспоминаешь весёлых герое мультфильмов: это музыкальный Львёнок и мудрая Черепаха, это крокодил Гена и Чебурашка, это кот Леопольд и мыши, Малыш и Карлсон, Чип и Дейл, Матроскин, пёс Шарик и дядя Фёдор, Белоснежка и 7 гномов, забавный Винни-Пух и Тигра,… (помогайте, мне, ребята. Кто ещё?) и многие другие.
Мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живём, дарит нам прекрасное общение – общение с другом.
Друг – это любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней.
Друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту.
Друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний.
Друг – это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо.
Русская пословица гласит: “Не имей сто рублей, а имей сто друзей»
III. Беседа с учащимися
Учитель: Да, слово друг известно давно. Но всех ли людей, которые нас окружают в школе, секции, кружке, можно назвать друзьями?
- Кого мы называем другом?
- Какие качества у него будут главными?
- Каких друзей нам хотелось бы иметь?
Давайте сейчас это выясним.
Я попрошу вас, передавая волшебную конфету друг другу, назвать черту такого человека.
Итак, продолжайте: друг должен быть ………(добрым, честным, отзывчивым, верным, добропорядочным, искренним, милым, надёжным, весёлым, заботливым, аккуратным, настоящим, решительным, чутким, смелым, умным, душевным, справедливым, внимательным…)
Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием!
Когда между людьми возникает взаимная привязанность друг к другу, желание быть рядом, помогать, вот тогда и начинается дружба.
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для нас таящее,
И любая беда - не беда.
Если рядом друзья настоящие!
Анализ ситуации:
Ребята! Я расскажу вам один случай, а вы подумайте, так ли поступают настоящие друзья.
Три девочки – Ира, Зина и Лена – дружили. Они вместе играли, смотрели книжки, пели песни. Однажды Ира нечаянно сломала коробку с кормом для птиц. Корм высыпался. Она испугалась и стала быстро убирать его, Лена ей помогала и говорила: “Как же ты так неосторожно? У нас нет другой коробки! Пойдем, скажем Вере Ивановне и попросим починить коробку”. Зина стояла в стороне и говорила: “Всегда ты, Ирочка, всё ломаешь. Я вот скажу Вере Ивановне. В чем корм хранить?”
- Как вы думаете, кто из девочек настоящий друг? (Лена)
Почему? (Она стала помогать Ире собирать корм)
Как поступают настоящие друзья? (Спешат помочь в трудную минуту)
Чему может научить вас этот рассказ? (Всегда помогать и поддерживать своих друзей в трудную минуту).
- Настоящий друг всегда поддержит и поможет своему другу, не оставит его в трудную минуту.
- Как вы считаете, интереснее жить — с друзьями или без друзей?
(С друзьями весело, друг не выдаст секрет, защитит. Когда друзья вместе, то им весело, а когда врозь — грустно).
Мимическая гимнастика
Учитель: Молодцы! Ну, а сейчас, ребята, давайте немного отдохнём.
- Улыбнитесь друг другу.
- Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.
- А какое выражение лица бывает у враждебно настроенного человека?
- Но мы с вами настроены на хорошую, позитивную волну и я вам предлагаю поиграть в «Угадай мелодию».
Игра «Угадай мелодию»
(подпевайте, ребята!)
Учитель: Да, только с другом нам хорошо, только с ним мы можем всего добиться и преодолеть любые преграды.
В ходе подготовки нашего проекта вы объединились в микрогруппы, чтобы выполнить полученное задание-исследование. Давайте послушаем и оценим результат вашей работы, который я предлагаю объединить в проект “Все о дружбе”. Вы согласны с этим предложением? Начинаем!
Первая группа – вам слово, Это у нас ХРАНИТЕЛИ МУДРОСТИ.
Выступление учащихся.
Меня зовут……….и………….Мы представляем результат работы группы “Хранители мудрости”. Мы подбирали различные пословицы и поговорки о дружбе и друзьях. Всего нашли …. пословиц. Это пословицы разных народов. Мы хотим зачитать те из них, которые особенно нам понравились.
Зачитывают пословицы.
А еще для вас мы подготовили игру “Продолжи пословицу”. Перед вами первая часть пословицы, вторую необходимо вспомнить и сказать всю пословицу.
- Друг за друга стой – и (выиграешь бой).
- Человек без друзей, что (дерево без корней).
- Друг научит, а недруг (проучит).
- Не имей 100 рублей, а имей (100 друзей).
- Друг лучше старый, (а платье новое).
- Старый друг – (лучше новых двух).
- Дружба не гриб, в лесу (не найдёшь).
- Дерево живёт корнями, а человек (друзьями).
- Друга ищи, а найдёшь (береги).
- Доброе братство, лучше (богатства).
Учитель:
Пословицы недаром молвятся
Без них прожить никак нельзя
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Молодцы! Спасибо вам за ваш труд.
Слово 2-й группе. Это у нас «ХУДОЖНИКИ-ИЛЛЮСТРАТОРЫ»
(ЭТА ГРУППА РИСОВАЛА НА ТЕМУ «Дружба»)
Выступление учащихся.
Меня зовут….., меня……..Мы представляем результат проекта. Я нарисовал ………………..
(Рассказывают о содержании своих рисунков.)
УЧИТЕЛЬ: Молодцы, художники! Спасибо вам.
А сейчас дадим слово ребятам из «ЛИТЕРАТУРНОЙ ГОСТИНОЙ»
3 группа. (ИХ ЗАДАНИЕ БЫЛО НАПИСАТЬ МИНИ-СОЧИНЕНИЕ О СВОЁМ ДРУГЕ)
Выступление учащихся.
