Одной из важнейших задач современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, которые обеспечивают обучающимся не только умение учиться, а также способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В федеральных государственных образовательных стандартах имеется пункт, в котором говорится о планировании результатов, определяющиеся не только предметными, но и личностными, метапредметными результатами обучающихся.
Среди познавательных универсальных учебных действий можно выделить особую группу знаково-символических универсальных действий, которые предполагают освоение приёмов построения моделей. Моделирование - это замена действий с обычными предметами действиями с их уменьшенными моделями, образцами, макетами, муляжами, а также с рисунками, чертежами и схемами.
стремление учителей широко использовать на уроках разнообразные графические средства объясняется тем, что словесная форма представления информации в процессе обучения не оптимальна и не универсальна.
Младший школьный возраст у детей является началом формирования учебных действий. Моделирование - это действие, которое выносится за пределы младшего школьного возраста в дальнейшие виды деятельности человека и выходит на новый уровень своего развития. Сделать объект изучения более доступным поможет моделирование, с помощью которого можно свести изучение от незнакомого - к знакомому, от простого - к сложному.
Для чего же обучающимся начальной школы необходимо овладеть методом моделирования?
Во-первых, введение в содержание обучения понятия модели и моделирования значительно меняет отношение обучающихся к учебному предмету, делает их учебную деятельность более продуктивной и осмысленной.
Во-вторых, систематическое, целенаправленное обучение методу моделирования делает обучающихся начальной школы ближе к методам научного познания. Тем самым обеспечивает их интеллектуальное развитие. Чтобы обучающиеся могли самостоятельно изучать какие-либо объекты, строить модели и явления, необходимо вооружить их моделированием.
Я работаю по программе «Школа России» второй год. В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы обучение помогало не только самоутверждению обучающихся и их нравственному становлению, но и было увлекательным для них.
Текстовые задачи являются наиболее эффективными типами заданий для формирования моделирования, так как для решения задачи необходимо построение ее математической модели. Для решения задачи обучающийся должен уметь совершать переход от текста (словесной модели) к представлению ситуации (мысленной модели), затем к записи решения, используя математические символы (знаково-символической модели). Вышеуказанные модели являются описанием одного и того же объекта - задачи, отличающиеся тем, что выполнены на разных языках: мысленная модель - на языке образов, словесная модель - на языке слов, знаково-символическая модель - на языке математических символов.
В учебном процессе моделирование бывает просто необходимо в том случае, когда обучающиеся знакомятся с новым видом задач; учителю необходимо проконтролировать осознанность решения задач обучающимися; обучающимся разрешается сделать модель наиболее понятную для них.
В образовательном процессе необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка, так как уровень интеллектуального развития у детей разный. Обучающимся с разным уровнем развития требуются разнообразные приёмы работы с задачей, поэтому на уроках математики я обучаю детей построению нескольким видам моделей к одной и той же текстовой задаче. Так обучающиеся будут способны решить любую задачу по шаблону и не окажутся в ситуации неуспеха. Выбор наиболее удачной модели решения задачи поспособствует скорейшему ответу на вопрос задачи и возможному способу решения.
Рассмотрим наиболее эффективные модели, используемые на уроках математики.
1) Рисунок - изображение условных предметов в виде геометрических фигур или реальных предметов, о которых говорится в задаче.
Чтобы сформировать осознанный подход к применению и составлению моделей в виде рисунка к задаче, я даю обучающимся следующие задания:
- какой рисунок подходит к данной задаче?
- по другому рисунку составь и реши задачу.
Подобные задания способствуют формированию у обучающихся навыка составления задач и анализа моделей.
2) Схема является наиболее предпочтительной моделью при решении задач. Она применяется в том случае, когда решаются задачи с большими числами, с буквами, тем самым позволяя подняться на довольно высокую ступень абстрактности. При решении сюжетных задач используется графическая модель-схема, которая помогает обучающимся понять абстрактные отношения, которые заданы в условии задачи. С помощью схемы можно выйти за пределы данной задачи, что позволяет получить обобщающий способ для решения любых задач данной структуры. Задания на уроках математики сориентированы на формирование обобщенного умения решения текстовых задач.
3) Таблица является видом модели, которая похожа на краткую запись.
Хорошее знание зависимости пропорциональных величин позволяет использовать на уроках математики таблицы, так как в самой таблице такая взаимосвязь не прослеживается. Данная модель служит формой, в которую фиксируется анализ сюжетной задачи, а также она является основным средством поиска решения. Использование данной модели позволит найти план и осуществить решение задачи. Данный метод очень эффективен при решении задач на куплю продажу, нахождение производительности труда, задачи на движение.
