Внеурочная деятельность как форма организации обучения

Разделы: Иностранные языки, Внеклассная работа

Классы: 3, 4, 5, 6, 7

Ключевые слова: иностранный язык, внеурочная деятельность


В педагогическом словаре определение внеурочной деятельности имеет определение, как комбинированная часть воспитания и обучения в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Организация, форма и метод внеурочной деятельности совпадают с дополнительным образованием школьников [1]. В школе преимущество отдается образовательному процессу, организации различных кружков, научных обществ учащихся и развитию художественного творчества, спорта и др. Опираясь на Федеральный базисный учебный план для государственных общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по различным видам внеурочной деятельности является обязательным занятием в рамках образовательного процесса в школе. Педагоги Д.В.Григорьев и П.В.Степанов считают, что внеурочная деятельность в школе связывает между собой основные виды деятельности школьников, за исключением учебной деятельности и деятельности на уроке, в которых решаются поставленные задачи [2], где они рассматривают внеурочную деятельность как первостепенный акцент интеграции всех видов деятельности учащихся (кроме учебной), в которых существует возможность и эффективность в решении задач их воспитания и социализации и развития.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО), внеурочная деятельность учащихся определяется как существенная и неотъемлемая часть обучения школьников младшего и среднего возраста. Специфика данной формы организации образовательного процесса является предоставление возможности обучающимся значительного выбора занятий, которые направлены на их развитие.

В соответствии с ФГОС рассматривается организация внеурочной деятельности по пяти аспектам развития личности учащихся: общекультурный, общеинтеллектуальный, социальный, духовно-нравственный и спортивно- оздоровительный. Данные аспекты являются опорой для создания соответствующих образовательных программ, но каждое образовательное учреждение может самостоятельно отбирать приоритетные направления внеурочной деятельности, назначать временные рамки и формы её организации.

При рациональном осуществлении внеурочной деятельности важно организовать её с учётом разнообразия видов деятельности и организационных форм. При этом основную роль при проектировании деятельности должна играть система организации с опорой на основные направления развития личности учащегося. В среде образовательного учреждения как воспитательной системы внеурочная деятельность является одним из элементов системы, который, при объединении с различными предметами, будет способствовать эффективному развитию и воспитанию школьников.

Рассмотрим формы реализации внеурочной деятельности согласно ФГОС, каковыми являются:

  1. Дополнительные образовательные занятия общеобразовательного учреждения, в которые входят кружки, секции, студии и т.п.
  2. Образовательная деятельность учреждений дополнительного образования детей, например, научные исследования и сообщества, проектная деятельность, практика и объединение учащихся.

Для целесообразного проектирования и организации системы внеурочной деятельности учащихся можно рассмотреть научно-методические исследования отечественных педагогов по классификации видов деятельности. Например, выделив субъект-объектные отношения, которые возникают в процессе работы, Н.Е.Щуркова выделяет следующие виды деятельности: познавательную (субъект познает объект), преобразовательную (субъект преобразует объект), ценностно-ориентировочную (субъект оценивает объект), художественную (субъект воспринимает художественный образ), коммуникативную (субъект взаимодействует с другим субъектом) [3]. Основоположники методического конструктора внеурочной деятельности Д.В.Григорьев и П.В.Степанов рассматривают такие виды деятельности [2]:

  1. Игровая;
  2. Познавательная;
  3. Художественное творчество;
  4. Социальное творчество;
  5. Техническое творчество;
  6. Трудовая;
  7. Спортивно-оздоровительная;
  8. Проектная деятельность;
  9. Проблемно-ценностное общение;
  10. Досугово-развлекательная деятельность;
  11. Туристско-краеведческая деятельность.

Согласно ФГОС реализация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях направлена на достижение планируемых воспитательных результатов:

  1. приобретение опыта различного характера;
  2. активизация положительного отношения к социальным ценностям;
  3. приобретение опыта действовать и принимать решения самостоятельно.

Внеурочная деятельность по английскому языку в общеобразовательной школе может быть организована по разнообразным направлениям, например:

  1. Научно-познавательная деятельность включает в себя факультативы, кружки, научные общества, интеллектуальные встречи, олимпиады, викторины и т.д.;
  2. Художественно-эстетическое направление основано на постановках спектаклей с использованием иностранного языка, выставках детского искусства на иностранном языке;

При реализации внеурочной деятельности велика вероятность достигнуть таких результатов как:

  • личностные результаты - саморазвитие учащихся, внутренняя и внешняя мотивация к учению и познанию, отражение индивидуально-личностных идей в обучении, социальные компетентности, личные качества обучающегося;
  • формировавшиеся основы российского гражданина;
  • метапредметные результаты — усвоенные УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

Кроме того, внеурочная деятельность дает возможность администрации школы и педагогам решить ряд важных задач:

  • организовать благоприятную атмосферу общения и нахождения ребенка в школе;
  • правильно распределить учебную нагрузку;
  • создать благоприятные условия для развития и мотивации учащегося;
  • учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

Самое главное, что необходимо учитывать при реализации внеурочной деятельности в школе, это возможность самостоятельного выбора ребенка.