Меня зовут…. Я хочу рассказать вам о своем друге………
Меня зовут……..
Учитель: Спасибо, за эти прекрасные строки о друзьях. А я дарю вам стихи, которые очень нравятся мне. Пусть они пополнят ваш проект. Одно из них я знаю с детства и сейчас с удовольствием его прочитаю.
Землю обмотали тоненькие нити,
Нити параллели и зеленых рек,
Совершите чудо, руку протяните
Надо чтобы в дружбу верил
Каждый человек!
Ну, а сейчас, слово представителям 4 группы. Это группа наших ЭКСПЕРТОВ.
Выступление учащихся.
Мы группа экспертов……,………,…….
В нашем классе мы задали ребятам следующие вопросы (зачитывают с экрана):
- Есть ли у тебя настоящий друг?
- Можешь ли ты доверить тайну своему другу?
- Родные люди - это друзья?
- Есть ли у тебя домашний питомец? Считаешь ли ты его своим другом?
и получили такие варианты ответов:
- Настоящий друг есть у всех
- Доверить тайну другу могут…….
- Родные люди это самые лучшие друзья!
- Домашние животные есть у многих и считают их своими друзьями.
Учитель: Спасибо всем за работу! Я уверена, что, работая над этим проектом, вы лучше узнали друг друга, кто-то открыл новые черты характера в одноклассниках, другой оказал помощь советом или делом. А в целом это стало очередным этапом развития вашего коллектива.
А сейчас я каждому даю волшебный цветик-семицветик.
Впишите в каждый его лепесток пожелание своему другу, а кому именно, напишите в серединке цветка, а затем прикрепите цветок на доску.
(Звучит тихая музыка, дети выполняют задание.)
Учитель: Посмотрите, какая красивая полянка дружеских пожеланий у нас с вами получилась! Ну что, все материалы вашей работы мы объединили в мини-проект. Посмотрите, какой он замечательный!
(Показать папку с работами.)
– Однако я считаю, что это только начало, вы еще не раз вернетесь к этой теме и будете его дополнять. А сейчас я предлагаю спеть еще одну очень хорошую песню.
(Исполняется песня: “Как положено друзьям”)
Учитель: Ребята, а хотите еще рассказать о своем друге? ………
Я предлагаю сделать это в необычной форме, в форме синквейна.
Синквейн от французского слова 5 – стихотворение из 5 строк, которые строятся по определенным правилам:
- 1-я строка – одно слово, обычно существительное или имя человека (ДРУГ)
- 2-я строка – описание этого в двух словах – 2 прилагательных (ВЕРНЫЙ, НАДЁЖНЫЙ)
- 3-я строка – описание действия – 3 глагола (НЕ ПОДВЕДЁТ, ПОМОЖЕТ, ВЫРУЧИТ)
- 4-я строка – фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме (ДРУЖБОЙ С ДЕТСТВА ДОРОЖИ!)
- 5-я (последняя) строка – это одно слово, которое повторяет суть темы. (ДРУЖБА)
Давайте, попробуем! Те, кто справится с заданием, могут прочитать свое творение.
(Учащиеся сочиняют синквейн. Звучит тихая мелодия.)
Желающие зачитывают синквейн вслух.
Я тоже составила свой синквейн. Давайте прочитаем, что у меня получилось:
ДРУГ
ВЕРНЫЙ, НАДЁЖНЫЙ
НЕ ПОДВЕДЁТ, ПОМОЖЕТ, ВЫРУЧИТ
ДРУЖБОЙ С ДЕТСТВА ДОРОЖИ!
ДРУЖБА
Учитель: Хочется верить, что это занятие заставило вас еще раз задуматься о значимости дружбы, о том, каким надо быть человеком, чтобы рядом всегда были друзья.
(На фоне компьютерной презентации.)
Я хочу пожелать вам:
Никогда не меняйте друзей!
Их нельзя разменять как монету.
Вы поймете это поздней -
Ближе друга на свете нету.
Никогда не теряйте друзей
Ту потерю ничем не измеришь.
Старый друг не вернется к тебе.
Новым другом его не заменишь.
И не стоит друзей обижать -
Станет раной на сердце обида.
Хоть друзья и умеют прощать,
Дверь в их сердце будет закрыта.
Дружбу надо беречь всегда,
Это чувство длиннее века.
Лучший друг не предаст никогда,
Просто преданней нет человека!!!
Дружба не знает границ, она соединяет сердца не только близко живущих людей, но и тех, кого разделяют тысячи километров. Что же помогает этим людям поддерживать связь и отношения?
- Письма
- телефон – сотовая связь
- фото и видеосъемка,
- а также Интернет. Связь, которая как паутина опутала весь мир.
Ребята, а у кого из вас дома подключен Интернет?
Кто владеет Интернетом?
Кто имеет друзей и общается с ними в Интернете?
Дружба по Интернету для многих в будущем, а сегодня я, классный руководитель 6Б класса ДСОШ и мои воспитанники, приглашаем вас на Огонек дружбы к нам в школу. Мы будем очень рады с вами подружиться.
Вывод:
- Кого мы называем другом?
- Каких друзей нам хотелось бы иметь?
- А каким другом является каждый из вас? (мысленно ответим сами себе)
Итог урока
Вы сегодня показали хорошие знания. Все отлично поработали. Я желаю вам добрых и верных товарищей. Давайте скажем друг другу слова известного мультипликационного героя, терпеливого и добрейшего кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»
Я благодарю всех ребят за урок. И хочу подарить вам небольшие сувенирчики на память о вашем проекте.
Огромное всем спасибо.