Педагогическое кредо:
«Будь вместе с учениками, рядом с ними и впереди них»
У современного члена общества должно быть сформировано системно-информационное видение мира. Построение информационных моделей — современный способ формирования научного мировоззрения учащихся, их представлений о компьютере не только как о средстве обработки информации, но и как составляющей новой интеллектуальной реальности, вносящей коррективы во взаимоотношения между людьми.
Важно прививать обучающимся не только культуру поведения, но и информационную культуру. Информационный образ жизни людей в настоящее время во многом определяется становлением глобального коммуникационного пространства. Компьютер становится своеобразным приложением человека, помогая ему решать разнообразные задачи в различных сферах жизнедеятельности. Компьютерные сети позволяют получать огромное количество информации, но всегда ли она объективна? Научить школьников осмысливать и фильтровать информацию – задача каждого педагога.
Деятельностным аспектом информационной культуры может быть постановка задачи для исследования, которая мотивирует обучающихся на активное решение проблемы, позволяет сделать самостоятельный выбор того программного обеспечения, которое наиболее подходит для решения данной задачи.
Одним из средств формирования системно-информационного видения мира являются интегрированные уроки. Это нестандартная форма обучения по реализации межпредметных и связей и формированию метапредметных результатов, когда урок ведут два учителя. Обычно интегрированные уроки проводятся на этапе творческого применения изученного материала, что способствует индивидуализации деятельности учащихся и их мыслительных операций.
Методика проведения интегрированных уроков
Цель интегрированного урока – создать условия практического применения знаний, навыков и умений, формирование универсальных учебных действий. Развитие мотивов обучения – необходимый показатель сформированности внутренней позиции школьника.
Для подготовки интегрированного урока необходима своя система.
Формы* проведения интегрированных уроков:
- урок-лекция;
- урок-семинар;
- урок-зачет;
- урок-пресс-конференция;
- урок-практическая работа;
- урок-путешествие;
- урок-исследование;
- урок-заседание редколлегии;
- урок творческий отчет;
- урок-викторина;
- урок-конкурс;
- урок-проект;
- урок работы с ЭОР, урок на основе моделирования.
______________
* https://infourok.ru/tipi-i-formi-integrirovannih-urokov-3548116.html
Методы** проведения интегрированных уроков
- наглядной передачи и зрительного восприятия;
- стимулирования и мотивации;
- проблемно-поисковый;
- исследовательский.
______________
** https://infourok.ru/material.html?mid=108751
Приёмы*** обучения:
- беседа;
- дискуссия;
- наблюдение;
- демонстрация;
- фронтальный, групповой или индивидуальный опрос;
- практическая работа.
______________
*** https://yandex.ru/images/search?text=приёмы%20обучения%20
их%20классификация%20по%20фгос&stype=image&lr=10830
&source=wiz&pos=5&img_url=https%3A%2F%2Fds04.info urok.ru%2
Fuploads%2Fex%2F02da%2F000dbe79-c459751c%2Fimg27.jpg&rpt=simage
Этапы подготовки к проведению интегрированных уроков
Первым этапом у учителя должно появиться желание провести свой урок в межпредметной связи с другим предметом. В классно-урочной системе такие уроки не предусмотрены, и учителя-предметники обращаются к учителю информатики с просьбой провести такие уроки один раз в полугодие. Обоим педагогам необходимо не только определить совместный интерес в объединении своих дисциплин, но и сохранить стандарты по предмету.
На следующем этапе начинается совместное обсуждение имеющегося материала, из которого вытекает цель проведения урока. Это может быть урок изучения новой темы и внедрения информации в большом объеме, повторения материала предыдущих уроков, обобщение и систематизации знаний, закрепления или углубления пройденного материала, выявления причинно-следственных связей, расширение понятий или подача приёмов и способов передачи познаний из одной предметной области в другую, контроля знаний. Затем прорабатывается план, как два учителя могут быть задействованы на уроке, составляется структура урока и конспект.
Например, с учителем биологии мы провели урок по теме «Исследование закономерностей наследования свойств и признаков при моногибридном скрещивании», цель которого развитие естественно-научного мышления через усвоение основных закономерностей наследования признаков с помощью мультимедиа технологий, в частности через алгоритмизацию при составлении компьютерной демонстрации решения генетических задач. По плану урока теоретическую часть вела учитель биологии, а я – практическую часть.
