Программа по ФЭМП через дидактические игры «Знайка» на 2019–2023 гг.

Разделы: Математика, Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: дидактическая игра


На основе содержания каких программ разработана основная общеобразовательная программа МБДОУ

«От рождения до школы» Н.Е.Веракса.

Дополнительная литература

Рабочая программа составлена на основе программ:

  1. Е.В.Колесниковой
  2. В.П. Новиковой
  3. Л. Венгер, О.Дьяченко.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

  1. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду». Программа и методические рекомендации. Н.А.Арапова-Пискарева, 2007г.
  2. Колесникова Е.В. Математика для детей 3-4 лет: Методическое пособие к рабочей тетради. — М.: ТЦ Сфера, 2005г.
  3. Колесникова Е.В. Математика для детей 4-5 лет: Методическое пособие к рабочей тетради. — М.: ТЦ Сфера, 2005г.
  4. Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет: Методическое посо­бие к рабочей тетради (изд. 2-е, доп. и перераб.). — М.: ТЦ Сфера, 2005г.
  5. Математика в детском саду. Конспекты занятий с детьми 6-7 лет. В.П. Новикова, 2006г.
  6. Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет В.П. Новикова, 2008г.
  7. 7. Планы занятий по программе «Развитие» для подготовительной к школе группы детского сада. Л.Венгер, О.Дьяченко, 2000г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с учётом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования«От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой по формированию элементарных математических представлений.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. Решая проблемную ситуацию, ребёнок сравнивает и сопоставляет. Анализируя маленькие математические проблемы, ребёнок учится ориентироваться в окружающем мире, проявлять инициативу. Формирование элементарных математических представлений в конечном счёте есть лишь средство умственного развития ребёнка, его познавательных способностей. Дошкольный возраст – «благодатный» возраст, психика детей пластична, она легко дезорганизуется от тысячи причин, но также легко восстанавливается и помогает в этом взрослому игра.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны - отсутствие цели в игре, а с другой - игра есть средство целенаправленного формирования личности. В наибольшей степени это проявляется в так называемых дидактических играх. Характер разрешения этого противоречия и определяет воспитательную ценность игры: если достижение дидактической цели будет осуществлено в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе, то воспитательная ее ценность будет наиболее значимой. Если же дидактическая задача решается в игровых математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют действиях, целью которых и для их участников является этой дидактической задачи, то воспитательная ценность игры будет минимальной.

Актуальность

Программа «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через дидактическую игру» рассчитанный на детей, чей возраст: 3-4, 4-5, 5-6 и 6-7 лет.

Гипотеза: регулярные специально организованные развивающие занятия по математике с детьми дошкольного возраста через дидактическую игру будут способствовать наиболее эффективному развитию мышления и познавательных способностей у воспитанников детского дома.

Цель программы: Оказание помощи воспитанникам детского дома в преодолении трудностей, связанных с развитием мышления и познавательных способностей дошкольника посредством дидактических игр.

Задачи программы:

  • сформировать первичные навыки мыслительной операции,
  • обогащать и активизировать связную речь,
  • формировать умение включаться в поисковую деятельность, осуществлять контроль собственных действий, получать результат и оценивать его;
  •  Приобщать к предмету в игровой и занимательной форме.
  • Задачи обучения по направлению программы:

Формирование представлений о числе и количестве:

  • Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
  • Упражнять в операциях объединения множеств, удаления из множества части или отдельных его частей. Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой частью на основе счета, составления пар предметов и соединения предметов стрелками.
  • Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
  • Познакомить с цифрами от 0 до 9.
  • Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1.
  • Учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
  • Познакомить с составом чисел второго пятка из единиц.
    Учить раскладывать числа на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).
    Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей.
  • Учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий с цифрами: плюс (+), минус (-), равно (=).

Развитие представлений о величине:

  • Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
  • Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
  • Учить измерять длину, ширину, высоту предметов (сантиметры, метры, километры), объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры (литр).
  • Дать представления о весе предметов и способах его измерения (грамм, килограмм). Сравнивать вес предметов путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.
  • Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.