Разнообразные формы представления информации учат обучающихся быстро разбираться в схемах, таблицах и диаграммах, самостоятельно их составлять, активизируют процесс усвоения материала.
Рассмотрим применение технологии моделирования на примере основных предметов из учебно-методического комплекта «Школа России». Первый предмет, которого мы коснемся - это математика.
В учебниках М.И.Моро, М.А.Бантовой, Г.В.Бельтюковой предусмотрена специальная система заданий, которые направлены на достижение указанного результата. Для организации деятельности моделирования на протяжении всего периода изучения предмета будут системно выстроены задания. При введении нового материала выстраивается математическая модель некоторого фрагмента реальной действительности, после чего выявляются её особенности и свойства, а затем осуществляется их описание на языке математических символов и знаков (равенств, неравенств, чисел, геометрических фигур и др.).
В первом классе для раскрытия смысла арифметических действий сложения и вычитания используются схематические и предметные модели и записи этих действий на языке математических символов и знаков. Например, детям предлагается определить, какая схема и записи подходят к рисунку слева, а какие - к рисунку справа, а также выбрать для каждого рисунка подходящую запись и т.д.
В курсе «Русского языка» (авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий) технология моделирования используется при составлении модели слова, предложения, при использовании графической символики (выделение гласных, согласных, ударения, слогов, членов предложения, значимых частей слова, и т.д). Уже с первого класса обучающиеся на уроках обучения грамоте используют схемы-модели, слогоударные модели слов, предложений. Находят и самостоятельно составляют слова, предложения по модели, преобразовывают звуковые модели.
На уроках литературного чтения (авторы Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова) обучающиеся в первом классе начинают строить элементарные тексты рассуждения: «Почему так говорят?». Детям часто бывает сложно ответить на вопрос учителя «почему». Данный вопрос предполагает построение рассуждений-высказываний, устанавливающих причинно-следственные отношения между фактами. Обучающимся помогает строить рассуждения модель рассуждение (потому что, так как). Модель-сравнение позволяет сравнивать черты героев произведения, а также находить их общие черты. Модель-описание позволяет детям работать над образом героя. Моделирование обложки способствует развитию у обучающихся образного мышления, творческих способностей, пониманию темы и жанра изучаемого произведения. Работая с моделями обложек, учитель может выявлять читательский опыт обучающихся. Регулярное использование технологии моделирования на уроках литературного чтения обогащает литературное развитие обучающихся.
В курсе «Окружающий мир» (автор А.А.Плешаков) в первом классе обучающиеся изготавливают модели звёзд и созвездий, Солнца. Во втором классе при изучении темы «Неживая и живая природа» обучающиеся составляют модели, показывающие связь неживой и живой природы. При изучении темы «Что такое экономика», обучающиеся изображают с помощью модели этапы изготовления глиняного изделия. В третьем классе - модели частиц вещества, цепей питания, круговорота воды в природе, круговорота веществ, в четвертом классе - модели связей в природных сообществах.
Таким образом, применение имитационного моделирования в начальной школе, включающее в себя работу с таблицами, схемами способствует формированию основных учебных умений, которые позволяют обучающимся успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплексу.
При использовании метода моделирования учитель должен владеть разными формами организации работы и активными методами обучения, уметь конструировать дидактический материал так, чтобы обучающийся имел возможность выбирать те модели, которые будут наиболее эффективны в учебной работе.
Опыт моей работы показал, что введение в процесс обучения таких понятий как моделирование и модель значительно меняет отношение обучающихся к учебному процессу. Учебная деятельность становится более продуктивной и осмысленной. Приблизиться к методам научного познания и обеспечить интеллектуальное развитие обучающихся начальных классов позволит целенаправленное обучение методу моделирования, а систематическая работа в этом направлении способствует личностному и познавательному развитию обучающихся. Также нужно отметить, что моделирование является универсальным способом познания в условиях информационного общества, потому что оно позволяет сделать материал доступным для понимания, а обучение для детей - увлекательным.
Использованная литература
- Ермолаева А.А. Моделирование на уроках в начальной школе. - М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2009.
- Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения/ Под ред. М.С.Соловейчик. М.,1994.
- Сидоров Е.В. Проблемы речевой системности. М.,1987.
- Шелгина О.Б. Дифференцированное обучение учащихся начальной школы решению задач посредством модульной технологии// Начальная школа, 2007. №7. С.42-4
- Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 2 класс. - 2-е изд. - М.: ВАКО, 2017. - 336 с.
- Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике. 2 класс. - 5-е изд. М.: ВАКО, 2019. - 480 с.