Для данного урока была выбрана форма урока-зачета, в котором использовался фрагмент проектной деятельности; тип – систематизация и углубление ранее полученных знаний, расширение понятий или подача приёмов и способов передачи познаний из одной предметной области в другую; методы урока - наглядная передача и визуализация моногибридного скрещивания с микроисследованием; приёмы – фронтальный и индивидуальный опрос, практическая деятельность – обучающиеся наблюдали с помощью эффекта анимации, как при скрещивании двух белых цветков может получиться розовый или красный, как происходит наследование болезни гемофилии, проявление закона Менделя.
Сложнее было тщательно проработать структуру урока (Таблица 1).
Таблица 1. Структура урока
Этапы урока |
Цель |
Деятельность учителей |
Деятельность учащихся |
УДД |
Организационный |
Постановка цели |
Озвучивают тему и цель урока |
Слушают учителей |
Личностные: |
Практическая работа с элементами проектирования |
Предоставить возможность стимулировать активную мыслительную деятельность и побуждение к высказыванию своих мыслей |
Раздает карточки с |
Моделируют процесс закономерностей наследования признаков при моногибридном скрещивании в приложении PowerPoint |
Регулятивные: |
«Мозговой штурм» |
Контроль знаний по теме урока биологии и урока информатики |
Задают вопросы по теме |
Отвечают на вопросы |
Личностные: знают генетическую и алгоритмическую терминологию |
Проверка выпол- |
Предоставление воpможности продемонстрировать умение моделировать генетические процессы с помощью ПК и умение делать выводы |
Предоставляют |
Демонстрируют |
Познавательные: |
Закрепление |
Закрепление знаний |
Демонстрируют |
Читают схемы решения задач, называют генетические формулы |
Строят логические цепи рассуждений, корректируют ответы |
Наблюдают за процессом выполнения теста |
выполняют тест |
Начинают выполнение действий и заканчивают их в требуемый момент времени |
||
Рефлексия и самодиагностика |
Предоставление возможности самостоятельно изучить новый материал в ходе исследования источников информации |
Контролируют деятельность обучающихся |
Заполняют лист |
Регулятивные: |
Итоговый |
Подведение итогов |
Подводят итоги |
Сравнивают и анализируют результат самооценивания с результатом оценивания учителей |
Личностные: сравнивают и сопоставляют различные точки зрения |
Опыт проведения интегрированных уроков выявляет затруднения у обучающихся, возникающие при изучении одних и тех же понятий в различных дисциплинах с одной стороны, а с другой стороны возникает необходимость проведения таких уроков. Информатика – это наука, которая тесно связана с физическими процессами и математическими вычислениями.
Использование информационных технологий на интегрированных уроках можно представить как:
- демонстрацию природных явлений и процессов, позволяющую выявить основные закономерности и усвоить основные понятия;
- выявление закономерностей природных явлений и процессов, моделируемых и наблюдаемых на экране компьютера (групповые или парные практические работы);
- моделирование природных явлений и процессов, представленных в условиях задач, дающее более четкое понимание задачи и позволяющее успешно решать задачи повышенной трудности (практические работы);
- проведение микроисследований на базе задач повышенной сложности (индивидуальные практические работы);
- работу в проектном режиме, активизирующую полученные знания и стимулирующую творческую и познавательную активность обучающихся, включающую конструкторскую и исследовательскую деятельность (групповые или индивидуальные практические работы).
Интегрированные уроки вызывают высокую мотивацию у обучающихся, создают благоприятные условия для развития учебных универсальных действий.
В результате проведения таких уроков школьники увлекаются, находятся в творческом поиске, повышается самооценка, ядром которой являются саморегуляция личности, представление о себе, своих качествах и возможностях, решают для себя проблемы на стыке двух наук.
Педагогам данный вид деятельности позволяет развивать компетентности: предметные, организационные, коммуникативные, исследовательские, личностные и наконец, информационно-технологические.
Опыт проведения интегрированных уроков с учителями-предметниками
Я проводила уроки с учителями математики, географии, биологии, химии, физики. Мне было комфортно и интересно готовиться к этим урокам, потому что компьютер – это, прежде всего, мощный инструмент для моделирования и визуализации процессов, протекающих в природных явлениях и в социальной жизни общества.
