На основе содержания каких программ разработана основная общеобразовательная программа МБДОУ |
«От рождения до школы» Н.Е.Веракса. |
Дополнительная литература |
Рабочая программа составлена на основе программ:
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
|
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учётом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования«От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой по формированию элементарных математических представлений.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. Решая проблемную ситуацию, ребёнок сравнивает и сопоставляет. Анализируя маленькие математические проблемы, ребёнок учится ориентироваться в окружающем мире, проявлять инициативу. Формирование элементарных математических представлений в конечном счёте есть лишь средство умственного развития ребёнка, его познавательных способностей. Дошкольный возраст – «благодатный» возраст, психика детей пластична, она легко дезорганизуется от тысячи причин, но также легко восстанавливается и помогает в этом взрослому игра.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны - отсутствие цели в игре, а с другой - игра есть средство целенаправленного формирования личности. В наибольшей степени это проявляется в так называемых дидактических играх. Характер разрешения этого противоречия и определяет воспитательную ценность игры: если достижение дидактической цели будет осуществлено в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе, то воспитательная ее ценность будет наиболее значимой. Если же дидактическая задача решается в игровых математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют действиях, целью которых и для их участников является этой дидактической задачи, то воспитательная ценность игры будет минимальной.
Актуальность
Программа «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через дидактическую игру» рассчитанный на детей, чей возраст: 3-4, 4-5, 5-6 и 6-7 лет.
Гипотеза: регулярные специально организованные развивающие занятия по математике с детьми дошкольного возраста через дидактическую игру будут способствовать наиболее эффективному развитию мышления и познавательных способностей у воспитанников детского дома.
Цель программы: Оказание помощи воспитанникам детского дома в преодолении трудностей, связанных с развитием мышления и познавательных способностей дошкольника посредством дидактических игр.
Задачи программы:
- сформировать первичные навыки мыслительной операции,
- обогащать и активизировать связную речь,
- формировать умение включаться в поисковую деятельность, осуществлять контроль собственных действий, получать результат и оценивать его;
- Приобщать к предмету в игровой и занимательной форме.
- Задачи обучения по направлению программы:
Формирование представлений о числе и количестве:
- Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
- Упражнять в операциях объединения множеств, удаления из множества части или отдельных его частей. Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой частью на основе счета, составления пар предметов и соединения предметов стрелками.
- Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
- Познакомить с цифрами от 0 до 9.
- Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1.
- Учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
- Познакомить с составом чисел второго пятка из единиц.
Учить раскладывать числа на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).
Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей. - Учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий с цифрами: плюс (+), минус (-), равно (=).
Развитие представлений о величине:
- Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
- Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
- Учить измерять длину, ширину, высоту предметов (сантиметры, метры, километры), объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры (литр).
- Дать представления о весе предметов и способах его измерения (грамм, килограмм). Сравнивать вес предметов путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.
- Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.
Развитие представлений о форме:
- Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
- Дать представление о многоугольнике, о прямой линии, отрезке прямой.
Учить распознавать фигуры независимо
- Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
- Учить составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
- Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
Развитие пространственной ориентировки:
- Учить ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
- Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.
- Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
Развитие ориентировки во времени:
- Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.
- Учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
- Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час).
- Учить определять время по часам с точностью до 1 часа.
Формы организации учебного процесса:
Ребенок, попав в стены нашего детского сада, обследуется многими специалистами, в том числе и воспитателями по многим параметрам, для меня важны:
- Уровень развития элементарных математических представлений у детей;
- Умение играть;
- Развитие речи;
- Уровень самообслуживания у ребенка.
Прежде чем начать работу с ребенком по его математическому развитию, я провожу диагностику и на основе полученных результатов определяю по какой программе с ним буду заниматься и возраст не всегда имеет значение (т.е. если ребенок 5-6 лет не знает геометрических фигур, не отличает утро от вечера, я его обучаю по программе, порядком, ниже чем предусмотрено его возрастом (индивидуально, сжатая программа) и стараюсь за 1 учебный год наверстать упущенное).
Занятия данной программы проводятся как с группами детей, так и индивидуально. Каждое занятие состоит из нескольких заданий с обязательным перерывом между ними. На протяжении всего курса происходит постепенное усложнение материала.
А также на занятиях применяются:
- подвижные игры,
- элементы психомышечной тренировки,
- продуктивные виды деятельности,
- соревнования.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.
Программа «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через дидактическую игру» рассчитана не только для развития детей с задержкой психического развития, а также может применяться с нормально развивающимися детьми.
Программа состоит из четырех блоков для детей разного дошкольного возраста:
Ожидаемые результаты
Таблица №1 Критерии результативности программы для детей 3-4 года (младшая группа)
№ | Критерии |
1 |
Количество и счет
|
2 |
Геометрические фигуры
|
3 |
Величина
|
4 |
Ориентировка во времени
|
5 |
Ориентировка в пространстве
|
6 |
Логические задачи
|
Таблица №2.Критерии результативности программы для детей 4-5 лет.
№ | Критерии |
1 |
Количество и счет
|
2 |
Геометрические фигуры
|
3 |
Величина
|
4 |
Ориентировка во времени
|
5 |
Ориентировка в пространстве
|
6 |
Логические задачи
|
Таблица №3. Критерии результативности программы для детей 5-6 лет
№ | Критерии |
1 |
Количество и счет
|
2 |
Геометрические фигуры
|
3 |
Величина
|
4 |
Ориентировка во времени
|
Общие требования к воспитанникам по окончании курса:
Ребенок активно стремится к познанию окружающей действительности, проявляет широкую любознательность. Он испытывает интерес ко всему новому, неизвестному, задает взрослым множество вопросов о самом себе, о прошлом и будущем, об устройствах мира. Ребенок строит догадки, рассуждают, обдумывает и ищет различные способы решения проблемных ситуаций, экспериментирует, радуется и удивляется собственным открытиям. Может следовать инструкции взрослого, действовать по заданному образцу, планировать свою деятельность. Обнаруживает способность достигать цели, концентрировать усилия на получении качественного результата, при необходимости устраняя ошибки и недоделки.
Виды контроля:
- диагностика,
- наблюдение,
- рефлексия.
Объемы и сроки изучения курса.
Данная программа рассчитана на четырехгодичный курс развития.
-
1 год: 20 занятий (1 раз в неделю)
- 2 год: 36 занятий (в неделю 1-2 занятия)
- 3 год: 36 занятий (1-2 раза в неделю)
- 4 год: 70 занятий (3-4 раза в неделю)