Развитие представлений о форме:

  • Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
  • Дать представление о многоугольнике, о прямой линии, отрезке прямой.

Учить распознавать фигуры независимо

  • Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
  • Учить составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
  • Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.

Развитие пространственной ориентировки:

  • Учить ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
  • Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.
  • Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).

Развитие ориентировки во времени:

  • Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.
  • Учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
  • Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час).
  • Учить определять время по часам с точностью до 1 часа.

Формы организации учебного процесса:

Ребенок, попав в стены нашего детского сада, обследуется многими специалистами, в том числе и воспитателями по многим параметрам, для меня важны:

  • Уровень развития элементарных математических представлений у детей;
  • Умение играть;
  • Развитие речи;
  • Уровень самообслуживания у ребенка.

Прежде чем начать работу с ребенком по его математическому развитию, я провожу диагностику и на основе полученных результатов определяю по какой программе с ним буду заниматься и возраст не всегда имеет значение (т.е. если ребенок 5-6 лет не знает геометрических фигур, не отличает утро от вечера, я его обучаю по программе, порядком, ниже чем предусмотрено его возрастом (индивидуально, сжатая программа) и стараюсь за 1 учебный год наверстать упущенное).
Занятия данной программы проводятся как с группами детей, так и индивидуально. Каждое занятие состоит из нескольких заданий с обязательным перерывом между ними. На протяжении всего курса происходит постепенное усложнение материала.

А также на занятиях применяются:

  • подвижные игры,
  • элементы психомышечной тренировки,
  • продуктивные виды деятельности,
  • соревнования.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.

Программа «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через дидактическую игру» рассчитана не только для развития детей с задержкой психического развития, а также может применяться с нормально развивающимися детьми.

Программа состоит из четырех блоков для детей разного дошкольного возраста:

Ожидаемые результаты

Таблица №1 Критерии результативности программы для детей 3-4 года (младшая группа)

Критерии

1

Количество и счет

  • сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, где много,
  • устанавливать равенство и неравенство групп предметов.
  • понимать и использовать в речи слова: столько- сколько, поровну, больше, меньше.
  • понимать значение вопроса «Сколько» и правильно отвечать на него.
  • называть числительные по порядку в пределах 5, относить последнее числительное ко всей перечитанной группе предметов.
  • согласовывать в роде, числе, падеже числительное с существительным.

2

Геометрические фигуры

  • знать геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник.
  • знать геометрические тела: шар, куб, цилиндр.
  • владеть приемами обследования зрительно-двигательным путем.
  • иметь представление о том, что фигуры могут быть разного размера.
  • видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.

3

Величина

  • сравнивать предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине.
  • использовать в речи результаты сравнения (большой, поменьше, маленький; высокий, пониже, низкий; длинный, покороче, короткий; широкий, поуже, узкий; толстый, потоньше, тонкий).
  • выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.

4

Ориентировка во времени

  • различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь.
  • различать и правильно называть времена года: осень, зима, весна, лето.

5

Ориентировка в пространстве

  • различать правую и левую руку, раскладывать и считать счетный материал правой рукой слева направо.
  • обозначать словами положение предмета относительно себя: слева, справа, вверху, внизу.
  • двигаться в заданных направлениях: налево, направо, вперед, назад.

6

Логические задачи

  • продолжать учиться решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, на анализ и синтез.

Таблица №2.Критерии результативности программы для детей 4-5 лет.

Критерии

1

Количество и счет

  • считать в пределах 5, пользуясь правильными приемами счета (называть числительные по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд; согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным; относить последнее числительное ко всей группе).
  • писать цифры по точкам.
  • соотносить цифры с количеством предметов.
  • понимать отношения между числами в пределах 5.
  • отгадывать математические загадки.
  • знать порядковый счет в пределах 5, различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «который?», «какой по счету?».
  • устанавливать равенство и неравенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга, когда они различны по величине, форме, расположению.
  • знать стихи, загадки, считалки, в которых присутствуют числа.