Для подготовки к данным урокам необходим свой подход: во-первых, контакт с учителем-предметником; во-вторых, анализ фактического материала и цель проведения урока; в-третьих, найти связи зависимости компонентов каждого предмета между собой, и, наконец, самое сложное, написать интересный сценарий урока, который может повысить мотивацию деятельности обучающихся на уроке.
Первым опытом работы с учителем-предметником был урок «Поведение дробно-линейной функции», где на первом уроке, учитель математики с 9 классом исследовали поведение дробно-линейной функции с модулем. Интересный факт построения графиков дробно-линейной функции – гиперболы выяснился на уроке: если вращать гиперболу вокруг другой оси симметрии, то получится поверхность, состоящая из двух частей – двуполостный гиперболоид. Именно его имел ввиду А.Толстой в своем романе "Гиперболоид инженера Гарина".
На втором уроке информатики девятиклассники сами писали программы для построения данных графиков, где наблюдали преобразование функции при изменении фрагмента программ. Работа на компьютере позволила избежать рутинных повторений простейших действий за счет применения алгоритмической структуры «цикл». Урок прошёл в форме индивидуальной практической работы типа урока-исследования и контроля знаний.
С учителем математики я провела урок в 8 классе по теме «Алгоритмическая конструкция «Повторение», где ведущая роль была у учителя информатики, потому что очень удобно представлять циклический алгоритм на примере параболической функции.
С учителем географии был проведен урок в 6 классе под названием «Вулканизм». Это природное явление можно наблюдать и изучать на ПК с помощью модели. В практической части урока использовали электронные образовательные с помощью физических карт ЦОР выписывали названия вулканов и их местоположение, смотрели ролики, в графическом редакторе создавали информационную модель и схему вулкана, искали и вводили в электронные таблицы действующие и потухшие вулканы, проходили компьютерное тестирование. Урок показал, что шестиклассники легко владеют навыком поиска информации в электронных источниках.
Учитель химии при обобщении урока по теме «Гибридизация электронных орбиталей и геометрия молекул» в 11 классе предложила мне провести этот урок вместе. Тогда, и возникла идея визуализировать компьютерную модель SP-гибридизации. Одиннадцатиклассники успешно справились и с задачами урока химии, и с созданием компьютерных моделей, которые целесообразны, если позволяют получить результаты обучения.
При проведении урока информатики и ИКТ «Моделирование и формализации физических и математических моделей» учащимся 11 класса пришлось применить знания из предметной области – физики о равноускоренном движении объектов и выполнить математические преобразования формул для того, чтобы исследовать поведение тела, брошенного под углом к горизонту, и найти диапазон угла попадания объекта в цель. Исследование проводилось в среде объектно-ориентированного программирования. При создании мультимедийной физической модели, одиннадцатиклассники создали красивый графический интерфейс и грамотно написали программный код в данной среде, которая позволила выводить расчеты на экран и наблюдать динамику процесса при различных исходных данных. Самостоятельные уроки информатики также требуют знаний из разных предметных областей.
При проектировании информационных моделей я рекомендую обучающимся использовать следующий опорный алгоритм (план):
- проанализировать объект моделирования, поставить цель моделирования и выдвинуть гипотезу получения результата;
- дать краткое изложение теории с математическими выкладками и обоснованиями (при необходимости выполнить рисунок, чертеж или график);
- написать план работы, опыта, составить таблицу для записи результатов;
- провести эксперимент с контрольным примером;
- составить алгоритм и программу, моделирующую данную задачу при различных условиях (на языке программирования или в приложениях);
- сделать выводы и заключение.
Интегрированные уроки интересны и обучающимся и учителям. Они меняют взаимоотношения между педагогами: сплачивают, расширяют кругозор.
Очень удобно работать с учебниками по информатике. В них есть ссылки на ЭОР и много практических работ, которые позволяют использовать знания из предметных областей, например, создать график «розы ветров», выполнить проект «Движение Земли вокруг Солнца», заполнить таблицу из перечня имеющихся слов: связать попарно родовые и видовые понятия, сделать вычисления сложных математических выражений в среде программирования и т.д.
Я надеюсь, что работа в паре учителя информатики и учителя-предметника, неизбежна. Использование мультимедиа технологий – это задача каждого учителя-предметника.