В педагогическом словаре определение внеурочной деятельности имеет определение, как комбинированная часть воспитания и обучения в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Организация, форма и метод внеурочной деятельности совпадают с дополнительным образованием школьников [1]. В школе преимущество отдается образовательному процессу, организации различных кружков, научных обществ учащихся и развитию художественного творчества, спорта и др. Опираясь на Федеральный базисный учебный план для государственных общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по различным видам внеурочной деятельности является обязательным занятием в рамках образовательного процесса в школе. Педагоги Д.В.Григорьев и П.В.Степанов считают, что внеурочная деятельность в школе связывает между собой основные виды деятельности школьников, за исключением учебной деятельности и деятельности на уроке, в которых решаются поставленные задачи [2], где они рассматривают внеурочную деятельность как первостепенный акцент интеграции всех видов деятельности учащихся (кроме учебной), в которых существует возможность и эффективность в решении задач их воспитания и социализации и развития.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО), внеурочная деятельность учащихся определяется как существенная и неотъемлемая часть обучения школьников младшего и среднего возраста. Специфика данной формы организации образовательного процесса является предоставление возможности обучающимся значительного выбора занятий, которые направлены на их развитие.
В соответствии с ФГОС рассматривается организация внеурочной деятельности по пяти аспектам развития личности учащихся: общекультурный, общеинтеллектуальный, социальный, духовно-нравственный и спортивно- оздоровительный. Данные аспекты являются опорой для создания соответствующих образовательных программ, но каждое образовательное учреждение может самостоятельно отбирать приоритетные направления внеурочной деятельности, назначать временные рамки и формы её организации.
При рациональном осуществлении внеурочной деятельности важно организовать её с учётом разнообразия видов деятельности и организационных форм. При этом основную роль при проектировании деятельности должна играть система организации с опорой на основные направления развития личности учащегося. В среде образовательного учреждения как воспитательной системы внеурочная деятельность является одним из элементов системы, который, при объединении с различными предметами, будет способствовать эффективному развитию и воспитанию школьников.
Рассмотрим формы реализации внеурочной деятельности согласно ФГОС, каковыми являются:
- Дополнительные образовательные занятия общеобразовательного учреждения, в которые входят кружки, секции, студии и т.п.
- Образовательная деятельность учреждений дополнительного образования детей, например, научные исследования и сообщества, проектная деятельность, практика и объединение учащихся.
Для целесообразного проектирования и организации системы внеурочной деятельности учащихся можно рассмотреть научно-методические исследования отечественных педагогов по классификации видов деятельности. Например, выделив субъект-объектные отношения, которые возникают в процессе работы, Н.Е.Щуркова выделяет следующие виды деятельности: познавательную (субъект познает объект), преобразовательную (субъект преобразует объект), ценностно-ориентировочную (субъект оценивает объект), художественную (субъект воспринимает художественный образ), коммуникативную (субъект взаимодействует с другим субъектом) [3]. Основоположники методического конструктора внеурочной деятельности Д.В.Григорьев и П.В.Степанов рассматривают такие виды деятельности [2]:
- Игровая;
- Познавательная;
- Художественное творчество;
- Социальное творчество;
- Техническое творчество;
- Трудовая;
- Спортивно-оздоровительная;
- Проектная деятельность;
- Проблемно-ценностное общение;
- Досугово-развлекательная деятельность;
- Туристско-краеведческая деятельность.
Согласно ФГОС реализация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях направлена на достижение планируемых воспитательных результатов:
- приобретение опыта различного характера;
- активизация положительного отношения к социальным ценностям;
- приобретение опыта действовать и принимать решения самостоятельно.
Внеурочная деятельность по английскому языку в общеобразовательной школе может быть организована по разнообразным направлениям, например:
- Научно-познавательная деятельность включает в себя факультативы, кружки, научные общества, интеллектуальные встречи, олимпиады, викторины и т.д.;
- Художественно-эстетическое направление основано на постановках спектаклей с использованием иностранного языка, выставках детского искусства на иностранном языке;
При реализации внеурочной деятельности велика вероятность достигнуть таких результатов как:
- личностные результаты - саморазвитие учащихся, внутренняя и внешняя мотивация к учению и познанию, отражение индивидуально-личностных идей в обучении, социальные компетентности, личные качества обучающегося;
- формировавшиеся основы российского гражданина;
- метапредметные результаты — усвоенные УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Кроме того, внеурочная деятельность дает возможность администрации школы и педагогам решить ряд важных задач:
- организовать благоприятную атмосферу общения и нахождения ребенка в школе;
- правильно распределить учебную нагрузку;
- создать благоприятные условия для развития и мотивации учащегося;
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
Самое главное, что необходимо учитывать при реализации внеурочной деятельности в школе, это возможность самостоятельного выбора ребенка.
Делая выбор, ребенок свободно проявляет свое желание, раскрывает свои возможности и развивается как личность. Во время проведения внеурочной деятельности необходимо создать своеобразная эмоциональную среду и личностно-ориентированный подход, для того чтобы правильно вовлечь учащихся и педагогов. В связи с этим важной целью образовательного учреждения является организация практичной, мотивированной и привлекательной внеурочной деятельности.