2

Геометрические фигуры

  • знать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
  • знать геометрические тела: шар, куб, цилиндр.
  • иметь представление о том, что фигуры могут быть разного размера.
  • уметь видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов, символических изображениях предметов.

3

Величина

  • сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине (5 размеров).
  • употреблять в речи результаты сравнения («большой», «поменьше», «еще поменьше», «самый маленький» и т.д.).
  • выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.

4

Ориентировка во времени

  • различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь.
  • различать и называть времена года: осень, зима, весна, лето.
  • отгадывать загадки о частях суток, временах года. Учить различать понятия: вчера, сегодня, завтра, правильно пользоваться этими словами.
  • различать понятия: быстро, медленно.

5

Ориентировка в пространстве

  • учиться различать правую и левую руку, раскладывать счетный материал, считать правой рукой слева направо.
  • учиться обозначать словами положение предмета относительно себя.
  • учиться ориентироваться на листе бумаги.

6

Логические задачи

  • продолжать учиться решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.

Таблица №3. Критерии результативности программы для детей 5-6 лет

Критерии

1

Количество и счет

  • иметь представления о числах и цифрах до 5.
  • иметь представления о числах и цифрах от 6 до 10 на основе сравнения двух множеств.
  • считать по образцу и названному числу.
  • научиться понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направления счета.
  • научиться воспроизводить количество движений по названному числу.
  • писать цифры от 1 до 10.
  • уметь отгадывать математические загадки.
  • знать математические знаки +, -, =, <, >.
  • уметь записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков и цифр.
  • уметь различать количественный и порядковый счет в пределах 10.
  • составлять числа от 3 до 10 из двух меньших на наглядном материале.
  • знать, как из неравенства сделать равенство.
  • устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.
  • решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации.
  • знать стихи, загадки, считалки, пословицы, в которых упоминаются числа и другие математические понятия (части суток, дни недели, времена года и др.).

2

Геометрические фигуры

  • знать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
  • уметь видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов.
  • запомнить геометрическую фигуру — трапецию.
  • преобразовывать одни фигуры в другие (путем складывания, разрезания, выкладывания из палочек).
  • ознакомиться с тетрадью в клетку.
  • рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры.
  • рисовать в тетради в клетку символические изображения предметов из геометрических фигур.
  • выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапецию.
  • выкладывать символические изображения предметов из счетных палочек (домик, лодка, елочка).

3

Величина

  • научиться располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте и толщине, используя соответствующие определения («большой», «поменьше», «еще поменьше», «самый маленький»; «широкий»,

4

Ориентировка во времени

  • иметь временные представления о частях суток, временах года.
  • называть последовательно дни недели, определять, какой день недели был вчера, какой будет завтра.
  • узнавать названия месяцев.
  • ориентироваться в пространстве.
  • уметь ориентироваться на листе бумаги.
  • определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу.
  • уметь ориентироваться в тетради в клетку.

Общие требования к воспитанникам по окончании курса:

Ребенок активно стремится к познанию окружающей действительности, проявляет широкую любознательность. Он испытывает интерес ко всему новому, неизвестному, задает взрослым множество вопросов о самом себе, о прошлом и будущем, об устройствах мира. Ребенок строит догадки, рассуждают, обдумывает и ищет различные способы решения проблемных ситуаций, экспериментирует, радуется и удивляется собственным открытиям. Может следовать инструкции взрослого, действовать по заданному образцу, планировать свою деятельность. Обнаруживает способность достигать цели, концентрировать усилия на получении качественного результата, при необходимости устраняя ошибки и недоделки.

Виды контроля:

  • диагностика,
  • наблюдение,
  • рефлексия.

Объемы и сроки изучения курса.

Данная программа рассчитана на четырехгодичный курс развития.

    1 год: 20 занятий (1 раз в неделю)
  • 2 год: 36 занятий (в неделю 1-2 занятия)
  • 3 год: 36 занятий (1-2 раза в неделю)
  • 4 год: 70 занятий (3-4 раза в неделю)

См. продолжение Программы

Приложения