Делая выбор, ребенок свободно проявляет свое желание, раскрывает свои возможности и развивается как личность. Во время проведения внеурочной деятельности необходимо создать своеобразная эмоциональную среду и личностно-ориентированный подход, для того чтобы правильно вовлечь учащихся и педагогов. В связи с этим важной целью образовательного учреждения является организация практичной, мотивированной и привлекательной внеурочной деятельности.

Рассмотрим два основных определения деятельности, ведь с терминами «урочная» и «внеурочная деятельность», приходится сталкиваться ежедневно каждому из учащихся. Основное отличие урочной и внеурочной деятельности, сводится к их определению, поэтому предлагаю сравнить эти два термина и их роль в образовательной системе.

Урочная деятельность — это занятия, которые осуществляются с помощью учителей в рамках отведенного времени. В связи с этим, можно утверждать, что внеурочная деятельность внесена в школьное расписание и учебный план школы. Основной структурой формы учебно-воспитательной работы является урок, который проводится во всех школах. Правильно организованные уроки, обеспечивают точное планирование и организацию учебно-воспитательной деятельности. Кроме этого, именно урочной деятельностью обеспечивается систематический контроль процесса, а также результатов, которые получаются в результате учебно-познавательной деятельности каждого из учащихся.

Рассмотрим отличительные особенности внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность способствует построению пространства для саморазвития, всячески способствует индивидуализации, а также выращиванию свободной и самобытной личности, которая будет независима и будет обладать собственным мнением.

Такое образование является реабилитирующим и всячески развивает учащихся, помогая им раскрыть какие-либо личные интересы, склонности и так далее. Кроме этого, именно с ее помощью существует возможность раскрыть ценностно-смысловые компоненты необходимые для развития детской самодеятельности.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью основного образования и играет важнейшую роль в процессе обучения и в это же время не является аналогом программ дополнительного образования.

Цель урочной и внеурочной деятельности является одинаковой. Ее суть сводится к развитию умственных способностей каждого из учащихся. При этом, совершенно разным в урочной и внеурочной деятельности, является процесс учебы. Несмотря на то, что задачи и цели урочной и внеурочной деятельности совпадают, в их содержании, организации и формах наблюдаются существенные различия:

1. Участие во внеурочной деятельности является добровольным в отличие урочной. Учащиеся ставят перед собой задачу решить принимать ли участие в разнообразных видах внеклассной деятельности прежде всего отталкиваясь от своих интересов, желаний познать неизвестное и новое, изучать язык объединяя его изучение с определенными целями. Такой способ проведения внеурочной деятельности дает учителю возможность вовремя увлечь учащихся в актуальную для них деятельность во внеурочное время.

2. Внеурочная деятельность не обладает строгой регламентацией времени, места и формы организации. Например, проведение внеурочной деятельности можно организовать в парке, музее, спортивном зале, библиотеке и т.д. Также отсутствует строгий учет знаний, умений, навыков и каких-либо оценок. Результаты внеурочной деятельности организуются в форме отчетов, выставок, КВН конкурсов, постановок школьного театра на иностранном языке и т.д.

3. Самостоятельная работа школьника, его инициатива, желание и мотивация. Во время внеурочной деятельности школьники самостоятельно используют собственные навыки и умения, как в выполнении, так и в проведении внеурочных занятий, принимают решение выбирая форму работы, которые актуальны для них.

Очень важно поддерживать определенную взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности для обеспечения цельной структуры образования и не сводить внеурочную деятельность к примитивным, неинтересным и формальным мероприятиям. Организуя внеурочную деятельность, необходимо учитывать содержательный ориентир, а планирование и реализацию определённых форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.

Внеурочная деятельность по английскому языку имеет большое значение в школе. Работа во время внеурочной деятельность помогает расширить знания иностранного языка, способствует развитию творческих и исследовательских способностей учащихся, их личного мнения и вкуса и в итоге, мотивирует к изучению языка и культуры страны изучаемого языка. Внеурочная деятельность, которая повышает мотивацию и интерес к изучению иностранного языка поможет учащимся достигнуть поставленной задачи и преуспеть в ее решении.

Внеурочные мероприятия помогают учащимся освоить материал и овладеть языком с помощью актуальных, современных, доступных и интересных методов. Реализация внеурочной деятельности по иностранному языку направлено на решение следующих задач и развитие универсальных учебных действий:

  1. Усовершенствовать умения и навыки, приобретенных на уроках иностранного языка, достижение предметных результатов;
  2. Развивать коммуникативные универсальные учебные действия, которые влекут за собой приобретение предметных, метапредметных и личностных результатов;
  3. Развивать память, мышление, воображение, внимания (метапредметные результаты);
  4. Повышать интерес к истории и культуре страны изучаемого языка, приобретать страноведческие знания (предметные и личностные результаты);
  5. Воспитывать любовь к родному краю, культуре и толерантности к другим людям, представителям других культур (личностные результаты).

Таким образом изучение литературы и федерального образовательного государственного стандарта позволило выделить ключевой аспект внеурочной деятельности. Его можно определить, как системное развитие учащихся в образовательном и духовно-нравственном направлении с высокой степенью личной вовлеченности в процесс. Неподдельный интерес учащихся в рамках внеурочной деятельности обуславливается широким спектром возможностей усвоения информации и практических навыков.

Список литературы

  1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002.
  2. Григорьев Д.В., П.В.Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2014.
  3. Щуркова Н.Е., Жизнь и воспитание. М., 2010.