Рассмотрим два основных определения деятельности, ведь с терминами «урочная» и «внеурочная деятельность», приходится сталкиваться ежедневно каждому из учащихся. Основное отличие урочной и внеурочной деятельности, сводится к их определению, поэтому предлагаю сравнить эти два термина и их роль в образовательной системе.
Урочная деятельность — это занятия, которые осуществляются с помощью учителей в рамках отведенного времени. В связи с этим, можно утверждать, что внеурочная деятельность внесена в школьное расписание и учебный план школы. Основной структурой формы учебно-воспитательной работы является урок, который проводится во всех школах. Правильно организованные уроки, обеспечивают точное планирование и организацию учебно-воспитательной деятельности. Кроме этого, именно урочной деятельностью обеспечивается систематический контроль процесса, а также результатов, которые получаются в результате учебно-познавательной деятельности каждого из учащихся.
Рассмотрим отличительные особенности внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность способствует построению пространства для саморазвития, всячески способствует индивидуализации, а также выращиванию свободной и самобытной личности, которая будет независима и будет обладать собственным мнением.
Такое образование является реабилитирующим и всячески развивает учащихся, помогая им раскрыть какие-либо личные интересы, склонности и так далее. Кроме этого, именно с ее помощью существует возможность раскрыть ценностно-смысловые компоненты необходимые для развития детской самодеятельности.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью основного образования и играет важнейшую роль в процессе обучения и в это же время не является аналогом программ дополнительного образования.
Цель урочной и внеурочной деятельности является одинаковой. Ее суть сводится к развитию умственных способностей каждого из учащихся. При этом, совершенно разным в урочной и внеурочной деятельности, является процесс учебы. Несмотря на то, что задачи и цели урочной и внеурочной деятельности совпадают, в их содержании, организации и формах наблюдаются существенные различия:
1. Участие во внеурочной деятельности является добровольным в отличие урочной. Учащиеся ставят перед собой задачу решить принимать ли участие в разнообразных видах внеклассной деятельности прежде всего отталкиваясь от своих интересов, желаний познать неизвестное и новое, изучать язык объединяя его изучение с определенными целями. Такой способ проведения внеурочной деятельности дает учителю возможность вовремя увлечь учащихся в актуальную для них деятельность во внеурочное время.
2. Внеурочная деятельность не обладает строгой регламентацией времени, места и формы организации. Например, проведение внеурочной деятельности можно организовать в парке, музее, спортивном зале, библиотеке и т.д. Также отсутствует строгий учет знаний, умений, навыков и каких-либо оценок. Результаты внеурочной деятельности организуются в форме отчетов, выставок, КВН конкурсов, постановок школьного театра на иностранном языке и т.д.
3. Самостоятельная работа школьника, его инициатива, желание и мотивация. Во время внеурочной деятельности школьники самостоятельно используют собственные навыки и умения, как в выполнении, так и в проведении внеурочных занятий, принимают решение выбирая форму работы, которые актуальны для них.
Очень важно поддерживать определенную взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности для обеспечения цельной структуры образования и не сводить внеурочную деятельность к примитивным, неинтересным и формальным мероприятиям. Организуя внеурочную деятельность, необходимо учитывать содержательный ориентир, а планирование и реализацию определённых форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.
Внеурочная деятельность по английскому языку имеет большое значение в школе. Работа во время внеурочной деятельность помогает расширить знания иностранного языка, способствует развитию творческих и исследовательских способностей учащихся, их личного мнения и вкуса и в итоге, мотивирует к изучению языка и культуры страны изучаемого языка. Внеурочная деятельность, которая повышает мотивацию и интерес к изучению иностранного языка поможет учащимся достигнуть поставленной задачи и преуспеть в ее решении.
Внеурочные мероприятия помогают учащимся освоить материал и овладеть языком с помощью актуальных, современных, доступных и интересных методов. Реализация внеурочной деятельности по иностранному языку направлено на решение следующих задач и развитие универсальных учебных действий:
- Усовершенствовать умения и навыки, приобретенных на уроках иностранного языка, достижение предметных результатов;
- Развивать коммуникативные универсальные учебные действия, которые влекут за собой приобретение предметных, метапредметных и личностных результатов;
- Развивать память, мышление, воображение, внимания (метапредметные результаты);
- Повышать интерес к истории и культуре страны изучаемого языка, приобретать страноведческие знания (предметные и личностные результаты);
- Воспитывать любовь к родному краю, культуре и толерантности к другим людям, представителям других культур (личностные результаты).
Таким образом изучение литературы и федерального образовательного государственного стандарта позволило выделить ключевой аспект внеурочной деятельности. Его можно определить, как системное развитие учащихся в образовательном и духовно-нравственном направлении с высокой степенью личной вовлеченности в процесс. Неподдельный интерес учащихся в рамках внеурочной деятельности обуславливается широким спектром возможностей усвоения информации и практических навыков.
Список литературы
- Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002.
- Григорьев Д.В., П.В.Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2014.
- Щуркова Н.Е., Жизнь и воспитание. М., 2010.